Как оформить ИП самому

Для тех предпринимателей, кто хочет открыть ИП самостоятельно, не прибегая к платным услугам фирм-регистраторов, мы подготовили инструкцию. В ней пошагово рассмотрели весь процесс регистрации бизнеса, а также рассказали, как выбрать систему налогообложения и код ОКВЭД.

Предварительный этап

До того как подавать документы на регистрацию, нужно определиться с системой налогообложения и кодом деятельности. Предварительный выбор налогового режима нужен для того, чтобы сразу правильно вести налоговый учет и не переплачивать, а коды из ОКВЭД ─ для заполнения заявления. 

Выбираем систему налогообложения

Для ИП доступны основной, упрощенный налоговые режимы, ЕНВД, патент и ЕСХН, а также возможность их совмещения.

На основной системе налогообложения (ОСНО) ИП работают редко, так как на ней нужно отчитываться по НДС, считать налоги на прибыль и имущество. А чем больше налогов, тем больше времени и затрат будет на них уходить. Чаще всего ОСНО ─ вынужденная мера, когда ИП работает с клиентами, которые отчитываются по НДС и хотят получать вычет. 

Пример. Компания 1 продает товар за 100 рублей плюс НДС 20 рублей → ИП делает накрутку 50 % → Компания 2 отчитывается по НДС. Если ИП не будет работать на ОСНО, то себестоимость купленного товара для него будет 120 рублей, так как НДС от Компании 1 войдет в цену закупки. Отпускная стоимость ИП для Компании 2 составит 180 рублей, в ней не будет НДС, поэтому у Компании 2 возместить налог не получится.

В том случае, когда ИП будет плательщиком НДС, стоимость товара от Компании 1 составит 100 рублей, так как 20 рублей налога можно принять к вычету. Отпускная цена для Компании 2 будет 180 рублей (100 + 50 % наценки + 20 % НДС). Но 30 рублей налога Компания 2 поставит на вычет, поэтому закупочная цена для нее составит только 150 рублей. 

Разница очевидна, поэтому те, кто платит НДС, предпочитают работать с ИП на ОСНО. 

Есть еще две причины, по которым предприниматели остаются на основном режиме:

  1. не подходит ни один из спецрежимов из-за вида бизнеса или невозможности соблюдать ограничения;
  2. своевременно не воспользовались правом смены системы налогообложения.

Спецрежимы: упрощенка, ЕНВД, патент и ЕСХН ─ проще, так как на них не надо платить НДС, налоги на прибыль и имущество. В таблице представлены краткие описания и особенности каждого спецрежима.

Система налогообложения Особенности и ограничения Налоговый учет и отчетность
УСН

Подходит почти для всех видов деятельности, исключения ─ нотариусы, адвокаты и другие частные практики, производители подакцизных товаров, например алкоголя, и те, кто работает на ЕСХН.

Ограничения:

  • по доходу ─ до 150 млн рублей в год;
  • по численности работников ─ максимум 100 человек.

Можно выбрать объект для налогообложения. Это могут быть доходы, тогда ставка налога 6 %, или разница между доходами и расходами, налог при этом ─ 15 %.

Список того, что можно включать в расходы, закрытый.

Обязательно ведение КУДиР (книги учета доходов и расходов) установленной формы.

Декларацию надо сдавать ежегодно, до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Налог можно уменьшить на уплаченные страховые взносы, которые ИП платит за себя.

Взносы, перечисленные за работников, уменьшают налог в пределах 50 % на объекте «Доходы» и полностью включаются в расход на УСН 15 %.

ЕНВД (будет отменен с 01.01.2021)

Может быть использован только для определенных сфер деятельности. Список их есть в ст. 346.26 НК РФ, но он может быть изменен местными властями.

То же самое и с величиной вмененного дохода, он может быть откорректирован на местном уровне. Поэтому всю информацию о порядке расчета и уплаты ЕНВД лучше узнавать в налоговой того населенного пункта, где ИП планирует работать.

Ограничений по доходам нет, максимальная численность 100 человек.

Ежеквартальные декларации и уплата налога.

Уплаченные страховые взносы за ИП можно полностью вычесть из налога, а за счет перечислений за сотрудников ЕНВД уменьшается не более чем на 50 %.

Патент

Ограниченный перечень видов бизнеса, на которые можно получить патент, приведен в ст. 346.43 НК РФ.

 

Патент можно получить на срок от 1 до 12 месяцев, но только внутри календарного года. Дальше надо постоянно продлевать.

 

В каждом регионе и для каждой сферы деятельности надо получать отдельные патенты.

 

Стоимость патента устанавливают региональные власти.

Ограничения:

  • по численности сотрудников ─ 15 человек включительно;
  • по доходу ─ не более 60 млн рублей в год.

Надо вести КУДиР по каждому патенту, деклараций нет.

 

Стоимость патента нельзя уменьшить на уплаченные страховые взносы.

ЕСХН

Только для сельскохозяйственных производителей, перечень ─ в ст. 346.2 НК РФ.

Исключение ─ предприниматели, которые производят подакцизные товары. Но это не распространяется на тех, кто делает алкоголь из своего винограда.

Налог в размере 6 % рассчитывается от разницы между доходами и расходами. Список расходов закрытый.

Для того чтобы не платить НДС, надо подать уведомление по правилам, установленным в ст. 145 НК РФ.

Надо вести КУДиР

Декларацию нужно сдавать один раз в год, до 31 марта следующего за отчетным года.

Взносы за ИП и сотрудников полностью можно включить в расходы при расчете налога.

При выборе системы налогообложения надо просчитать, сколько налогов придется платить на каждой из возможных. Для определения суммы налогов на ОСНО, УСН и ЕСХН важны плановые доходы и расходы, а для ЕНВД и патента ─ местность, где будет работать предприниматель.

Откройте счет в Контур.Банке. Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и расскажем про тарифы, услуги, бонусы и кое-что ещё

Откройте счет

Выбираем коды деятельности

Для этого открываем ОКВЭД, ищем подходящий для бизнеса раздел и дальше выбираем четырехзначный код, характеризующий то, чем планирует заниматься предприниматель. Таких кодов может быть несколько, все их нужно указать в заявлении на регистрацию.

Например, у предпринимателя есть помещение, в одной его части он планирует продавать канцтовары, а другую сдать в аренду. Какие виды деятельности ему выбрать?

Сначала подберем разделы и подразделы:

Дальше внутри подразделов надо выбрать подходящие коды. Для предпринимателя из примера ─ это 47.62 и 68.20.

Подробнее о том, как подобрать ОКВЭД для ИП, мы писали в статье. 

Составление и подача документов

Для регистрации в качестве ИП нужно заполнить заявление по форме № Р21001, скачать его можно на сайте ФНС.

В документе надо указать:

  1. Ф.И.О.;
  2. ИНН;
  3. пол;
  4. дату и место рождения;
  5. гражданство;
  6. адрес;
  7. данные паспорта;
  8. коды деятельности согласно ОКВЭД.

После чего на листе Б дать расписку об ответственности за недостоверные сведения, выбрать способ получения документов после регистрации или отказа и оставить контактную информацию.

Заявление вместе с копией паспорта можно подать в налоговую инспекцию, а можно ─ через нотариуса или МФЦ. В электронном виде документы можно загрузить на сайт ФНС или портал «Госуслуги».

Особенности каждого варианта:

  1. Инспекция. Плюсы ─ быстро, между приемом заявления и выдачей документов о регистрации или отказе пройдет три рабочих дня. Минусы ─ надо платить пошлину в размере 800 рублей, и налоговая, где принимают заявление, может быть одна на регион. Например, в Москве регистрацией ИП занимается только инспекция № 46. Если отправлять документы почтой, то надо и заявление, и копию паспорта заверить у нотариуса.
  2. Нотариус. Плюсы ─ не надо платить пошлину. Минусы ─ к трем рабочим дням, в течение которых налоговая обязана принять решение о регистрации, надо добавить еще 2─3 дня на передачу документов. Кроме этого, услуги нотариуса платные.
  3. МФЦ. Плюсы ─ нет пошлины, центр не берет плату за свои услуги. Минусы ─ дольше по сравнению со сдачей документов напрямую в налоговую. В тех случаях, когда документы на регистрацию в налоговую или МФЦ сдает представитель, у него должны быть нотариально заверенные доверенность и документы будущего предпринимателя.
  4. Электронные документы. Плюсы ─ можно подать документы из дома, они будут в налоговой быстрее, чем через нотариуса или МФЦ, не надо платить пошлину, если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Минусы ─ подпись нужно покупать.

Если вы не планируете работать на ОСНО, то вместе с документами на регистрацию ИП можно сразу сдать Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма 26.2-1). 

Когда и какие документы ждать из налоговой

Срок рассмотрения заявления три рабочих дня. После заявителю должны выдать или лист записи из ЕГРИП (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), или письменный мотивированный отказ.

Причины, по которым налоговая может отказать в регистрации ИП:

  1. непредставление необходимых сведений или документов;
  2. сдача документов не туда ─ например, почтой были отправлены документы в инспекцию, которая не занимается регистрацией;
  3. представление недостоверных данных;
  4. неправильное заполнение документов;
  5. заявитель ─ действующий ИП;
  6. прошло меньше года после решения суда о признании предпринимателя банкротом или о принудительном закрытии ИП;
  7. суд запретил заявителю заниматься предпринимательством;
  8. у человека, который подал документы, есть судимости или было уголовное преследование за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления, при этом он планирует заниматься деятельностью, связанной с образованием и воспитанием детей.

Что делать после оформления ИП

Если вы не подали уведомление о переходе на УСН при сдаче документов на регистрацию, то можете это сделать после получения выписки из ЕГРИП. Конечно, если не планируете все-таки работать на ОСНО.  

Перейти на УСН лучше и в тех случаях, когда вы предполагаете перевести бизнес на ЕНВД или патент, так как при «слете» со спецрежимов вы останетесь на УСН, а не на ОСНО. 

Уведомление можно подать в ту инспекцию, за которой вы будете закреплены территориально. Согласно ст. 346.13 НК РФ, на это у вас есть 30 календарных дней с даты регистрации. Узнать адрес «своей» налоговой можно на сайте ФНС. 

Еще одно действие, которое необходимо для того, чтобы принимать деньги от покупателей и заказчиков, ─ открытие расчетного счета. При выборе банка изучите и сравните условия:

  • сколько стоит обслуживание;
  • какую сумму можно перевести без комиссии;
  • нужно ли платить за перечисление денег с расчетного счета;
  • есть ли комиссия за снятие с карточки или внесение наличных на карточку, привязанную к счету, и сколько стоит обслуживание банковской карты;
  • дополнительные бонусы, например скидки от партнеров банка.

Перед тем как подавать документы на регистрацию, лучше посчитать налоговую нагрузку на разных системах налогообложения.   

Юлия Стерхова, независимый налоговый консультант

Зарегистрировать ИП бесплатно

Зарегистрировать ИП

Другие статьи по теме «Банк и бизнес»

Как предпринимателям планировать дела: 7 полезных сервисов

В статье расскажем о 7 приложениях, которые подойдут предпринимателям для ведения бизнеса. С их помощью можно составлять планы на каждый день, управлять задачами и проектами. А одно приложение поможет сосредоточиться на работе и перестать зависать в телефоне. Их все можно скачать не только на смартфон, но и на компьютер.

Саморазвитие

Вода, бумага и печеньки: что списать в расходы?

Офисные траты на УСН «Доходы минус расходы» — палка о двух концах. С одной стороны, есть соблазн все списывать в расходы, чтобы уменьшить налог. С другой, чем больше расходов, тем выше вероятность, что у налоговой появятся вопросы.

Бухучет

Корпоративные карты: 5 вопросов, которые волнуют малый бизнес

Корпоративные карты — удобный банковский инструмент для ведения бизнеса. Но не все знают, как правильно с ними работать. Мы собрали с форума Бухонлайн самые обсуждаемые вопросы по корпоративным картам и ответили на них в статье.

Старт бизнеса

Как поменять расчетный счет ИП и ООО

Предприниматели и компании могут сменить расчетный счет. Причин может быть несколько: увеличились тарифы или изменились условия в обслуживающем банке. В статье дадим пошаговую инструкцию и расскажем о документах, необходимых для этой процедуры.

Старт бизнеса

К каким последствиям приводят ошибки в платежках

Ошибки в платежных поручениях приводят к разным последствиям: от незначительных исправлений документов до штрафов и пени за неуплату налогов и взносов. Причем внимательно надо проверять не только исходящие, но и входящие платежи.

Налоги