«Маркетплейс 3.0»: секрет успеха японской компании, завоевывающей мир — СКБ Контур

«Маркетплейс 3.0»: секрет успеха японской компании, завоевывающей мир

21 апреля 2014 1 122

Эту книгу написал Хироси Микитани, основатель компании Rakuten, работающей в сфере e-commerce. За 2013 год выручка Rakuten составила $5,1 млрд, а прибыль — $421,5 млн. В «Маркетплейс 3.0» Микитани рассказывает о том, как принцип нарушения общепринятых правил позволил ему в 31 год создать компанию, которая сегодня считается одной из самых инновационных в мире.

Чтобы понять, чего стоит современной японской компании быть инновационной, нужно понять принципы системы менеджмента, по которой развивается большинство организаций Страны восходящего солнца. Речь идет о концепции управления кайдзен (от японского «кай» — перемена и «дзен» — мудрость): благодаря ей после Второй мировой войны Япония совершила удивительный рывок в развитии промышленности. Один из постулатов кайдзена гласит: каждый процесс в компании необходимо непрерывно совершенствовать согласно циклу «Стандартизируй — Делай — Проверяй — Воздействуй». Это размеренный и кропотливый процесс, но  жизненно необходимый, поскольку обеспечивает главное конкурентное преимущество — качество продукции и людей, которые в ней работают. Все бы ничего, но в философию кайдзена не вписываются сценарии взрывного технологического прогресса, да и сам теоретик этой концепции Масааки Имаи, мягко говоря, недружелюбно относится к самому понятию «инновации».   

С этой точки зрения история успеха Rakuten, которая разворачивается у нас перед глазами, удивительна.

Автор книги и основатель компании Хироси Микитани фактически описывает процесс переосмысления кайдзена — безусловно, во многом полезной концепции управления, но местами уже работающей не в унисон с современными тенденциями. И каждый раз, когда Микитани «переписывает правила», он шокирует окружающих.

Что делает Хироси Микитани?

Во-первых, англизирует Rakuten, заставляя сотрудников-японцев применять английский на рабочих местах

Нельзя сказать, что этот процесс проходил гладко. Хироси Микитани пришлось стать свидетелем временного снижения эффективности на рабочих местах. Зато уже через год более 90% сотрудников успешно сдали языковой тест.

Основатель  Rakuten убежден, что в условиях стремительной глобализации бизнеса и развития коммуникаций на современных рынках языковая изоляция просто невозможна, так как она тормозит развитие.

Во-вторых, расширяет полномочия всех участников бизнес-процесса: клиентов, сотрудников и др.

Хироси Микитани отмечает, что многие компании боятся расширять круг полномочий на рабочих местах, стремясь избежать «хаоса». Однако практика Rakuten показывает, что возможность предоставления свободы — фактор, позволяющий привлекать и удерживать талантливых специалистов. Деньги лишь частично решают эту кадровую проблему. Что касается клиентов-продавцов, то им тоже нужна свобода и возможности в управлении взаимоотношениями со своими покупателями.  

В-третьих, учится глобально мыслить и разрабатывает глобальный продукт

Основатель Rakuten считает, что глобализация не должна ограничиваться командированием торговых представителей в дальние страны. Это процесс, затрагивающий все аспекты работы компании. Начинается все с необходимости глобально мыслить, реализации глобальной маркетинговой стратегии, выработки стратегии управления глобальными человеческими ресурсами.

В-четвертых, выкупает компании с целью выхода на новые рынки

При покупке компаний важно стремиться к синергии корпоративных культур, отмечает Хироси Микитани. Это необходимо для создания прочного фундамента для маркетинга и разработки новых продуктов после приобретения.

В-пятых, постоянно занимается корпоративной культурой

Принятый в Rakuten подход к управлению персоналом — это результат тщательного планирования, продуманный процесс. Сам Хироси Микитани называет сложившуюся структуру красивым термином Rakuten Shugi, что в переводе означает «путь Rakuten». В основе подхода лежат пять принципов: «всегда совершенствоваться; быть увлеченным профессионалом; выдвинуть гипотезу → проверить ее на практике → убедиться в ее правоте → шикумика (внедрить); достичь максимального уровня удовлетворенности клиентов и скорость! скорость! скорость!»

В отдельных главах книги основатель  Rakuten рассказывает, как он «переписывает правила» использования интернета, электронной торговли и благотворительности.

Книга «Маркетплейс 3.0» может послужить полезным учебником всем, кто намерен реализоваться в электронной коммерции, а также любому предпринимателю — для расширения границ бизнес-стратегии, корректировки планов и переоценки мнения об управлении персоналом, о взаимодействии с клиентами и выстраивании коммуникаций в компании.

3 цитаты из книги

  1. «Бедой интернет-торговли никогда не была ее бизнес-модель. Самая большая сложность в этом деле — недостаточно быстрое реагирование. В истории развития этой отрасли было много моментов, когда в стремлении добиться успеха она действовала слишком медленно. Например, сайты обновлялись с поистине черепашьей скоростью».
  2. «Поистине преуспевающие люди, как правило, действуют, руководствуясь конкретными моделями, помогающими им добиваться успеха. Так же поступают и успешные компании. Если вы успешны в одной области, подумайте, какие именно факторы этому способствовали и как можно реализовать эту же стратегию в другой сфере. Иными словами, нельзя ли воспроизвести успех и в какой-либо другой области».
  3. «Я убежден: в будущем бренды станут мощными инструментами организации и вдохновения людей, то есть станут играть роль, на протяжении всей истории исполняемую нациями. И для брендов это не просто отличная возможность, но и огромная ответственность. По мере того как интернет разрушает барьеры и сметает вековые границы, бренды начнут играть все более и более мощную лидерскую роль. И бренды электронной торговли, которые первыми поняли важность интернета, примут этот новый вызов первыми».

Данные книги

Хироси Микитани «Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Rakuten — одного из крупнейших интернет-магазинов в мире», издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2014

Эксперт
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Узнать больше
Эксперт
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий