Оферту может использовать практически любой бизнес. Если составить ее грамотно, это упростит продажи и позволит избежать споров с покупателями.
Рассмотрим в этой статье следующие вопросы:
- Что такое оферта
- Когда договор по оферте считается заключенным
- Как составить акцепт для B2B
- Как заключить договор по оферте
- Виды оферты
- Чем публичная оферта отличается от рекламы
- Правила использования оферты для интернет-магазинов
- Что включить в публичную оферту для интернет-магазина
- Где разместить оферту
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор, содержащее все необходимые для этого условия. Такие условия еще называют существенными. Конкретного определения существенности для любых договоров нет — нужно смотреть требования к виду договора в Гражданском кодексе. Например, для договора купли-продажи товара необходимые условия указаны в ст. 454 ГК РФ, для договора подряда — в ст. 702 ГК РФ.
Процесс создания, заключения и отзыва оферты регулируется ст. 435 ГК РФ.
Обычно существенными условиями считаются:
- описание продавца и покупателя;
- условия покупки товара: процесс заключения сделки, цена, когда договор считается заключенным;
- условия отмены оферты;
- условия изменения оферты.
Если в оферте не будет всех нужных существенных условий, суд может посчитать, что такая оферта не имеет силы.
Когда договор по оферте считается заключенным
Одно из существенных условий любой оферты — наличие акцепта, то есть условия, при котором договор считается заключенным. Акцепт — это явное действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты.
Акцепт должен быть однозначным. В офлайне это обычно факт оплаты. Когда вы ходите по супермаркету, смотрите на товары, несете их на кассу — все это можно считать процессом рассмотрения оферты. Когда же оплата совершена, оферта считается заключенной.
Контролируйте бизнес удаленно: проверяйте, сколько денег в кассе и на расчетном счете, настройте уведомления о работе кассы
В интернет-магазинах обычно встречается несколько вариантов акцепта:
- оповещение, что в момент оплаты вы соглашаетесь с условиями продажи;
- отметка, что вы согласны с условиями продажи, до перехода на экран оформления заказа — когда вы ставите галочку «Согласен с условиями»;
- принятие условий продажи в момент регистрации аккаунта;
- подтверждение заказа переходом по ссылке из почты или указанием кода из sms или push-сообщения.
В качестве акцепта лучше указывать действие, которое бизнес может доказать. Самый эффективный способ — полная оплата товара или услуги. В случае с онлайн-офертой подтвердить факт оплаты может банк и сервис, через которые клиент проводил платеж.
Бездействие не считается акцептом. То есть в оферте нельзя указать, что договор считается заключенным, если клиент не сказал иное.
Как составить акцепт для B2B
Сложнее составлять акцепт, если вы продаете товары или оказываете услуги не физическим лицам, а бизнесу. Нужно убедиться, что человек, принимающий условия оферты, имеет право действовать от лица компании или ИП. Иначе бизнес может отказаться — например, ИП скажет, что аккаунт на сайте зарегистрировал посторонний человек, данные ИП взял в открытом доступе, поэтому никаких обязательств предприниматель нести не собирается.
Поэтому для B2B-сферы акцептом часто выступает факт оплаты с расчетного счета покупателя по счету исполнителя — такое действие просто доказать с помощью банка. В качестве акцепта можно прописать только часть платежа — например, оферта может считаться заключенной, даже если клиент заплатит 1 % от общей суммы договора. Размер суммы здесь формальность, главное — факт перевода денег со счета.
Как заключить договор по оферте
Действует правило: оферта + совершение акцепта = заключение договора. Никакие подписи и печати для подтверждения не нужны. Если договор заключен с помощью оферты и акцепта, то он приравнивается к обычному бумажному договору, стороны обязаны исполнить договоренности, а менять правила можно только с помощью совместных дополнительных соглашений.
Если какая-то из сторон не согласна с договоренностями, действуют правила, аналогичные ситуации с обычным договором. Например, можно использовать досудебный порядок разрешения спора с помощью претензий, а если не выйдет, идти в суд.
Как и в случае с обычным договором, заключенный договор по офорте не может полностью или частично противоречить закону. Если спор о пунктах договора дойдет до суда, его могут отменить полностью или признать незаконными только конкретные его части.
Виды оферты
Оферты делят на два вида в зависимости от того, кому вы предлагаете заключить договор.
Простая оферта, или непубличная — это оферта, которую направляют конкретному человеку или компании. Например, вы отправляете на почту предложение разработать сайт с указанием всех условий и с явно прописанным акцептом в виде оплаты аванса. Если получатель согласен, он просто совершает акцепт, договор считается заключенным.
Если кто-то еще захочет работать с вами на аналогичных условиях, вы не обязаны соглашаться — оферта была предназначена конкретной компании.
Публичная оферта — предназначена для неопределенного круга лиц. Она должна быть размещена, как следует из названия, в открытом доступе, чтобы любой человек мог найти ее и выразить согласие.
Например, оферту можно разместить на отдельной странице сайта, сделать на нее ссылку на главной странице и на странице оформления заказа, указать, что это условия продажи.
Условия оферты должны соблюдать обе стороны договора. Если вы разместили на сайте предложение купить товар за 100 руб., нельзя брать за него 500 руб. Клиент может предъявить претензию и в итоге через суд получить товар по указанной в оферте цене.
Аналогичные правила действует и в офлайн-магазинах. Если на полке есть ценник, то продавать придется по указанной на нем цене. Не важно, что на кассе пробивается другая сумма, потому что продавец забыл поменять ценник.
Чем публичная оферта отличается от рекламы
На рекламных носителях часто встречается такие формулировки:
- «предложение не является публичной офертой»;
- «размещенные данные носят информационный характер и не являются публичной офертой».
Это попытка ограничить ответственность, но если покупатель все же решит добиться заключения сделки, то суд будет смотреть на содержание рекламы, а не на формулировки о снятии ответственности.
Дело в том, что реклама может быть одновременно и офертой, нужно смотреть на нюансы:
- Публичная оферта: это может быть в том числе информация рекламного характера, с указанием конкретных условий сделки, точного описания товара и его цены. Например, баннер, на котором написано «Каждое утро в бургерной — кофе и булочка с корицей за 100 рублей», содержит описание товара и его конкретную цену. Скорее всего, суд признает такую рекламу публичной офертой.
- Просто реклама: оповещение о том, что бизнес продает какой-то товар. Например, баннер с предложением «Булочки и кофе каждое утро от 100 рублей» — не оферта, потому что нет конкретной цены.
В рекламе лучше избегать информации, которую можно принять за оферту. Или быть готовым совершать сделки по указанным условиям: если указать точную цену и показать конкретный товар, скорее всего, придется продать его за эту сумму.
Подстраховаться можно, указав в рекламе ограничения по сделке — например, что срок действия акции такой-то и количество товаров ограничено. Тогда, даже если это и публичная оферта, продавать товар по указанной цене придется, только если он есть в наличии в указанный срок.
Правила использования оферты для интернет-магазинов
Если вы продаете товары через интернет, нужно обязательно составить оферту и следить за ее соблюдением (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Штраф за работу без публикации оферты — до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).
Вот какие требования указаны:
- При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
- Продавец должен подтвердить заключение договора на условиях оферты. Делают это после того, как покупатель выразил желание заключить договор. Это подтверждение должно содержать номер заказа или другой способ идентификации заказа.
- Нужно обеспечить покупателю возможность ознакомиться с офертой, то есть явно показать ссылку на страницу с условиями продажи.
- В оферте обязательно должна быть указана информация о порядке возврата товара, а точнее о распределении расходов по этому возврату. Исключение — если товар ненадлежащего качества, на его возврат все расходы несет продавец.
Требование обязательно составить и разместить оферту касается только магазинов по дистанционной продаже товаров. Если вы продаете что-то другое, например, онлайн-обучение или услуги, такой обязанности нет.
Что включить в публичную оферту для интернет-магазина
Оферта — это предложение заключить договор, в котором перечислены все условия этого договора и порядок согласия. Добавляйте в него всю существенную информацию, которая есть в обычных договорах.
Информация о продавце. Обычно это реквизиты, название организации и ИП. Обезличенной оферта быть не может, клиент должен понимать, с кем вступает в правовые отношения.
Информация о клиенте. Укажите в предложении, кто может на него согласиться. Обычно устанавливаются какие-то ограничения — например, только для физических или только для юридических лиц.
Важно не нарушать и не ущемлять права потребителей, иначе возникнет риск получения штрафа. Например, нельзя ограничивать покупателей по возрасту, национальности, социальному происхождению, религии.
Многое в ограничении зависит от формулировки. Например, не стоит писать, что купить товар могут только жители Саратова. С другой стороны, можно указать, что покупателями по договору могут быть только физические лица, которые заберут товар из пункта самовывоза, расположенного по конкретному адресу в Саратове.
Информация о товаре или услуге. Важно указывать конкретные, а лучше — измеримые характеристики. Например, вы можете продавать салаты, состоящие из конкретных ингредиентов, с определенным весом. Но не стоит писать «вкусный салат», потому что характеристика «вкусный» — субъективная.
В разделе с информацией о товаре указывают и всевозможные ограничения. Например, если бизнес занимается доставкой еды, то покупателей обычно предупреждают, что изображение в онлайн-меню — только вариант сервировки блюда, сам товар может визуально отличаться.
Акцепт оферты. Описание действия клиента, после которого оферта считается принятой, а договор заключенным. Для интернет-магазина это чаще всего оплата товара, которая иногда дополнительно подтверждается вводом кода из sms.
Обязанности и ответственность сторон. В этот раздел, как и в случае с любым договором, включают информацию о том, что должен делать продавец и клиент и что происходит, если они нарушили условия договора.
Условия получения товара. В случае с интернет-магазином нужно подробно расписать, как клиент будет получать товар. Например, если выбрана доставка курьером, убедитесь, что вы предлагаете покупателю указать адрес. В условиях доставки прописывают и сроки, в течение которых нужно передать товар — например, доставка курьером в такой-то день или доставка в пункт самовывоза такого-то числа, а затем хранение там в течение какого-то времени.
В договоре стоит описать, что происходит, если покупатель отказывается от товара или создает ситуацию, когда вы не можете отдать ему товар. Например, не открывает дверь курьеру.
Условия возврата товара. Расскажите, как устроен процесс возврата товара ненадлежащего качества, что нужно делать покупателю, что продавцу, в какие сроки. Убедитесь, что договор соответствует закону о защите прав потребителей.
Убедитесь, что в договоре есть условия возврата товара надлежащего качества — в дистанционной торговле такое право дается покупателю законом. Вам нужно предусмотреть порядок возврата, а также уточнить, кто и как несет расходы на этот возврат. Например, магазины в оферте указывают, что покупатель может вернуть товар, тогда они перечислят ему деньги, но вычтут из суммы расходы на доставку товара и комиссию банка за перевод средств.
Условия оферты можно поменять в любой момент, но только для новых клиентов. Если человек уже принял оферту, правила и условия для него и для компании зафиксированы, менять их нельзя. Проще говоря, если на сайте указана цена 100 рублей, после заключения сделки поменять ее и попросить клиента доплатить не получится, это незаконно.
Где разместить оферту
Оферту нужно разместить так, чтобы к ней был открыт доступ без каких-либо ограничений. Например, не стоит размещать оферту на странице сайта, доступ к которой откроется только после оплаты заказа. Такая оферта, вероятнее всего, будет признана судом незаконной, сослаться на нее в спорах с покупателями не получится.
Если у вас интернет-магазин, разместите оферту на отдельной странице, дайте ссылку на оферту на главной странице и на этапе оформления заказа. Назовите страницу так, чтобы пользователь понял, что это оферта.
Обычно создают страницу «Условия продажи» или «Оферта», размещают на нее ссылку на странице «О компании», в подвале сайта рядом с контактными данными, и просят подтвердить согласие с офертой на этапе регистрации аккаунта и оформления заказа.
Если вы занимаетесь дистанционной торговлей без сайта, например, продаете товары в соцсетях, оформить и разместить оферту все равно нужно. Подготовьте текст, сохраните его на любом облачном сервисе и опубликуйте ссылку на документ.