Бренды уходят с маркетплейсов. Когда наступит коллапс электронной торговли? — СКБ Контур

Бренды уходят с маркетплейсов. Когда наступит коллапс электронной торговли?

17 ноября 2021 3 Мнение

По данным ежегодного отчета Data Insight, российский рынок e-commerce стремительно развивается. В 2020 году он вырос на 58 % и достиг 2,7 трлн руб. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Аналитики утверждают, что подобную картину мы будем наблюдать как минимум ближайшие 5 лет.

Дмитрий Никитин

На маркетплейсы выходят поставщики. Настраивая масштабные маркетинговые кампании, площадки привлекают все больше новых покупателей. Считается, что торговля на маркетплейсах дает брендам массу преимуществ: они меньше тратятся на рекламу, имеют доступ к уникальным инструментам. Например, Wildberries предлагает свою систему привлечения клиентов, аналитики и прогнозирования.

У интернет-магазина, который работает самостоятельно, таких инструментов нет. Ему приходится прибегать к готовым решениям от сторонних разработчиков или создавать свои, а это лишние расходы времени и средств. Работая с Wildberries, он использует полезные инструменты за небольшую плату, хотя в ближайшее время условия могут изменится. 

В 2020 году прибыль Wildberries составила 2,1 млрд руб., и это, вероятно, как-то повлияет на правила сотрудничества.

С какими проблемами сталкивается бизнес

Основная проблема, которую отмечают эксперты — размытие брендов. Если поставщик выходит на маркетплейс, то он становится одним из тысяч участников. Его товары ассоциируются с маркетплейсом. Покупатели перестают замечать бренд: рубашка с Ozon, джинсы с Wildberries, камера с AliExpress.

Для перекупщиков это не страшно, у них другая цель. Но усилия производителя, который стремится к росту узнаваемости, отстраивается от конкурентов, тратит на это время и деньги, могут оказаться напрасными. Производитель становится очередной фабрикой, no name брендом. Он теряет прибыль, потому что продукция неизвестных компаний стоит в среднем на 5-10 % дешевле.

market

Ведите клиентскую базу и поощряйте клиентов акциями, скидками или бонусами с помощью системы лояльности в Контур.Маркете

Известные бренды, особенно производители одежды, не работают на маркетплейсах. Они занимаются развитием и продвижением бренда, вкладывают ресурсы в повышение узнаваемости, понимая, что маркетплейс сделает их «одними из». Они не хотят, чтобы человек покупал кроссовки Amazon вместо кроссовок Adidas.  

Каково будущее маркетплейсов

Сегодня маркетплейсы развиваются по старому сценарию ритейла, который российские супермаркеты позаимствовали на западе. Сначала ритейлеры предложили покупателям привлекательную низкую цену на товары. Люди привыкли к большому выбору в одном месте, удобству и невысоким ценам. Схема сработала. На рынок вышел «Мегамарт» и другие сети. Позже часть ритейлеров ушла с рынка, другие трансформировались.

Сеть предлагала поставщику разместить товары у себя на полке, при этом диктовала цену. Дальше ритейлер делал наценку и размещал товары на полках своих магазинов.

Производители оценили такой вид сотрудничества. Они могли сэкономить на бренд-маркетинге, рекламе, избавиться от сложной логистики.

Покупатели тоже выиграли, получив много товаров в одном месте, большой выбор среди разных производителей и доступные цены. Сейчас все эти преимущества предлагают маркетплейсы.

Заняв выгодные позиции, ритейл захотел больше прибыли. В итоге цены для покупателей выросли, а поставщики сдвинулись вниз по цене. Рентабельность сетей начала зашкаливать, они монополизировали рынок, начали диктовать свои условия производителям и покупателям. Но ненадолго.

Появились магазины у дома, которые предложили покупателям более низкие цены, чем ритейл на товары одного и того же производителя. Магазин у дома не мог позволить себе такую высокую наценку, как торговая сеть. Покупать у них стало выгоднее, несмотря на огромные объемы закупок ритейла и большие скидки. Так у торговых сетей начался отток клиентов в небольшие магазинчики. 

Со временем ситуация изменилась, ужесточился контроль цен со стороны государства, ритейлеры сделали работу над ошибками и поменяли стратегию. На рынке появились новые игроки, но магазины у дома остались.

Тот же путь проходят маркетплейсы. И этот путь будет характеризоваться несколькими тенденциями. 

Монополизация на рынке маркетплейсов

Сейчас к ним растет интерес покупателей и производителей. Крупные площадки развиваются, становятся еще больше. Data Insight прогнозируют рост рынка e-commerce в 4 раза к 2025 году. Маркетплейсы поглотят небольшие магазины и начнут конкурировать между собой.

Вскоре и на рынке электронной торговли мы увидим процессы монополизации. Лидирующие площадки пытаются диктовать свои условия рынку.

