Крупный бизнес

Новости /

Реальная тактика предотвращения и взыскания долгов, как на самом деле справляются с долгами

14 апреля 2014
Уровень просроченной задолженности на конец месяца может достигать от 10 до 60% от суммы месячной выручки, до 5% из них — задолженность со статусом «безнадежная», которую впоследствии придется списать. Кроме того, на долю только одного контрагента может приходиться до 30% от общей суммы просроченной задолженности. Процедура возврата средств состоит из ряда этапов, которые рано или поздно проходят сотрудники многих компаний. Как грамотно действовать на каждой стадии урегулирования спора с должником?

Инна Федик, начальник отдела по работе с клиентской задолженностью, Волгоградский филиал ОАО «Ростелеком»

Пропуск срока оплаты по контракту нередко происходит из-за невнимательности контрагента при ознакомлении с условиями договора, забывчивости, утери документов. Такие ситуации урегулировать проще. Однако не исключена и недобросовестность клиента, с чем справиться сложнее. Ведь даже самая тщательная проработка коммерческой политики компании и пакета договоров не дает стопроцентной гарантии своевременного погашения задолженности. Снизить вероятность невозврата долга позволят превентивные меры.

Принимаем превентивные меры

Обращение в суд по поводу погашения долга большинством компаний расценивается как крайняя мера. Гораздо эффективнее не доводить дело до суда, чему в немалой степени способствует предварительная проверка контрагента. Здесь нужно учесть две особенности.

Если дело доходит до списания продавцом безнадежного долга, то, с одной стороны, проверка контрагента-покупателя позволяет снизить налоговые риски. Не секрет, что налоговые органы не всегда соглашаются с включением просроченной дебиторской задолженности в расходы по налогу на прибыль (например, письмо ФНС России от 06.09.2010 № ШС-37-3/10674).   К тому же, наличие просроченной дебиторской задолженности не только влечет дефицит собственных денежных активов, но и приводит к необходимости изыскивать средства для уплаты в установленные сроки налогов с начисленных, но не оплаченных доходов (НДС, налог на прибыль).

Тем важнее для компании-продавца финансовая состоятельность контрагента, его способность гасить долги в срок. Ведь бизнес клиента вполне может вестись и за счет кредитных средств. А недоступность активов для кредиторов обеспечивается, к примеру, их переводом на аффилированную компанию.

Снизить риски позволяет комплексная проверка клиентов. Это довольно трудоемкая процедура, которая включает запрос выписки из ЕГРЮЛ, проверку адреса регистрации, полномочий лиц, ведущих переговоры, изучение судебных дел с участием контрагента, анализ бухгалтерской отчетности клиента (если последний еще согласится ее предоставить) и прочие меры. Понятно, что для анализа информации привлекаются сотрудники самых разных подразделений компании.  Если же компания небольшая, то работа по проверке часто ложится на плечи сотрудников финансовой службы или бухгалтерии. Не исключено также участие в ней и генерального директора, но это сделает проверку неоправданно дорогой. В любом случае, длительность процедуры в небольших компаниях будет гораздо дольше.

Ускорить и упростить проверку можно за счет специальных программ, в частности, Фокус.

Это облачный сервис, проще говоря, программа не привязана к конкретному компьютеру. Через веб-интерфейс с ней одновременно могут работать разные заинтересованные лица: юристы, бухгалтерия, коммерческая служба.

Данные поступают в систему из официальных источников — ФНС, Росстата, ВАС РФ, Реестра сведений о банкротстве и пр. Сотрудник вводит запрос в поисковую строку (ИНН или название компании) и на экран сразу выводится вся базовая информация. Например, статус контрагента, адрес регистрации (с проверкой «на массовость»), взаимозависимые лица, арбитражные дела с указанием сумм исков, сообщения о банкротстве, госконтракты — все показывается в системе сразу. Там же можно изучить и финансовую отчетность клиента, провести ее экспресс-анализ — просчитываются коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, ликвидности и пр. Доступны в системе и данные о структуре, динамике активов. Последнее очень важно, ведь если у должника имеется имущество, то при негативном развитии событий есть шансы на погашение долга за счет активов. 

