Крупный бизнес

Новости /

Как Выбрать надежного контрагента

12 февраля 2014
Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании финансовыми, налоговыми и репутационными рисками. В последние годы бизнес все чаще задумывается об этой проблеме, и для ее решения запрашивает по контрагенту выписки из ЕГРЮЛ. Достаточно ли этого, чтобы себя обезопасить?

Известно, что одной из самых главных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, является наличие у налогоплательщика «проблемных» контрагентов. То есть таких поставщиков, которые либо являются фирмами-однодневками, либо просто не платят налоги в бюджет. Как правило, по сделкам с такими поставщиками налоговики «снимают» у проверяемого налогоплательщика расходы и вычеты по входному НДС. При этом инспекторы ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Этот документ по сути позволяет суду поддержать отказ в вычете, если инспекция докажет: налогоплательщик при выборе поставщика «действовал без должной осмотрительности». То есть мог знать, что контрагент, скажем, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ, не стоит на налоговом учете в инспекции, зарегистрирован по адресу «массовой регистрации», имеет «массового» директора или учредителя.

Кроме того, нередки случаи, когда плохо выбранный контрагент не может ни вернуть предоплату, ни поставить товар, за который был перечислен аванс.

Масштабы проблемы

По оценке Сергея Аракелова, заместителя руководителя ФНС России, почти половина российских юридических лиц имеют признаки однодневок. В феврале 2013 года экс-зампред ЦБ РФ Сергей Игнатьев заявил, что из 3,9 млн. зарегистрированных коммерческих организаций почти половина не проводят платежи через банки, то есть созданы непонятно для чего (видимо, про запас, для каких-то сомнительных операций в будущем). При этом из числа организаций, проводящих платежи через банковскую систему, 11%  не платят вообще никаких налогов, еще 4-6% организаций платят чисто символические суммы. Наконец, не так давно Эльвира Набиуллина сообщила о выводе за пределы РФ на сомнительных основаниях более 22 млрд. долл США только за 9 месяцев 2013 года. И озвучила намерения очищать финансовую систему не только от банков, которые участвуют в разного рода махинациях и обналичке, но и от их клиентов, замеченных  в таких  действиях.

Сервисы для проверки

Чтобы удостовериться в надежности деловых партнеров можно воспользоваться специальными программами. Например, такими масштабным и недешевыми сервисами проверки контрагентов как «Спарк» или «Интегрум».

Осуществить  экспресс-проверку контрагентов поможет  облачный сервис Фокус.

С помощью последнего можно вычислить «однодневку» за несколько секунд. Сервис покажет, сколько организаций зарегистрировано по юридическому адресу вашего будущего контрагента, сколько компаний создано его учредителями, сколько организаций возглавляет его директор. В расширенной версии сервиса можно проверить, сдает ли контрагент в Росстат бухгалтерские балансы, ознакомиться с ними и получить финансовый анализ баланса. Также данная версия позволяет найти все арбитражные дела, в которых контрагент принимал участие, и увидеть историю участия контрагента в электронных торгах по госзакупкам.

Если у потенциального контрагента «массовый» адрес, директор и учредитель, и при этом контрагент не оставляет «следов» хозяйственной деятельности в виде отчетности, судебных споров или участия в закупках, очевидно, что то с таким контрагентом дел лучше не вести.

Проверьте  своего контрагента  сейчас

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.