Борьба за целевую аудиторию

Это уже отчасти происходит сегодня. Мы видим, как маркетплейсы не дают производителям, магазинам доступ до конечного потребителя, они пресекают прямую работу с ним. В такой ситуации небольшим магазинам почти невозможно развиваться, потому что они теряют контакт со своей целевой аудиторией. 

Увеличение количества игроков и рост цен

Маркетплейсы пройдут сценарий ритейла в ближайшие 5-10 лет. Интернет-магазинов станет заметно меньше, после этого начнут расти цены, несмотря на большие скидки. Маркетплейсы решат диктовать свои условия поставщикам.

Появление интернет-магазинов нового формата

Новички будут появляться по мере развития описанных выше тенденций. К ним в итоге уйдут покупатели с маркетплейсов.

Возможно, все произойдет гораздо раньше. Может случиться и так, что маркетплейсы поведут себя иначе, чем ритейл, и приятно удивят и покупателей, и поставщиков.

Дмитрий Никитин, генеральный директор компании Via.Delivery

Маркет
Ведите базу клиентов, планируйте график, получайте отчеты о выручке, следите за расходниками и выполнением заказов.
Узнать больше
Дмитрий Никитин
Маркет
Ведите базу клиентов, планируйте график, получайте отчеты о выручке, следите за расходниками и выполнением заказов.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
3 комментария
АШ
Маркетплейсы, типа Яндекса, могут в лёгкую запустить сервис который поможет мелким предпринимателям создать свой промо-сайт где товаро-учетная система будет завязана на их маркетплейс, тем самым товар будет торговаться и там и там, что условно может хоть как-то продвигать или создавать видимость продвижения собственного бренда. Мне представляется что из щупалец маркетплейсов будет ещё тяжелее вырваться чем из торговых сетей.
Не знаю где сейчас формат у дома так сильно развивается, но могу точно сказать что в городах с населением меньше 100 000 человек их очень жёстко жмут сети из-за повсеместного и бесконтрольного размещения своих точек. Очень многие закрываются. Так что если государство не будет точить клыки этим монстрам доля малого бизнеса будет сокращаться во многих секторах торговли существенными темпами.
Вообще удивляет почему подобную маркетплейсам систему не создало государство которое по факту позволяет сторонним компаниям брать своего рода корпоративный налог с участников оборота. Хотя чему тут удивляться ...
МП
Маркет Плейсы 24 июля
маркет плейсы....для вашего бизнеса это отложенная смерть..........с тех пор как вы выложили ваш товар на маркет плейсе вы ни кто...покормят конечно определенное время но потом вас причешут под маркет. подписанный вами договор изменится в одностороннем порядке несколько раз....вам бросят письмишко для понимания но вы ни чего не сделаете.....будут задерживать выплаты. терять ваши товары. с компенсацией 20% за минусом их моржи....постоянно повышать цены на их услуги....вы раб и ни кто больше.....маркет-плейсам плевать на вас конкретно потому что найдется другой такой же .у которого нет сайта куда бы мог прийти клиент...покупатели на маркетах спокойно по правилам маркета попользовавшись и наигравшись вашим товаром вернут его вам. а маркет даже не рыпнется с целью защитить ваши интересы как партнера. за возврат маркет с вас еще раз получит..им это выгодно. а вы получите товар который уже останется выкинуть....с вами ни кто не согласует возврат а если и предупредят то это вы уже не измените и останется утереться..даже если покупатель закажет товар и просто не придет за ним, вас все равно нагреет маркет за покатушки.......наверное сами и заказывают от скуки и потом не приходят....производителям товаров маркеты тем более вредят. умышленно снижают мрц.демпингуют в отличии от нормальных сайтов.....тем самым роняя статус производителя и товаров...самим покупателям тоже хлопот хватает....ждут люди товар а маркет или опоздал или потерял. поддержка у маркетов это отдельная тема.....точнее диагноз.там работают не с целью помочь клиенту а с целью обработав заявку заработать 15-25 руб за обращение и закрыть вопрос.....интернет магазины осели....их бизнес катится из-за маркетт плейсов.......
как проверяют маркеты и кто ? что они перевозят? ни кто не проверяет вложения...как на почте или в порту....где сканеры. собаки. ??? как.эти бес контрольные сети можно использовать,для продажи и перемещения по стране и чего? остается только догадываться.....а ведь пвз буквально в каждом жилом доме ....вот что опасно....что там под видом какого нибудь заказа лежит? а это безопасность граждан ....в сдэк или в пэк сдается груз. дак откроют- проверят что отправляете....
а маркеты не проверяются....
закрывать их нужно.
сервис совершенно не сервис.
рынку мешают.
производителям мешают.
губят бизнес. даже тех кто с ними работает......
С
все верно, в точку...работаем оффлайн и слава богу ума хватило не вылезти на эти площадки. Как к нам ходили покупатели так и ходят..ничего не изменилось. А бренды там давно уже потеряли и статус и смысл и значимость. Закрывать их однозначно!