Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Коворкинг — удобное место работы для фрилансеров, стартаперов и представителей малого бизнеса. Кажется, у владельцев новых офисных пространств не должно быть отбоя от клиентов. Однако бизнес этот, несмотря на всю простоту идеи (сдача в аренду рабочих мест), не совсем прост. Закрывается коворкингов не меньше, чем открывается.
Причины провалов коворкингов разные: неудобное местоположение, невысокий спрос на услугу (особенно в регионах), отсутствие дополнительных услуг, высокая стоимость аренды и др. Обычно у каждого «умершего» проекта своя печальная история. Владельцам московских коворкингов сегодня приходится особенно тяжело — конкуренция на рынке растет из года в год. В 2014 году, например, в столице планируют открыть до 10 новых государственных коворкингов. На их обустройство денег не жалеют. Как пообещал руководитель проекта по развитию сети коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы» Александр Колодезный, коворкинги появятся в каждом округе столицы, что удовлетворит потребности всех жителей города.
Что необходимо учесть, чтобы коворкинг всегда был заполнен клиентами? Как удержать старых клиентов и привлечь новых? Контур.ру задал эти вопросы старожилам рынка и услышал несколько полезных советов.
Аренда рабочего места в коворкинге обойдется в сумму от 5 000 до 30 000 руб. в месяц, в зависимости от количества рабочих мест (разумеется, для целой команды потребуется больше), от пакета услуг (кто-то хочет «застолбить» себе место, а также ящик для вещей и личный добавочный номер). Высокие цены для большого количества людей вполне оправданы, но захочет ли фрилансер платить 20 000 руб. в месяц за то, чтобы посидеть в интернете и получить заряд «рабочей атмосферы»? Вряд ли. Поэтому первый и, пожалуй, самый главный пункт, который позволит заполнить клиентами пространство коворкинга, — это разумная цена.
Коворкинг — как спортзал: многие приходят туда работать, потому что дома заставить себя не могут. А что необходимо хорошему спортзалу? Качественные и современные тренажеры. Коворкингу тоже необходимы хорошие компьютеры, принтеры и телефоны. По крайней мере, они не должны уступать по качеству тем, что есть дома у большинства людей. Крайне важно, чтобы в коворкинге был бесперебойный доступ в интернет.
Оно, безусловно, играет не последнюю роль. Если дорога занимает много времени, потенциальные клиенты просто не доберутся до вашего коворкинга. Необходимо помнить, что не вы платите людям за то, что они приходят к вам работать, а они платят вам. Следовательно, необходимо предоставить все условия для их удобства.
Обратите внимание на инфраструктуру рядом с коворкингом. Есть много кафе? Хорошо! Спортивная площадка? Еще лучше! Парковка? Вообще замечательно! Павел Берман, заместитель директора коворкинга «Зона действия» (Санкт-Петербург), советует отказаться от мысли, что каждому коворкеру нужно 100 кв.м. «Необходимо использовать каждую часть пространства с умом», — говорит он. Рассчитайте, сколько рядом с коворкингом окажется работоспособных людей, и, исходя из этого, определите количество рабочих мест и размер коворкинга. Если в выбранном вами районе в основном живут пенсионеры, вряд ли стоит открывать там центр.
Если кто-то из ваших клиентов вдруг обнаружит, что у него пропал телефон, это ударит по вашей репутации. Необходимо следить за сохранностью вещей клиентов, ведь посетители бывают разные.
Все-таки люди приходят в коворкинг работать, а в пространстве open space, заполненном незнакомыми людьми, сосредоточиться непросто. В коворкинге необходимо поддерживать рабочую атмосферу. Следовательно, в планировке необходимо соблюсти баланс между шумным открытым пространством и уютной, но «глухой» комнатой. Баланс необходим и в дизайне — нечто среднее между смелым креативным дизайном и деловым офисным помещением. Приходя работать в коворкинг, люди не хотят ощущать себя в офисе, при этом им необходимо настроиться на рабочий лад.
Александра Жиленко, бывший администратор еще одного долгожителя — московского коворкинга «Рабочая станция» в Нескучном саду, уверена, что люди приходят в коворкинг за атмосферой: «Бессмысленно открывать коворкинг в каком-нибудь бизнес-центре, это все те же скучные офисы. В случае с «Рабочей станцией» людей в восторг приводило то, что для них создана рабочая атмосфера в довольно необычных условиях: лес, окна от пола до потолка, удобные рабочие места, кухня, где можно налить себе чай и перекусить, зона отдыха с диванами и пуфами. В общем, очень удобно и приятно, на тебя не давит атмосфера офиса, в таких условиях даже от монотонной работы с бумагами можно получить удовольствие».
Коворкинг не должен ограничиваться только арендой рабочих мест. Нужно радовать клиентов и дополнительными услугами. На них тоже можно неплохо заработать. Вкусная еда, хороший кофе, просторные переговорные — это только базовый набор. Список можно пополнять — достаточно включить креативность.
Проводите различные тренинги, образовательные программы, лекции, конференции, знакомьте людей друг с другом. В коворкинги приходят люди, которые развивают бизнес, поэтому помощь для них никогда не будет лишней. Павел Бернам уверен, что без дополнительных проектов коворкингу не выжить: «Очень важно, чтобы коворкинг не был самостоятельной историей, чтобы на площадке находились еще какие-то проекты, приносящие деньги. Проверено: коворкинг сам по себе дает выход в ноль. В Питере не получится брать больше 10 000-12 000 руб. в месяц, даже если вы рассчитываете на 3-4 кв.м на человека, расходов все равно слишком много — бумага, чай, кофе, принтер. Мы в «Зоне действия» работаем еще в event-направлении и направлении образовательном: проводим курсы по event-менеджменту, интернет-маркетингу, даем советы, как запускать стартапы».
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.