Туристический бизнес: как зарабатывать на приключениях — СКБ Контур

«Золото Белого моря»: как зарабатывать на приключениях

8 апреля 2014 1 062 Бизнес‑идеи

Москва, 2013
Без стартового капитала

Денис Орлов, педагог по образованию, открыл уникальную в своем роде турфирму, которая организует для детей и подростков настоящие морские путешествия под парусами. У такого отдыха нет ничего общего с традиционными летними лагерями. Школьникам предлагается войти в роль викингов или кельтов, принять участие в военных миссиях, фехтовальных боях и пожить на острове.

Туроператор «Золото Белого моря» — финалист конкурса «Я Бизнесмен-2014».

О том, как родилась идея создать столь необычный туристический бизнес, с какими сложностями приходится сталкиваться, рассказывает Денис Орлов, основатель компании «Золото Белого моря».  

Мечты сбываются

В детстве я с друзьями отдыхал на Финском заливе: мы надували матрасы и уходили в море, затевали водные бои, строили шалаши. В педагогическом вузе, в котором я учился, нас привлекали на практику в детские лагеря. Работа и общение с детьми доставляли мне удовольствие. Тогда я подумал, что обычный лагерь можно превратить во что-то более интересное.  

Около 12 лет назад мы с нашим заместителем по воспитательной работе устраивали поездки со школьниками в различные места, например, в Крым. Но на курортах не хватало драйва, какой-то активной деятельности. Дети воспринимали море как место, куда все едут только развлекаться. Тогда мы решили, что если действительно хотим экшена, то лучше организовывать походы в среднюю или северную полосу России.   

В 2000-м мы с женой провели разведку на Белом море, спустя год вернулись туда на моторной лодке. В 2002 году я организовал свою школьную группу, с которой до этого занимался туризмом полтора года, и мы неделю тренировались на надувных байдарках на Московском море, «топили» друг друга за плечи на счет — кто сколько продержится под водой, переворачивали лодки, учились слаженно грести, разворачивали и сворачивали лагерь. В результате мы дошли до такого уровня, когда дети  могли все делать самостоятельно. Взрослых было трое на группу из девяти детей в возрасте 13-16 лет. Нам очень понравилось наше первое путешествие и то, что ребята легко справлялись с поставленными задачами.

Правильный маршрут

В октябре 2013 года мы открыли собственную фирму, а до этого работали вместе с «Коллекцией приключений». Там набирали детей, предоставляли офис и юридическое обеспечение: детским туризмом могут заниматься только сертифицированные образовательные организации или туроператоры.  Чтобы организовывать походы самостоятельно, мы зарегистрировались как туроператор по внутреннему туризму.

Все, что мы делаем, не требует особых стартовых вложений. Сейчас мы в состоянии сами создавать рекламную кампанию и искать клиентов. Раньше эта часть работы была непредсказуемой: родители привыкли к тому, что могут найти свободное место для ребенка даже в июне, в результате мы до конца не знали, сколько человек к нам запишется.

В будущем мы планируем расширять карту маршрутов в районе Белого моря. Уже шесть лет там существует славянско-римско-викинговая община. Чтобы ребенок ощутил себя древним воином или мореходом, ему не нужно знать все детали истории. Достаточно вытащить его из обычной среды и дать ему возможность выступить в новой, необычной роли. В городе дети просто ученики и потребители. Окружающая среда, насыщенная рекламой, предлагает некий набор стандартных ролей. Примеряя на себя образ  викинга, скандинава или славянского воина, ребенок как бы освобождается от штампов современного мира.

На туристическом рынке есть компании, которые предпочитают работать на краткосрочных проектах — ради того, чтобы быстро «срубить» деньги, выиграть на разнице, а не на создании оригинального продукта. Мы в хорошем смысле отличаемся от них.

Тем не менее, наш бизнес сопряжен с некоторыми сложностями. Например, нам постоянно приходится иметь дело с «РЖД», а они предъявляют неоправданно жесткие правила при низком уровне сервиса. Тяжело было  вживаться в местное сообщество на Белом море. На это ушло много времени. Сложно было заказать корабль и получить гарантию того, что он придет. Сейчас, когда налажены личные связи, договариваться стало проще.  

До определенного момента мы могли накапливать опыт как наемные рабочие и как любительская организация. Сейчас бизнес переходит в ту стадию, когда уже необходим штаб. Сегодня в команде работают 12 человек, но преимущественно на волонтерских началах. Только летом мы расписываем бюджет, в котором предусматривается зарплата.

Для реализации одного летнего приключения потребуется содержать штат еще из двух-трех человек. По моим ожиданиям, прибыль будет составлять порядка 20-25%. Каждое лето нам удается заработать несколько сотен тысяч рублей, но эти деньги мы сразу же вкладываем в снаряжение или образование.

Работа для выносливых

Мы хотим организовывать короткие походы, разработать семейные программы, а также открыть клубное направление — для подготовки людей к походам на байдарках за рубежом. Мы хорошо ориентируемся в диких местах, легко разворачиваем лагеря, поэтому с учетом современных средств навигации сможем легко ходить по Вьетнаму, Индонезии, Таиланду.

Участие в конкурсе  «Я Бизнесмен» неожиданно увеличило число наших клиентов — на 30-40%. С нами связываются люди из Белоруссии, Курска, Сочи, с Дальнего Востока.

Для привлечения клиентов мы используем специализированные сервисы, рекламирующие детский отдых. Сейчас мы переходим от сарафанного радио к грамотному интернет-маркетингу. За последние три года мы серьезно развили свои группы в соцсетях. Стратегия разрабатывалась совместно с нашими друзьями, которые бывали с нами в походах. Для продвижения мы также используем  промо-фильм, его снял Саша Столетов, который ходил с нами на байдарках. Благодаря его помощи фильм, который должен был стоить полмиллиона, обошелся нам всего в 100 000 руб.

В среднем стоимость одной программы на 16 дней составляет 28 000 — 33 000 руб. Примерно треть от этой суммы уходит на оборудование. Иногда случаются нерегулярные траты: 60 000 руб. – на транспортировку, 70 000 руб. – на материалы. Больше всего денег уходит на зарплату инструкторам. Значительная часть работы, которая не требует высокой квалификации, зачастую делается волонтерами. Но инструктору, который ежегодно ездит в походы, надо обязательно платить. Радости  от общения с детьми хватает на первые два года, надо быть достаточно замотивированным, чтобы тренироваться в межсезонье, получать кучу справок, медкнижку.

В нашей системе может работать инструктор с опытом не менее четырех лет, так как требуется хорошая физическая и профессиональная подготовка. Обычно все начинают с помощника, потом становятся стажером, инструктором-стажером и, наконец, профессиональным инструктором. Этот рост происходит как раз за четыре года. Кроме того, от человека требуется умение при необходимости развернуть спасательную операцию и, что не менее важно, способность учить ребят самостоятельности.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий