Как осуществлять активные продажи и не раздражать клиентов — СКБ Контур

Как осуществлять активные продажи и не раздражать клиентов

3 сентября 2021

Настоящая цель активных продаж — это выяснение потребности клиента, формирование интереса к нему и ненавязчивое предложение. Никаких манипуляций, все честно: если клиенту нужен продукт, ему делают предложение. Если нет, менеджер ищет другого покупателя.

Неопытные продавцы нередко совершают ошибки при активных продажах. Поэтому у большинства клиентов такой подход ассоциируется с навязчивыми звонками и некомпетентными сотрудниками колл-центров.

В этой статье разберемся, какими на самом деле должны быть активные продажи.  

Что такое активные продажи

С точки зрения теории продаж и маркетинга любые продажи можно разделить на два вида. 

  • Пассивные — когда клиент сам устанавливает контакт с покупателем. Например, он приходит в магазин, находит консультанта, задает ему вопросы и получает счет на оплату. Покупатель, общаясь с менеджером, уже знает, чего хочет. По сути, в пассивных продажах весь цикл сделки можно провести и без продавца, с помощью аппаратов самообслуживания и интернет-магазина с подробными описаниями товаров.
  • Активные — когда клиент до знакомства с менеджером не интересовался продуктом, когда продавец привлекает внимание клиента, устанавливает с ним контакт и активно ведет его до сделки.

Активные продажи обычно практикуют в B2B-сфере. Менеджеры ищут владельцев бизнеса и предлагают им продукт, который поможет сэкономить, больше заработать или упростить организационные вопросы.

Технику можно использовать и в B2C, но это вряд ли выгодно при небольшом среднем чеке. Плюс репутация активных продаж в массовом сегменте испорчена навязчивостью специалистов по продаже пластиковых окон и кредитных карт. Поэтому использовать эту технику стоит с осторожностью — к активному продавцу люди сразу относятся с недоверием и предубеждением.

Активные продажи не должны быть навязыванием или каким-либо другим неэтичным поведением продавца.

Виды и преимущества активных продаж

Активные продажи обычно разделяют по способу выхода на клиента. Менеджеру нужно наладить контакт с клиентом, выяснить его потребности и разобраться, поможет ли ему продукт. Принцип продажи везде один, отличаются лишь подходы.

Телефонные звонки

Преимущество этого подхода — возможность быстро обработать базу потенциальных клиентов, не тратя время на дорогу и ожидания. Минус — собеседнику легко сбросить звонок, менеджер может пообщаться с секретарем и даже не добраться до человека, обладающего нужной информацией и возможностями принимать решения.

Телефонные продажи нужны не всем и не всегда. Менеджеру следует выяснить, какой формат коммуникации предпочитает руководитель, которому он пытается продать продукт. Если тому комфортно общаться по телефону, можно звонить. Если нет, стоит поискать другой способ.

Общение через интернет

Наладить контакт с клиентом можно и без телефона. Если вы узнали, что контактное лицо раздражают звонки, можно написать ему в социальные сети или мессенджеры.

Это комфортно для клиента — он может прочитать сообщение в удобное время, например, в дороге. Если вы подробно заполните профиль, то покупатель сразу поймет, с кем имеет дело, не придется тратить время на знакомство и объяснения.

Важно: если вы продаете бизнесу, то лучше не писать сообщение на официальный канал или в группу в социальных сетях. За переписку в в этом случае отвечает SMM-менеджер или вообще сторонний подрядчик, который станет лишним посредником.

Продавцу нужно заранее выяснить, кто в компании принимает решения, найти личную страницу этого человека и написать сообщение ему напрямую.

Личные встречи

Наверное, самый редкий вид продаж в B2B — когда менеджер сразу приходит в организацию, которую хочет сделать клиентом. Преимущество данного подхода: если продавцу повезет, он сможет встретиться с руководителем бизнеса лично. Минусы: трата времени, высокая вероятность неудачи. Поэтому обычно на личную встречу приходят уже после разговора по телефону или переписки в интернете.

В сегменте B2C личные встречи трансформируются в так называемый поквартирный обход и практику коммивояжеров.

Встреча на деловом мероприятии

Это проще, чем попытка уговорить секретаря перевести звонок менеджера на руководителя. И выглядит органичнее, чем визит продавца в офис компании без предварительного знакомства.

Главное, выбрать подходящее мероприятие и момент. Не стоит беспокоить нужного человека, если ему через несколько минут предстоит выступать. Но можно подойти познакомиться на кофе-брейке или во время нетворкинга.

Этапы техники активных продаж

Активные продажи строятся на классической модели продаж — менеджер выясняет, что нужно человеку, и предлагает ему выгодную сделку.

