Компании и ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы — расходы" могут учесть расходы на оплату труда в составе расходов при расчете налоговой базы .
Расходы на оплату труда
Компании и ИП на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы — расходы могут учесть расходы на оплату труда в составе расходов при расчете налоговой базы (п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Сделать это нужно, руководствуясь правилами главы 25 НК РФ (ст. 255, подп. 6 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Компании на УСН используют кассовый метод признания доходов и расходов, поэтому расходы на оплату труда можно учесть только после их выплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
К расходам на оплату труда относятся:
- начисления в пользу сотрудников по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам;
- стимулирующие начисления и надбавки;
- компенсации, связанные с режимом работы и условиями труда;
- затраты компании на содержание работников.
Полный перечень расходов на оплату труда содержится в статье 255 НК РФ.
Ведите бухучет, автоматически рассчитывайте заработную плату и отправляйте отчеты онлайн
Какие расходы на оплату труда нельзя учесть в полном объеме
Некоторые расходы, относящиеся к расходам на оплату труда, нельзя учесть в полном объеме. В частности, к ним относятся:
- затраты по договорам на добровольное страхование работников, негосударственное пенсионное обеспечение;
- затраты по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии;
- расходы на возмещение процентов, уплаченных работниками по кредитам и займам на приобретение или строительство жилья (п. 16, п. 24.1 ст. 255 НК РФ).
Например, совокупная сумма взносов по договорам долгосрочного страхования жизни сотрудников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников учитывается при налогообложении в размере не больше 12 % от суммы расходов организации на оплату труда (абз. 7 п. 16 ст. 255 НК РФ).
Расходы на возмещение затрат сотрудников по уплате кредитов и займов на приобретение или строительство жилья можно включить в расчет налоговой базы, если они не превышают 3% от суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ).
Расходы на оплату труда и налоговая база
Чтобы расходы на оплату труда можно было включить в расчет налоговой базы по единому налогу, должен быть выполнен ряд условий.
- Такие расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
- Расходы на оплату труда должны быть предусмотрены нормами действующего законодательства, трудовыми (коллективными) договорами (ст. 255 НК РФ, ст. 423 ТК РФ).
Учесть в расходах можно затраты, понесенные компанией не только в денежной, но и в натуральной форме.
Кроме того, законодательство содержит перечень расходов, которые учесть нельзя (ст. 270 НК РФ). Например, это вознаграждения, не предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами, материальная помощь и т.д. (п. 21, 23 ст. 270 НК РФ).