Исследование сервиса «Анкетолог» показало, что вещи с корпоративной символикой компаний есть у 56 % опрошенных. Чаще всего это футболки и другие «фанатские» товары, а также продукция благотворительных организаций. Рассказываем, какому бизнесу мерч принесет пользу, как его создать и сколько это стоит.
Мерчем называют брендированную продукцию, которую бизнес выпускает в прямых или косвенных маркетинговых целях. Обычно это канцелярские товары, которые дарят клиентам и партнерам — ручки, блокноты, календари. Также популярны чашки, зонты, футболки, сумки и другая продукция.
Корпоративные товары как инструмент продвижения нужен и микробизнесу, и крупным компаниям.
Как его можно использовать:
Раздать бесплатно. Обычно это делают с помощью промоутеров на публичных мероприятиях, например, если бизнес участвует в выставке или спонсирует некое событие.
Разыграть. Мерч обычно используют в качестве приза в конкурсах для раскрутки фирменных площадок в соцсетях, или дарят сотрудникам, победившим в корпоративных соревнованиях.
Подарить сотрудникам. Из мерча делают приветственный пакет для новичков. Содержание зависит от вида бизнеса и профессии сотрудника. Офисным работникам обычно дарят блокноты и ручки. Тем, кто трудится на улице, пригодится прочная одежда с логотипом бренда. Что-то полезное в быту, например, кружку или зонт, дарят всем.
Подарить партнерам. Это знак внимания и дополнительное напоминание о том, насколько компания ценит своих контрагентов.
Продать. Если вы считаете, что ваш бренд достаточно известный и популярный, можете организовать продажу мерча, например, в интернет-магазине.
Использовать для благотворительности. Можно просто сделать полезный мерч и передать его нуждающимся. Или организовать условный аукцион, привлечь партнеров или клиентов.
Мерч идет на пользу любому бизнесу, если он сделан креативно и со смыслом, а не «потому что у всех есть». Это брендовый носитель, который напоминает о вашей компании клиенту, когда он смотрит на него. Чем полезнее и эстетичнее предмет, тем эффективнее воздействие: пользуясь мерчем, клиент несет ваш бренд в массы, и это очень дешевая реклама.
Мы делаем собственный мерч, хотя его эффективность довольно сложно измерить. Интуитивно мы понимаем, что мерч работает на лояльность и приверженность, стимулирует разговоры о бренде и дарит позитивные эмоции, но точных подсчетов у нас нет.
Малый бизнес может в том числе продавать мерч лояльным клиентам, и тогда это уже не расход, а инвестиция. Можно вовлекать клиентов в процесс его создания, как вариант — устроить конкурс в соцсетях или просто предложить проголосовать за понравившиеся варианты.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»
Зачем бизнесу мерч
Брендированный товар может стать рекламным каналом, информационным поводом для пиара, с его помощью удобно выразить приверженность бренда какой-то идее и даже заработать.
Формирование корпоративного духа
Мерч позитивно влияет на лояльность. Сотрудникам приятно получать от работодателя какие-то полезные для работы мелочи: канцелярские принадлежности, посуду, сумку, зонт.
Ежегодно мы заказываем десятки видов и тысячи единиц сувенирной и печатной продукции. Мерч подходит любому, не только крупному бизнесу. Даже если в компании работают три человека, наличие объединяющего и внутрикорпоративного мерча пойдет на пользу — это элемент принадлежности к бренду.
Внутрикорпоративный мерч для сотрудников должен быть качественным и полезным. По результатам последнего опроса персонала у нас 70 % сотрудников носят корпоративную одежду каждый день и 25 % чуть реже — несколько раз в месяц. Но если бы качество изделий было плохим, мы вряд ли добились этого.
Азалия Максимова
ивент-менеджер хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU
Дополнительные касания клиента
В маркетинге работает «принцип касаний»: чтобы клиент что-то купил, недостаточно один раз показать ему рекламу. Бизнес должен как-то взаимодействовать с ним. Желательно, чтобы эти «касания» клиента были разными — например, сначала увидел баннер, затем рекламу в интернете, в общественном транспорте. Мерч — это один из способов дотянуться до клиента.
Реклама без раздражения и слепых зон
Рекламу на улице и в интернете мы все чаще не замечаем. Существует феномен баннерной слепоты, несмотря на то, что со временем меняется и дизайн, и типы рекламных баннеров.
Мерч обычно не содержит явных рекламных призывов, явно не бросается в глаза, при этом отличается оригинальностью и стимулирует взаимодействие с брендом.
Рост узнаваемости
По данным исследования Sageworld, 57 % людей запоминают название бренда, размещенного на кружке. В TechnoMarketing Inc. посчитали, что 89 % потребителей могут вспомнить название бизнеса, чей корпоративный мерч они получили в последние два года.
Повышение лояльности и частые контакты
Если мерч сделать полезным и функциональным, люди будут постоянно его использовать. И если чашки уже кажутся слишком распространенным вариантом, то портативные зарядные устройства, контейнеры для обедов точно найдет применение.
Недорогое продвижение
Сделать кружку с логотипом бренда стоит порядка 100 рублей, ручки — еще дешевле.
Чтобы мерч работал, его нужно сделать крутым. Тогда клиент захочет о нем рассказать знакомым, постоянно носить его с собой. Необязательно делать что-то дорогое, главное — придумать что-то необычное, чтобы простой объект мог запомниться и остаться с клиентом.
Мерч должен отражать характер бренда. Например, если компания эко-френдли, то ее мерч стоит сделать из переработанных материалов, так, чтобы его производство не наносило вред окружающей среде.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»
Как создать эффективный мерч
Какого-то особого алгоритма создания популярного мерча нет. Но есть несколько принципов, которые влияют на его восприятие.
Ключевое правило, о котором следует помнить: в основу мерча должны быть заложены концепция и ценности бренда. Мерч — это не просто вещь с логотипом, а продукт с определенным месседжем.
Функциональность
Бесполезный сувенир скорее всего сразу выкинут или уберут подальше. Поэтому брендировать нужно функциональные товары, которые пригодятся будущему владельцу.
Качество
Обычно список идей для мерча ограничен. Но даже такие распространенные варианты, как ручка или календарь, могут выглядеть оригинально, если качественно выполнены и отличаются оригинальной идеей.
Дешевая в исполнении вещь быстро сломается, что скорее будет противоречить той ценности, которая в нее вкладывалась изначально. Клиент останется недоволен, решит, что компания сильно экономит. Но если мерчем можно пользоваться долго, ощущение надежности и качества потребитель постепенно перенесет и на бренд.
Событийность
Производство мерча нередко приурочено к какому-то событию или служит инфоповодом для пиар-активности. Например, бизнес может сделать вещи из переработанных материалов в поддержку экологического движения или присоединиться к проведению мероприятия и создать мерч для его участников.
К заказу мерча нужно подходить критически: оценивать необходимые объемы, поводы для вручения и прочие детали. Просто так заказать 1 000 футболок и раздарить всем прохожим на улице — провальная идея как с точки зрения финансовых затрат, так и с точки зрения попадания в нужную целевую аудиторию.
Стать носителем мерча, а значит логотипа и бренда компании, должна соответствующая аудитория. Распространять рекламу там, где аудитории не интересны ваши продукты — бесполезная трата денег. Вряд ли кому-то захочется, чтобы мерч с логотипом его компании оказался в урне.
Азалия Максимова
ивент-менеджер хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU
Какому бизнесу пойдет на пользу брендированная продукция
Мерч — это обычные вещи, которыми люди пользуются постоянно. Вы делаете хорошую кружку, блокнот, футболку или другой товар и наносите на них логотип. Или просто используете фирменные цвета и символику, которые ассоциируются с вашим бизнесом. Этого достаточно, чтобы мерч как средство продвижения начал работать.
Массовый мерч нужен бизнесу с массовым маркетингом. Если вы производите кофе и продаете его во всех супермаркетах страны, полезно будет сделать 10 000 кружек и подарить их постоянным покупателям. Но если у вас небольшая кофейня в спальном районе, вряд ли нужно дарить кружки всем посетителям, вложения не окупятся.
Не стоит рассчитывать, что клиенты небольшого микробизнеса быстро раскупят мерч, если вдруг вы решите его продавать — для этого нужна сильная связь с брендом. Футболку с героями из «Симпсонов» купят быстрее, чем футболку с логотипом сети фитнес-клубов.
Сколько стоит создание мерча
Производство мерча состоит из нескольких этапов.
- Решите, что конкретно и для кого вы будете делать. От этого зависит выбор материалов и другие расходы. Например, партия ручек для раздачи на улице будет дешевле, чем партия ручек для подарков партнерам.
- Найдите дизайнера, поставьте ему задачу. В создании мерча важно, чтобы он не превратился в прямую рекламу. Однотонная кружка с логотипом компании лучше, чем чашка с призывом купить товар. В то же время
- Посмотрите, какой мерч сейчас делают известные компании. Например, идеи можно почерпнуть из магазинов мерча социальной сети ВКонтакте или Альфа-банка.
- Найдите товар с подходящим качеством. Бизнес обычно не производит товар сам. Он находит поставщика, характеристики товара которого подходят для создания мерча, и закупает нужное количество продукта.
- Брендируйте товар. Нанести логотип на футболку можно практически в любой типографии. Сделать это с кружкой сложнее, но обычно в любом городе есть типографии с такой печатью.
Если партия достаточно большая, заказать брендирование можно у поставщика или сразу договориться о производстве нужного количества мерча с вашим дизайном.
Малому бизнесу не нужно бояться трат на мерч, его можно изготовить за вполне приемлемые суммы. Например, наклейка — это 40 руб. за лист виниловых стикеров. Чехол на смартфон можно изготовить за 90 руб., уже с нанесением нужной картинки. Сумка-шоппер будет стоить 350 руб. с цветным нанесением.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»