На маркетплейсы выходят поставщики. Настраивая масштабные маркетинговые кампании, площадки привлекают все больше новых покупателей. Считается, что торговля на маркетплейсах дает брендам массу преимуществ: они меньше тратятся на рекламу, имеют доступ к уникальным инструментам. Например, Wildberries предлагает свою систему привлечения клиентов, аналитики и прогнозирования.
У интернет-магазина, который работает самостоятельно, таких инструментов нет. Ему приходится прибегать к готовым решениям от сторонних разработчиков или создавать свои, а это лишние расходы времени и средств. Работая с Wildberries, он использует полезные инструменты за небольшую плату, хотя в ближайшее время условия могут изменится.
В 2020 году прибыль Wildberries составила 2,1 млрд руб., и это, вероятно, как-то повлияет на правила сотрудничества.
С какими проблемами сталкивается бизнес
Основная проблема, которую отмечают эксперты — размытие брендов. Если поставщик выходит на маркетплейс, то он становится одним из тысяч участников. Его товары ассоциируются с маркетплейсом. Покупатели перестают замечать бренд: рубашка с Ozon, джинсы с Wildberries, камера с AliExpress.
Для перекупщиков это не страшно, у них другая цель. Но усилия производителя, который стремится к росту узнаваемости, отстраивается от конкурентов, тратит на это время и деньги, могут оказаться напрасными. Производитель становится очередной фабрикой, no name брендом. Он теряет прибыль, потому что продукция неизвестных компаний стоит в среднем на 5-10 % дешевле.
Ведите клиентскую базу и поощряйте клиентов акциями, скидками или бонусами с помощью системы лояльности в Контур.Маркете
Известные бренды, особенно производители одежды, не работают на маркетплейсах. Они занимаются развитием и продвижением бренда, вкладывают ресурсы в повышение узнаваемости, понимая, что маркетплейс сделает их «одними из». Они не хотят, чтобы человек покупал кроссовки Amazon вместо кроссовок Adidas.
Каково будущее маркетплейсов
Сегодня маркетплейсы развиваются по старому сценарию ритейла, который российские супермаркеты позаимствовали на западе. Сначала ритейлеры предложили покупателям привлекательную низкую цену на товары. Люди привыкли к большому выбору в одном месте, удобству и невысоким ценам. Схема сработала. На рынок вышел «Мегамарт» и другие сети. Позже часть ритейлеров ушла с рынка, другие трансформировались.
Сеть предлагала поставщику разместить товары у себя на полке, при этом диктовала цену. Дальше ритейлер делал наценку и размещал товары на полках своих магазинов.
Производители оценили такой вид сотрудничества. Они могли сэкономить на бренд-маркетинге, рекламе, избавиться от сложной логистики.
Покупатели тоже выиграли, получив много товаров в одном месте, большой выбор среди разных производителей и доступные цены. Сейчас все эти преимущества предлагают маркетплейсы.
Заняв выгодные позиции, ритейл захотел больше прибыли. В итоге цены для покупателей выросли, а поставщики сдвинулись вниз по цене. Рентабельность сетей начала зашкаливать, они монополизировали рынок, начали диктовать свои условия производителям и покупателям. Но ненадолго.
Появились магазины у дома, которые предложили покупателям более низкие цены, чем ритейл на товары одного и того же производителя. Магазин у дома не мог позволить себе такую высокую наценку, как торговая сеть. Покупать у них стало выгоднее, несмотря на огромные объемы закупок ритейла и большие скидки. Так у торговых сетей начался отток клиентов в небольшие магазинчики.
Со временем ситуация изменилась, ужесточился контроль цен со стороны государства, ритейлеры сделали работу над ошибками и поменяли стратегию. На рынке появились новые игроки, но магазины у дома остались.
Тот же путь проходят маркетплейсы. И этот путь будет характеризоваться несколькими тенденциями.
Монополизация на рынке маркетплейсов
Сейчас к ним растет интерес покупателей и производителей. Крупные площадки развиваются, становятся еще больше. Data Insight прогнозируют рост рынка e-commerce в 4 раза к 2025 году. Маркетплейсы поглотят небольшие магазины и начнут конкурировать между собой.
Вскоре и на рынке электронной торговли мы увидим процессы монополизации. Лидирующие площадки пытаются диктовать свои условия рынку.
Борьба за целевую аудиторию
Это уже отчасти происходит сегодня. Мы видим, как маркетплейсы не дают производителям, магазинам доступ до конечного потребителя, они пресекают прямую работу с ним. В такой ситуации небольшим магазинам почти невозможно развиваться, потому что они теряют контакт со своей целевой аудиторией.
Увеличение количества игроков и рост цен
Маркетплейсы пройдут сценарий ритейла в ближайшие 5-10 лет. Интернет-магазинов станет заметно меньше, после этого начнут расти цены, несмотря на большие скидки. Маркетплейсы решат диктовать свои условия поставщикам.
Появление интернет-магазинов нового формата
Новички будут появляться по мере развития описанных выше тенденций. К ним в итоге уйдут покупатели с маркетплейсов.
Возможно, все произойдет гораздо раньше. Может случиться и так, что маркетплейсы поведут себя иначе, чем ритейл, и приятно удивят и покупателей, и поставщиков.
Дмитрий Никитин, генеральный директор компании Via.Delivery
Не знаю где сейчас формат у дома так сильно развивается, но могу точно сказать что в городах с населением меньше 100 000 человек их очень жёстко жмут сети из-за повсеместного и бесконтрольного размещения своих точек. Очень многие закрываются. Так что если государство не будет точить клыки этим монстрам доля малого бизнеса будет сокращаться во многих секторах торговли существенными темпами.
Вообще удивляет почему подобную маркетплейсам систему не создало государство которое по факту позволяет сторонним компаниям брать своего рода корпоративный налог с участников оборота. Хотя чему тут удивляться ...