Savasana: как запустить производство одежды для йоги

Мария Остроумова
3 апреля 2014

Анна Ларина пришла в бизнес по необходимости. Сначала помогала брату строить сеть интернет-магазинов, а потом создала собственный бренд мужской и женской одежды для йоги и фитнеса Savasana. Свою компанию она называет «новорожденной» и опасается делать поспешные выводы. Однако уже понятно: спрос на йогу растет, а вместе с ним растет потребность в специальной одежде.

О том, как начинался ее предпринимательский путь, Анна Ларина рассказывает порталу Контур.ру

Нефтянка и e-commerce

По образованию я юрист, окончила Московский институт экономики, менеджмента и права. Однако поработать по специальности мне не пришлось. В 2010 году, сразу после окончания университета, я попала в нефтянку, где два года была менеджером по продажам.  

Каких-то конкретных бизнес-планов у меня не было, в предпринимательство пошла, потому что «хотелось кушать». Впервые в бизнес я попала во время моей пятилетней жизни в Египте, там я стала партнером и управляющим директором дайвинг-центра. Первый бизнес в Москве — сеть интернет-магазинов одежды и обуви в среднем ценовом сегменте — появился в начале 2012 года.

Этим проектом изначально занимался мой брат: он выступил инвестором интернет-магазинов, но из-за разногласия между партнерами бизнес начал проседать. Я решила взять на себя развитие этого направления: открыла шоу-рум, договорилась о продвижении с партнерскими ресурсами, наладила традиционные для электронной коммерции рекламные каналы. Через год нам удалось найти инвестора и продать довольно успешный бизнес — интернет-магазины Оденься.ру, «Лето-солнце», «Магазин желтых ботинок» и еще несколько небольших ресурсов.

Йога как бизнес

Вырученные от продажи деньги я вложила в развитие нового проекта — компании по пошиву одежды для йоги и фитнеса Savasana. В общей сложности первоначальные инвестиции составили 1 млн рублей. Бренд родился чуть больше года назад, а первая коллекция от российского дизайнера Марии Шишкиной была готова в сентябре 2013 года.

Свободную нишу на рынке — создание мужской и женской одежды для занятий йогой — я заметила давно. Йога становится все более популярной, специализированные центры и магазины растут как на дрожжах. Все больше горожан увлекаются эти видом спорта и ищут для себя удобную и подходящую форму.

Сейчас на рынке есть недорогая одежда от индийских производителей. Главный плюс такой формы — ее цена, но качество оставляет желать лучшего: одежда не удобна для занятий и быстро приходит в негодность. На другом полюсе — элитная форма американских и европейских брендов. Там йога — мощный и популярный тренд, так что западный рынок уже давно занят и поделен. Минусы формы из США и ЕС — высокая цена (особенно по меркам регионов) и узкий ассортимент. Savasana — это середина между этими двумя крайностями. Я предлагаю своим клиентам качественную и разнообразную дизайнерскую одежду по приемлемым ценам.

Типичные сложности

Так сложилось, что никто не учил меня открывать производство, поэтому на старте мне удалось наступить, наверное, на все возможные грабли. Во-первых, сложности возникли с производством. Найти фабрику, которая взялась бы за небольшой заказ, оказалось нетривиальной задачей. Те, кто готов был сотрудничать, часто не обладали требуемым техническим оснащением или выставляли заоблачную цену, из-за которой конечная стоимость продукта вырастала в разы. В итоге нам удалось договориться с дружественной фабрикой, которая взялась за наш заказ. Всего мы отшили 5200 вещей: 52 артикула по 100 штук.

Проблемой стал поиск ткани. Если вы рассчитываете сразу отшивать большую коллекцию, закупайте ткань  оптом в Турции или Китае.

Некоторые, чтобы сэкономить время и деньги, берут ткань в наличии у местных дистрибьюторов. Учитывайте, что потом найти ткань в том же оттенке практически невозможно. Под одним и тем же артикулом в каталогах поставщиков можно встретить совершенно разные цвета.

Еще одна сложность на старте — правильно угадать ожидания и потребности покупателей. По прошествии полугода мы уже понимаем, какие модели больше всего понравились клиентам, какие мало пользуются спросом. С учетом этих выводов мы будем вносить коррективы в нашу следующую линию, которая выйдет в продажу летом 2014 года.

Производственный хаб

Пошив одежды у нас отдан на аутсорс, для летней коллекции мы уже выбрали другого подрядчика, который лучше отвечает нашим технологическим требованиям. Компания сейчас разрабатывает модели, лекала, ищет цвета, подбирает ткани и занимается реализацией.

Вместе с рождением бренда Savasana мы открыли интернет-магазин. Первые продажи были розничные: ресурс продвигали в интернете, размещали рекламу на тематических порталах. Затем решили открыть и оптовое направление для магазинов спортивной одежды и йога-центров. Здесь у нас работает тактика холодных звонков.

Информацию о каждом нашем дилере мы публикуем на своем сайте. Сейчас нашу одежду можно купить в 7 офлайн-точках и 2 интернет-магазинах в Москве и еще примерно в 6 магазинах в регионах. Все больше дилеров сейчас сами находят нас в интернете, им интересно расширять собственный ассортимент за счет нашей одежды.

В штате Savasana всего 3 человека и аутсорсинговый колл-центр. Для доставки заказов по Москве мы используем собственную курьерскую службу, а вот с оптовыми заказами сложнее: их я гружу в свою машину и довожу до офисов транспортных компаний. Сейчас на розницу у нас приходится примерно 70% всех продаж, остальные 30% - мелкий и крупный опт. В будущем я надеюсь на увеличение именно оптовой составляющей: ведь с ее помощью мы можем выйти в регионы России и наладить там свою систему дистрибуции. Региональный рынок еще более благодатный, чем столичный. Йога-центры там тоже активно появляются, а вот качественной одежды из США и Европы практически не найти.

Масштабирование в дизайне

Летнюю коллекцию мы планируем отшить в большем тираже — ровно в 2 раза. Уже точно решили, что у нас будут 27 моделей и разнообразная палитра цветов. С конечным количеством артикулов еще не определились, но, полагаю, их число не превысит 70.

Совершенно точно останутся наши хиты — необычные дизайнерские модели: например, топ с вшитым лифом, укороченная кофта на завязках, гетры для йоги, два вида шорт. Не очень активно у нас продается мужская линия. Когда мы только задумывали Savasana, обнаружили, что никто не шьет мужскую одежду для йоги. Естественно, мы решили заполнить пробел, но ажиотажа по факту не обнаружили. Многие покупают вещи, потому что их удобно носить на фитнес.

Как и любое производство, мы испытываем сезонные спады и пики продаж, правда, наша динамика идет вразрез с рынком. Если летом большинство бизнесов идут на спад, мы на подъеме: видимо, люди открывают для себя йогу в теплое время года, а вот декабрь-январь для нас, наоборот, мертвый сезон.

В среднем ежемесячно наши продажи растут на 20-30%, но об окупаемости говорить пока рано. Я думаю, что в ноль сможем выйти через 1,5-2 года.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1041 просмотр
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.