Выход на ЛПР

Первый шаг активной продажи — понять, кто в организации является лицом, принимающим решение о сделке (ЛПР). Это необязательно директор компании. Например, если вы продаете сервис, упрощающий запуск рекламы, это может быть директор по маркетингу.

Чтобы выйти на ЛПР, используйте открытые базы данных о компаниях, изучите сайт организации, поговорите с ее сотрудниками, поищите информацию в СМИ.

Я руковожу продажами в диджитал-агентстве, мы не гонимся за большим количеством клиентов и не работаем на потоке, мы практикуем так называемые «экспертные продажи». Продавцы, прежде чем выходить на клиента, анализируют его сайт и маркетинговые активности, чтобы найти критичные ошибки. Это позволяет продавцу получить «инфоповод», с помощью которого он может начать диалог с потенциальным клиентом.

В таких продажах стандартные скрипты и холодные звонки неприменимы. Продавцу нужно развивать нетворкинг, собирать информацию по целевому представителю компании, искать его в социальных сетях. Если продавец соберет информацию и только после этого выйдет на прямой диалог, конверсия в продажу будет выше.

Сергей Беляев
исполнительный директор WebIT

Установление контакта

Проблема активных продаж — потенциальные покупатели не всегда настроены на общение. Продавец должен не агитировать на сделку, не задавать вопросы, а познакомиться, преодолеть недоверие, наладить доброжелательные отношения.

Большую роль играет первое впечатление:

  • если это личная встреча, то важен приятный и аккуратный внешний вид;
  • если менеджер продает по телефону, следует поработать над дикцией;
  • при общении через соцсети имеет значение грамотность сообщения и отсутствие избыточной для клиента информации.

Опытные продавцы рекомендуют не сразу переходить к делу, а использовать так называемый small talk — можно пошутить на отвлеченную тему, коротко обсудить погоду, пробки или любую другую общую тему. Буквально два-три предложения, которыми менеджер обменяется с клиентом, помогут наладить диалог.

Выявление потребностей

Менеджеру нужно выяснить, сможет ли клиент решить проблему с помощью продукта. На этом этапе обычно используют открытые вопросы: есть ли у покупателя проблема или интерес, как сейчас он удовлетворяет свои потребности, что в первую очередь важно клиенту, а что он может проигнорировать.

Презентация продукта

Третий этап — рассказать клиенту о продукте. Презентацию лучше строить на основе данных, полученных на втором этапе, и акцентировать внимание на проблемах конкретного клиента, а не пытаться вывести универсальную формулу для всех.

Например, продавец уверен, что его продукт отличается выгодной ценой. Это замечательное свойство, но потенциального клиента в меньшей степени волнует стоимость продукта. Он уже настрадался, сотрудничая с самыми дешевыми поставщиками, и хочет уверенности в том, что контрагент выполнит свои обещания, даже если за это придется платить дороже.

В общении с таким покупателем менеджер допустит ошибку, если начнет говорить о цене. В первую очередь он должен делать акцент на гарантии качества — допустим, рассказать, что у них практически нет возвратов. А если проблемы и появляются, то отдел качества решает их буквально за сутки. Это и есть активная продажа — не просто озвучить текст презентации, а активно слушать клиента и предлагать то, что ему действительно нужно.

Отработка возражений

Если менеджер не допустил в предыдущих этапах ошибок, то возражения у клиента могут и не появиться. Но обычно развеивать сомнения все равно приходится.

Алгоритм здесь один — разобраться, что смущает человека. Если покупатель видит в менеджере врага и реагирует агрессивно, можно узнать, в чем причина такого отношения. Может быть, покупателя замучили некомпетентные продавцы и некачественный товар. Тогда ему можно предложить самостоятельно изучить отзывы о вашем продукте в независимых источниках или предложить демодоступ, чтобы он смог убедиться в качестве.

compass

Увеличьте конверсию в дозвон и продажу: находите новых клиентов для бизнеса по 40 критериям, обновляйте данные текущих контрагентов

Если покупатель сомневается, что продукт решит его проблему, менеджеру стоит вернуться на второй этап и еще раз разобраться в потребностях клиента. Возможно, продавец упустил какой-то нюанс и презентацию придется переделать и провести еще раз. Или хотя бы ответить на дополнительные вопросы.

Наконец, ситуация может сложиться так, что вашему потенциальному покупателю товар действительно не нужен. Возможно, тогда стоит отказаться от сделки, не навязываться и сохранить с человеком доброжелательные отношения. Можно договориться созвониться позже, обменяться контактными данными. Есть вероятность, что покупатель вспомнит о вежливом менеджере, когда ему все-таки понадобится продукт.

Если этап отработки возражений пройден и сомнений у клиента больше нет, можно заключить сделку.

Ошибки в активных продажах

Как и любая техника, активные продажи работают, если относиться к ним как к инструменту и не допускать ошибок. Вот распространенные проблемы этой методики.

