Как пандемия изменила представление об автоматической проверке контрагентов — СКБ Контур

Как пандемия изменила представление об автоматической проверке контрагентов

26 октября 2021 1 478 Мнение

Пандемия коронавируса, новые ограничения из-за COVID-19 и неустойчивая экономическая ситуация привели к изменению потребностей среднего и крупного бизнеса. В результате на рынке решений для автоматической проверки контрагентов появились тенденции, которых раньше не было или которые до сих пор оставались незамеченными.

Елена Катаева

В числе новых тенденций: запрос на понятные и быстрые в реализации IT-продукты, мониторинг статуса клиентов и поставщиков и монетизация служб безопасности.

Содержание:

Тренд 1. Готовые решения

Тренд 2. Ежедневный мониторинг базы контрагентов

Тренд 3. Монетизация службы безопасности

Тренд 1. Готовые решения

Запрос на коробочные решения был и раньше, а пандемия его только усилила. Бизнес стал отказываться от проектов, которые требуют дополнительных вложений, в пользу простых и экономичных IT-разработок. Осенью и зимой 2020 года проект API Фокуса фиксировал рост числа заявок на готовые решения для автоматической проверки. Интерес со стороны бизнеса понятен. Помимо экономичности «коробка» дает возможность быстро решать задачи без сложных интеграций.

Онлайн-школа запустила услугу по корпоративному обучению. Чтобы избежать налоговых рисков, перед заключением договора каждую компанию нужно тщательно проверить, но ресурсов на это не было. Решили перейти на автоматическую проверку контрагентов, чтобы система сама на входе отсеивала юрлиц в зоне риска. Сложность заключалась в том, что на тот момент учетная система еще была в разработке и интегрировать сервис было некуда.

В школе решили не терять время и взять уже готовое решение. Установили скоринговый модуль, который работал как отдельное ПО. Компания сама настроила важные для нее критерии оценки и получала регулярные отчеты благонадежности по данным от модуля. Школе было важно, что при проверке отчеты можно будет представить в налоговую.

Когда у компании появилась собственная учетная система, скоринговый модуль внедрили в нее за полтора месяца. Обычно на интеграцию уходит минимум полгода, но модуль работал самостоятельно и не требовал доработки.

 

Интеграция — процесс разработки решения для работы с программами, которые передают данные с помощью API. Позволяет вести автоматическую проверку контрагентов в нужной учетной системе.

Почему появился тренд на готовые решения

Простота использования. Не требуют серьезных затрат на интеграцию, легко настраиваются под индивидуальные задачи.

Доступная цена. Это готовое решение, поэтому тратить деньги на разработку и интеграцию не нужно. А для разработки индивидуального решения пришлось бы задействовать команду дорогостоящих специалистов-разработчиков.

Быстрый срок реализации. Разработка индивидуального решения по ТЗ компании заняла бы несколько месяцев. По опыту проекта API Контур.Фокуса, на разработку и внедрение в среднем требуется от шести месяцев. 

Подходит тем, кто работает в закрытых информационных системах (или не имеет готовой системы). Например, крупные международные компании часто используют систему SAP. Доступ в нее предоставляет головная фирма из-за рубежа. Согласовать доработку и интеграцию в нее сложно, а иногда практически невозможно. В этом случае подойдет коробочное решение, которое может работать как отдельное ПО.

Нет юридических сложностей. Если требуются интеграция и индивидуальная доработка, можно заключить допсоглашение с вендором коробочного решения и не искать подрядчиков.

Подобрать решение можно практически под любую информационную систему. Есть разработки под конкретные рынки. Например, локальные продукты для лизинговых компаний. Есть предложения для юротдела, которые позволяют вовремя отслеживать случаи банкротства, а также для других проверяющих подразделений.          

Проект API Контур.Фокуса совместно с партнерами-интеграторами разработал более 10 готовых решений для пользователей 1С, Bitrix24, SAP, ELMA, Siebel и др. Кроме того, в линейке проекта есть собственный продукт — скоринговый модуль, который может работать как отдельное ПО. Приложение предоставляет данные по настраиваемым скоринговым моделям. С его помощью можно мониторить важные изменения статуса партнеров по бизнесу и формировать отчеты для налоговой службы.  

Тренд 2. Ежедневный мониторинг базы контрагентов

Все больше компаний понимают, что отслеживать статус контрагента нужно ежедневно, а не раз в год. При этом не важно, чем именно занимается бизнес. Наблюдение подключают и финансовые, и торговые компании, и промышленный сектор, и микрокредитные организации.

 

Мониторинг — автоматическое наблюдение за изменениями по всей базе контрагентов или по выделенной группе. Позволяет оперативно узнавать о важных изменениях у партнеров и быстро на них реагировать. 

Если раньше мониторингом в основном пользовались компании с базой от 1 000 контрагентов, то сейчас ситуация изменилась. Отслеживать статус партнеров стали даже с базой из 300–500 юрлиц. Чаще всего это российские филиалы иностранных корпораций. 

Как правило, у филиалов небольшая служба безопасности. Сотрудники успевают проверять контрагента только на входе, то есть при заключении сделки. На ежедневный мониторинг не хватает ни сил, ни времени. Повторную проверку могут провести через год или не провести вовсе, пока не появятся проблемы. Между тем, если речь идет о лицензируемой деятельности, риск нарваться на штраф из-за изменения статуса контрагента высок.

Дистрибьютор фармпродукции получил заявку на поставку лекарств. Оператор зашел на сайт Росздравнадзора и убедился, что у клиента — аптечной сети — есть действующая лицензия. Сотрудник одобрил заявку, но из-за технических проблем товар отгрузили на следующий день. Заходить на сайт ведомства повторно оператор не стал. Заявок было много, проверка велась вручную, и он просто не успел все перепроверить. Позже выяснилось, что спустя несколько часов после проверки Росздравнадзор отозвал у аптеки лицензию. В результате дистрибьютор получил штраф.

Если бы в компании проверяли статус лицензии ежедневно, например с помощью мониторинга, она могла бы избежать этой ситуации.

Почему появился тренд на мониторинг

Оптимизация бизнес-процессов. Руководители поняли, что автоматизация помогает оптимизировать работу отделов, которые участвуют в проверке контрагентов. Рутинную работу выполняет система. Узкие специалисты — юристы, сотрудники службы безопасности — подключаются только в тех случаях, когда требуется их экспертиза. Время, которое удается сэкономить, в компании используют для решения других важных задач.

Одна крупная торговая компания перешла на автоматическую проверку и переориентировала свою службу безопасности на внутренние расследования. Специалисты занялись случаями воровства на складе. Эта работа как раз требовала экспертизы и глубокого анализа.

Результат удивил руководство: количество преступлений сократилось на 70 %. А ведь проблему не могли решить годами.

Коммерческие риски. У компаний, которые кредитуют клиентов, велик риск невозвратной задолженности. Увидеть актуальный уровень благонадежности и предвидеть ухудшение ситуации поможет наблюдение в динамике, то есть с помощью регулярного мониторинга. Особенно важно отслеживать состояние контрагентов сейчас, когда власти накладывают новые ограничения на работу бизнеса из-за пандемии коронавируса. 

Репутационные риски. Если поставщик окажется неблагонадежным, он не поставит товар вовремя, а вы не выполните обязательства перед партнерами. Мониторинг дает возможность узнать о трудностях и вовремя принять меры.

Налоговые риски. Мониторинг станет дополнительным аргументом в пользу того, что вы убедились в надежности контрагента, а сделка была реальной. Поможет обосновать выбор партнера во время камеральной проверки. А если у контрагента появится задолженность по уплате налогов, вы тут же об этом узнаете. Уведомление придет на почту всем ответственным менеджерам. При этом важно помнить, что задолженность еще не говорит о недобросовестности компании. 

Тренд 3. Монетизация службы безопасности

Функционал службы безопасности больше не ограничен проверкой новых контрагентов. В крупных компаниях ждут, что специалист будет вести собственные расследования, предвосхищать риски и сводить их к минимуму. Например, анализировать базу клиентов и поставщиков, находить юрлица в зоне риска и вовремя менять условия работы с ними. Если речь идет о дебиторской задолженности, то контролировать ее размер, а не ждать, когда она превысит все возможные пределы. 

В то же время служба безопасности может сотрудничать с другими отделами, предоставляя им дополнительные сведения о клиентах и поставщиках. Либо компания может дать прямой доступ к программам по проверке контрагентов другим подразделениям. Например, отделы маркетинга крупных компаний уже обогащают клиентские базы новыми сведениями и более качественно работают с действующими клиентами.  

Почему появился тренд на монетизацию службы безопасности

Изменение роли службы безопасности. Решать проблемы теперь недостаточно. Нужно сделать так, чтобы они даже не появлялись.

Ценность данных и методов программ по проверке контрагентов для повышения эффективности других отделов.

Пример 1. С помощью программы по проверке контрагентов розничноторговая компания соединила в единую систему все фирмы, работающие под известным брендом. Уровень доверия к головной организации был высок, поэтому компания предоставила всем дочерним фирмам бренда единую систему лояльности. Это помогло расширить сотрудничество и найти постоянных надежных покупателей.

Пример 2. Маркетологи анализируют базу, которая уже есть в компании, используя данные о финансовом состоянии, закупках, лицензиях, сфере деятельности, месте регистрации юрлица и др. Благодаря этой информации специалисты ранжируют и фильтруют списки юрлиц, чтобы выделить в них целевых клиентов для нового продукта.

Сделать это можно вручную, но специалисту потребуется много времени. Проще использовать программы по проверке контрагентов, в которых уже собрана вся официальная информация о юрлицах. Например, API Контур.Фокуса.

focus-api

Получите актуальную информацию о юрлицах, физлицах и ИП из 32 официальных источников в привычной информационной системе.

API Контур.Фокуса — сервис, с помощью которого можно настроить автоматическую проверку новых и уже действующих контрагентов. На проверку требуется всего несколько минут. Отчеты о результатах проверки можно представлять в ФНС или суд. 

Елена Катаева, руководитель проекта API Контур.Фокуса

Фокус API
Информация о контрагентах в вашей информационной системе (1С, SAP и другие)
Узнать больше
Елена Катаева
Фокус API
Информация о контрагентах в вашей информационной системе (1С, SAP и другие)
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий