Как поменять расчетный счет ИП и ООО

Предприниматели и компании могут сменить расчетный счет. Причин может быть несколько: увеличились тарифы или изменились условия в обслуживающем банке. В статье дадим пошаговую инструкцию и расскажем о документах, необходимых для этой процедуры.

Как сменить расчетный счет

Последовательность действий:

  1. Выбрать новый банк и уточнить на сайте или у менеджеров перечень документов для открытия счета.
  2. Собрать документы и подать заявку.
  3. Подождать, пока банк примет решение, и если в открытии счета будет отказано, выяснить причины. Затем оценить, что проще: внести исправления в свои сведения или обратиться в другой банк.
  4. Сообщить контрагентам о смене платежных реквизитов.
  5. Когда банк откроет новый расчетный счет, перевести туда деньги со старого и закрыть его.

Дальше подробно расскажем об отдельных шагах.

Выбор банка

Этот этап можно пропустить, если вы уже знаете, где откроете новый расчетный счет. 

Тем, кто не определился, помогут наши советы: 

  1. Составьте список условий расчетно-кассового обслуживания, которые нужны вашему бизнесу. Для кого-то это удобные зарплатные программы, обычный, а не онлайн-офис, а для кого-то ─ минимальная плата за услуги банка.
  2. В таблицу внесите названия банков, значимые для вас условия, как организованы и сколько стоят.

Пример таблицы

Банк Переводы с расчетного счета Условие 2... Условие N
Первый До 50 исходящих платежей в месяц, дальше 50 рублей за каждое перечисление входит в тариф стоимостью 5 000 рублей      
Второй До 30 платежей в месяц, свыше этого 100 рублей за каждую платежку, цена тарифа ─ 3 000 рублей      
...        
N-й        
  1. При изучении условий расчетно-кассового обслуживания не ограничивайтесь их описаниями на страницах сайтов банков. Скачивайте и изучайте документы с тарифами, в них вы найдете те нюансы, которые обычно не перечислены в кратких описаниях.

Откройте счет в Контур.Банке и получите банк, бухгалтерию и отчетность за 0 ₽

Открыть счет

Документы для открытия счета

Перечень документов, на основании которых банки открывают расчетные счета, установлен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И (далее ─ Инструкция).

Комплект документов ООО

Компании предоставляют:

  • копию устава, если он разработан самостоятельно. Типовой учредительный документ можно не включать в комплект документов, но надо сообщить банку о том, на основании какого именно типового устава работает ООО. Это подтвердил Банк России в письме от 23.10.2019 № 31-4-9/8120;
  • лицензии или разрешения, если такие документы нужны для деятельности общества;
  • карточку с образцами подписей сотрудников компании, у которых есть право визировать платежные документы, обычно это руководитель и главный бухгалтер. Также на карточке должен быть оттиск печати, если она есть у компании;
  • приказы о назначении на должность тех сотрудников, чьи подписи проставлены в карточке, для подтверждения их полномочий в части работы с банком; 
  • документы, которые подтвердят избрание генерального директора, президента и подобных руководителей с такими же обязанностями. Это могут быть протоколы собраний участников ООО или совета директоров.

Документы ИП

Предприниматели сдают:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, перечень «заменителей» лучше уточнить в конкретном банке;
  • карточку с образцами подписей предпринимателя и его работников, которые могут расписываться в денежных документах. Обычно такие полномочия предоставляют директору и главному бухгалтеру. Если у ИП есть печать, то нужен ее оттиск;
  • приказ на директора и главного бухгалтера или другие документы, подтверждающие их право на распоряжение деньгами;
  • лицензии, если их наличие требуется для деятельности ИП.

Документы, одинаковые для ООО и ИП

Кроме документов, перечисленных в Инструкции, банк попросит заполнить заявление на открытие счета и специальную анкету. Ответы на вопросы в анкете нужны для исполнения закона 115-ФЗ, который обязывает банки идентифицировать будущего клиента и получить о нем определенные сведения. 

У отдельных категорий клиентов могут запросить:

  • сведения о бенефициарных владельцах;
  • данные о выгодоприобретателе и документы, подтверждающие действия ООО или ИП в пользу выгодоприобретателей, например агентские договоры;
  • нотариальную доверенность, если счет открывает представитель.

Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, которые подтверждают регистрацию ООО и ИП, банки могут получить их из налоговой в электронном виде самостоятельно. Поэтому их можно не включать в комплект документов. Основания:

  • Распоряжение Правительства РФ от 09.07.2015 № 1320-Р о документах и сведениях, которые надо получать через систему межведомственного взаимодействия;
  • ст. 6 Закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 12-ФЗ, которая включает Банк России в число получателей выписок из реестров юридических лиц и ИП.

Но если по каким-то причинам в госреестрах нет данных о предпринимателе или ООО, банк может запросить выписку у потенциального клиента.

Заверение копий документов

Как заверить копии, лучше уточнить в банке, где вы планируете открыть счет. Есть три способа:

  1. нотариальный, за услуги специалиста надо будет заплатить;
  2. руководителем организации, но оригиналы в этом случае надо будет показать менеджеру;
  3. сотрудником банка ─ он лично снимет с оригинальных документов копии, после чего заверит их своей подписью.

После того как документы будут сданы, банк примет решение об открытии счета или об отказе. Ждать придется от 1–2 часов до 2–3 дней, это зависит от банка.

Смена расчетного счета и контрагенты

Для того чтобы контрагенты могли переводить вам деньги, напишите официальные письма о смене реквизитов вашей компании. Составьте и подпишите дополнительные соглашения или приложения, если это установлено в договорах с контрагентами.

Все платежи покупателей и заказчиков банк вернет, если вы забудете их предупредить о смене реквизитов. Поэтому не закрывайте старый счет, используйте его некоторое время параллельно с новым, пока не убедитесь, что все контрагенты извещены.

Закрытие расчетного счета

Согласно Инструкции Банка России № 153-И, банк закрывает счет ─ прекращает приходные и расходные операции ─ после того, как клиент расторгает договор на расчетно-кассовое обслуживание. Но после этого у владельца закрытого расчетного счета есть еще неделя на то, чтобы забрать остаток денег. Их можно перевести на другой счет или снять наличными.

Если от владельца счета в течение 60 дней после закрытия не поступит никаких поручений о переводе оставшихся сумм, банк перечислит их на специальный счет в Центробанке. Чтобы вернуть деньги, надо обратиться с требованием о возврате в тот банк, где на закрытом счете оставались денежные средства. Банк отправит заявление в Центробанк, вся сумма будет перечислена обратно, и бывший владелец счета сможет ей распорядиться.

Другие статьи по теме «Банк и бизнес»

Какие операции по расчетному счету можно совершать ИП

Выручка юрлица — это доходы компании. А поступления предпринимателя принадлежат ему, поэтому кажется, что с расчетного счета можно оплачивать любые товары и услуги. Но это не так. Некоторые платежи могут вызвать вопросы банка и налоговой. Давайте поговорим о том, что можно, а что нежелательно покупать с расчетного счета ИП.

Старт бизнеса

Как ИП уплачивать налоги с расчетного счета

Предприниматели могут перечислять налоги и взносы как со своего расчетного счета, так и со счета физлица или привязанной к нему банковской карты. Но банки обращают внимание на долю перечисленных со счета обязательных платежей и, если она меньше 0,9 % от доходов, ИП могут «взять на карандаш». Поэтому безопаснее платить налоги и взносы именно с расчетного счета. Расскажем, как оформить платежные поручения.

Старт бизнеса

Как предпринимателям планировать дела: 7 полезных сервисов

В статье расскажем о 7 приложениях, которые подойдут предпринимателям для ведения бизнеса. С их помощью можно составлять планы на каждый день, управлять задачами и проектами. А одно приложение поможет сосредоточиться на работе и перестать зависать в телефоне. Их все можно скачать не только на смартфон, но и на компьютер.

Саморазвитие

Вода, бумага и печеньки: что списать в расходы?

Офисные траты на УСН «Доходы минус расходы» — палка о двух концах. С одной стороны, есть соблазн все списывать в расходы, чтобы уменьшить налог. С другой, чем больше расходов, тем выше вероятность, что у налоговой появятся вопросы.

Бухучет

Корпоративные карты: 5 вопросов, которые волнуют малый бизнес

Корпоративные карты — удобный банковский инструмент для ведения бизнеса. Но не все знают, как правильно с ними работать. Мы собрали с форума Бухонлайн самые обсуждаемые вопросы по корпоративным картам и ответили на них в статье.

Старт бизнеса