Презентация и предложения без выявления потребностей

Бывает, что менеджер по какой-то причине пытается ускорить процесс, например, не уточняет нюансы в ситуации клиента, задает ему закрытые вопросы. Как правило, это приводит лишь к негативной реакции и потерянному времени.

Работа без информации о продукте

Менеджер по продажам должен знать главные особенности товара или услуги, которые он продает. Разбираться в типичных проблемах клиентов, понимать, зачем они приобретают аналогичные продукты, что их может смущать.

Долгое закрытие сделки

Этап отработки возражений в цикле продаж важен, но не стоит его затягивать. Менеджеру нужно тренироваться различать реальные сомнения клиента или его нерешительность.

Например, вы предлагаете продукт, который существенно улучшит качество жизни клиента в долгосрочной перспективе. Клиент понимает, что его проблему ваш товар решит, но сумма сделки для него большая, решиться на нее тяжело, поэтому он начинает задавать одни и те же вопросы, ищет дополнительные возражения. Менеджеру в такой ситуации лучше предложить зафиксировать сделку, заключить договор и выставить счет — это может подтолкнуть клиента к действиям.

Потеря интереса к клиенту после отказа

В B2B-сделках цикл продажи обычно длинный. Клиент может выслушать предложение менеджера, даже поверить в его выгоду, но все равно отказаться от договора. И дело здесь не в продукте или в навыках продавца, у компании просто нет денег после выплаты кредита. Наконец, ЛПР может отказаться от сделки из-за нехватки времени — у директора период отчетности в налоговой, ему не до активных продаж.

Опытный менеджер не будет открыто демонстрировать негатив после отказа. Он признает право сказать «нет» и предлагает вернуться к разговору позже. Но и здесь следует занять активную позицию — например, спросить у клиента, удобно ли ему будет пообщаться через пару недель снова, и создать напоминание об этом в CRM.

Задача менеджера по продажам — не продавать всем подряд, а быстро опознать вероятность покупки и тратить время только на клиентов, которые готовы купить. Я рекомендую строить рабочий день менеджера по принципу «от конца воронки к началу».

Начинайте рабочий день с лидов, с которыми вы уже на стадии подписания договора или финальных переговоров, и лишь потом переходите к другим потенциальным клиентам.

Алсу Хлуднева
управляющий партнер консалтинговой компании QED

Как заниматься активными продажами с помощью CRM

Активные продажи — это долгий процесс, в котором менеджеры параллельно общаются сразу с несколькими клиентами, ведут их по воронке продаж и обрабатывают много информации. CRM в таких продажах нужна в первую очередь как помощник, чтобы менеджеры ничего не забывали, экономили время на шаблонных действиях и работали эффективнее.

  • Постройте универсальную воронку продаж. Тогда даже начинающий продавец сможет работать с клиентами эффективнее.
  • Внедрите правило подробного заполнения карточки сделки. В B2B от знакомства до подписания договора может пройти несколько месяцев. Нужно выяснить много информации, подготовить презентацию, пару раз встретиться с клиентом. Параллельно менеджер ведет десятки сделок, и подробная карточка с деталями сделки поможет ему не теряться в разговоре и помнить, что он обещал клиенту и о чем они разговаривали в прошлый раз.
  • Автоматизируйте действия. В CRM можно настроить генерацию документов по шаблонам и автоматическую отправку. Это экономит несколько часов работы менеджера в месяц — пусть он посвятит их непосредственно продажам.

Анализируйте эффективность продаж. С помощью CRM руководитель может контролировать не только работоспособность менеджеров, но и понять, насколько в целом эффективна воронка продаж: нет ли в ней бессмысленных действий, на каком этапе клиенты чаще всего отказываются от подписания договора.

Вкратце о том, что такое активные продажи и как их осуществлять

Активные продажи — это метод работы менеджера, когда он сам инициирует сделку, уточняет нюансы ситуации клиента и предлагает с помощью продукта решить его проблему. Активные продажи чаще всего практикуют в B2B-сфере.

Обычно работа идет по классической моделе продаж: знакомство с клиентом, уточнение его потребностей и проблем, выбор и презентация нужного продукта, отработка возможных возражений и закрытие сделки.

Контакт инициируется с помощью телефонных звонков, личных встреч, общения через соцсети и через знакомства на мероприятиях.

Первый шаг активной продажи — понять, кто в организации является лицом, принимающим решение о сделке (ЛПР). Чтобы выйти на ЛПР, менеджер изучает сайт компании, маркетинговые активности, ищет контакты в самой организации или пытается получить информацию от секретаря.

В активных продажах помогает CRM — с помощью нее можно автоматизировать генерацию документов и настроить систему напоминаний менеджерам, чтобы они ничего не забывали. Еще CRM помогает руководителю анализировать эффективность сотрудников и процессов продажи в целом.

Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше
Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий