Содержание
Три уровня для определения риска клиента
Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
С какого числа действует: 17 июня 2022 года
Для кого важно: для лизинговых, факторинговых и ювелирных компаний, агентств недвижимости, операторов по приему платежей, а также других организаций и предпринимателей из ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ).
Суть изменений. Появилась новая методика определения уровня риска клиента. Поэтому нужно перейти с двухуровневой шкалы на трехуровневую. Раньше можно было присваивать клиенту низкую или высокую степень риска. Теперь нужно обязательно использовать три уровня.
Организациям необходимо пересмотреть программу риска в правилах внутреннего контроля и прописать, какие именно критерии влияют на низкий, средний и высокий риск.
Передача идентификации клиентов
Нормативный акт: Федеральный закон от 30.12.2021 № 483-ФЗ, ст. 7 115-ФЗ
С какого числа действует: 29 июня 2022 года
Для кого важно: для лизинговых компаний, агентств недвижимости, отдельных категорий операторов связи.
Суть изменений. Расширили список субъектов 115-ФЗ, которые на основании договора могут поручать банкам идентификацию своих клиентов. Такая возможность появилась у лизинговых компаний, агентств недвижимости и отдельных категорий операторов связи. Важно заключить договор с банком, по которому он будет идентифицировать клиентов и возвращать данные организации.
Одна анкета клиента вместо четырех
Нормативный акт: Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100
С какого числа действует: 1 июля 2022 года
Для кого важно: для всех субъектов 115-ФЗ, кроме поднадзорных Центробанку.
Суть изменений. В приказе много точечных поправок. Самая заметная — теперь можно составить единую анкету на клиента, его выгодоприобретателя, представителя и бенефициарного владельца. То есть вместо четырех документов вести один (Приложение № 1, № 2 к Приказу № 100). Поэтому нужно разработать новую редакцию правил внутреннего контроля с обновленными анкетами в приложении.
Поля в анкете остались прежние, но формулировки некоторых из них изменились. Заполнение части информации по клиентам с низким и средним уровнями риска стало необязательным. Можно не фиксировать сведения о финансовом положении, источниках происхождения денег, характере деловых отношений (Приложение № 1 к Приказу № 100).
Также по клиентам с низким уровнем риска можно обновлять информацию реже — раз в три года, а не раз в год, как это было раньше (пп. 3 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). По клиентам среднего и высокого уровня риска — раз в год.
Запуск платформы «Знай своего клиента»
Нормативный акт: Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ, ст. 7.6–7.8 115-ФЗ
С какого числа действует: 1 июля 2022 года
Для кого важно: для банков и других участников рынка.
Суть изменений. Официально запустили платформу «Знай своего клиента» (ЗСК). Все банки России при присвоении уровня риска клиентам начали учитывать информацию от Центробанка. Юрлицам и ИП из «зеленой» группы не могут отказать в открытии счета или проведении платежа.
«Красным» клиентам, в свою очередь, серьезно ограничат доступ к счету. По данным регулятора, высокий уровень риска присвоят только 0,3 % от всех юрлиц и ИП — недействующим и фиктивным организациям. При этом у предпринимателя остается возможность обжаловать решение в Межведомственной комиссии при ЦБ или суде.
Финмониторинг каждого банка продолжает присваивать клиентам уровень риска в соответствии со своими правилами внутреннего контроля. Банки имеют право не согласиться с присвоением высокого уровня риска клиенту по платформе ЗСК. Однако механизм, по которому банк может оспорить это, пока непонятен.
Повышение порога обязательного контроля
Нормативный акт: Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, ст. 6 115-ФЗ
С какого числа действует: 14 июля 2022 года
Для кого важно: для всех субъектов 115-ФЗ, кроме субъектов из ст. 7.1, так как у них нет обязательного контроля.
Суть изменений. Порог обязательного контроля повысили. Теперь предстоит отчитываться об операциях на сумму от миллиона рублей, а не от 600 000, как раньше. Порог отчетности увеличили и по сделкам с недвижимостью, подняв с 3 до 5 млн руб.
В Банке России и Росфинмониторинге считают, что решение позволит снизить избыточную нагрузку на участников рынка и вместе с тем сохранить качество финансового мониторинга на прежнем уровне. Суммы по обязательному контролю действовали 20 лет. В последние годы неоднократно обсуждали необходимость пересмотра прежних норм.
Напомню, обязательный контроль — это требование выявлять операции, которые подпадают под определенные критерии. Они закреплены в ст. 6 115-ФЗ. Организации нужно отправить сообщение в Росфинмониторинг в течение трех дней со дня проведения операции.
И еще одно важное нововведение: теперь Росфинмониторинг может без внесения поправок в 115-ФЗ определять операции по обязательному контролю (п. 1.9 ст. 6 115-ФЗ). Чтобы сделать это, понадобится только согласовать инициативу с Банком России.
Обязательный контроль для агентств недвижимости
Нормативный акт: Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, пп. 11.1 п. 4 ст. 6 115-ФЗ
С какого числа действует: 14 июля 2022 года
Для кого важно: для агентств недвижимости.
Суть изменений. На агентства недвижимости возложили обязательный контроль сделок. Теперь риелторам нужно отчитываться обо всех сделках клиентов на сумму от 5 млн руб. Также необходимо отправлять сообщение в Росфинмониторинг в следующих случаях:
- сделку проводит НКО;
- одна из сторон причастна к терроризму, экстремизму или распространению оружия массового уничтожения;
- одна из сторон представляет страну, которая не поддерживает требования ФАТФ, а сумма сделки больше миллиона рублей.
Напомним, требование само по себе не новое. Раньше риелторам тоже приходилось отправлять сообщения о сделках своих клиентов. Тогда порог отчетности составлял 3 млн руб. 10 января 2021 года с агентств недвижимости сняли эту обязанность, однако в новой редакции закона требование вновь появилось.
Росфинмониторинг еще раз обратил внимание участников рынка на эту обязанность, опубликовав 20 июля информационное сообщение.
Контур.Призма упрощает обязательный мониторинг и позволяет избежать штрафов со стороны регулятора
Нововведений в сфере «антиотмывочного» законодательства действительно много. Стоит отметить снижение нагрузки по обязательному контролю для большинства организаций, возможность реже обновлять информацию по клиентам и вести единые анкеты.
Субъектам 115-ФЗ предстоит внимательно изучить все поправки и разработать новую редакцию правил внутреннего контроля.
Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