Разрешаем спор, не доводя до суда

Состояние расчетов с клиентом отслеживается практически с момента оказания услуг. Если возникает просрочка, то менеджер, закрепленный за клиентом, применяет стандартный набор мер воздействия на должника: с клиентом ведутся переговоры, ему настойчиво напоминают о долге, об истечении срока оплаты, уведомляют о последствиях неплатежей. На определенной стадии (в зависимости от суммы долга, срока просрочки, длительности сотрудничества с клиентом) подключается отдел по работе с клиентской задолженностью.

Хозяйственные споры принято разрешать в досудебном порядке — так урегулируется более половины разногласий. Такой порядок обязателен, если предусмотрен договором или нормативным актом (п. 5 ст. 4 АПК РФ). Можно закрепить претензионный порядок разрешения спора непосредственно в договоре с клиентом.  Нужно отметить, что на этапе претензионной работы погашается от 30 до 60% просроченной задолженности.

Претензионная работа, кроме переговоров, предполагает направление клиенту писем с требованием погасить долг. С упоминанием, что при обращении кредитора в суд будет взыскана госпошлина, а также проценты на сумму долга и возмещение убытков (в соответствии со ст.395 ГК РФ). Работа с должником ведется по всем возможным адресам его присутствия. В дальнейшем, если дойдет до суда, эти же адреса указываются в исполнительном листе, что может повысить шансы на возврат долга силами судебных приставов.

Претензии должнику имеет смысл направлять, как минимум, по двум адресам — юридическому, который указан в регистрационных документах контрагента (требование п. 1 ст.121 АПК РФ), и фактическому, почтовому. Последний обычно имеется в договоре, используется в деловой переписке и финансовых документах. Его можно также узнать на сайте должника или из его рекламной информации.

Крайне важно наладить контроль над деловой перепиской. Не исключено, что факт возникновения задолженности придется доказывать в суде. Заручитесь доказательствами того, что должник получил все финансовые документы (накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры). Подтвердить это можно уведомлением о вручении почтового отправления с описью вложения и подписью уполномоченного лица контрагента на экземпляре кредитора. Имеет смысл сохранить квитанции, конверты, различные документы с отметками уполномоченных лиц, записи в журналах входящей и исходящей корреспонденции. Если суду придется изучать историю вопроса, содержимое переписки позволит сделать выводы о соблюдении сторонами обязательств.

Неплохие результаты дает направление непосредственно в бухгалтерию должника письма, в котором кредитор упоминает о несовпадении данных по расчетам и просит удостоверить прилагаемый акт сверки расчетов (подписанный уполномоченными лицами кредитора). Бухгалтер должника сверяет сведения, подписывается и передает акт на подпись руководителю.  Можно считать, что весомое доказательство существования долга (и факта уведомления ответчика о нем) получено.

Предположим, контрагент явно избегает встреч, находит массу причин не подписывать акт сверки расчетов и не дает гарантий оплаты. Скорее всего, нужно готовиться к суду. Принять решение и четче спланировать действия компании поможет выписка из ЕГРЮЛ.

Если должник в стадии ликвидации

Если в выписке из ЕГРЮЛ содержатся данные о ликвидации должника в результате присоединения к другому юрлицу, то до истечения срока исковой давности (три года) нужно заявить о непогашенной задолженности правопреемнику должника (ст. 58 ГК РФ). Сначала правопреемнику направляется претензия, причем наравне с юридическим адресом используются все известные фактические. Если результат не достигнут, подается исковое заявление в суд на правопреемника.

О ликвидации должника в результате присоединения может стать известно уже в процессе судебного производства. В такой ситуации нужно ходатайствовать в суд о замене ответчика. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса (ст. 48 АПК РФ).

Если же выписка из ЕГРЮЛ содержит информацию о ликвидации должника без правопреемства либо о признании его не действующим, то остается только списать долги. Руководителя организации-должника рекомендуется внести в «черный список»: вместо того, чтобы быть гарантом обязательств, он в силу своей некомпетентности или умышленно допустил их нарушение. В дальнейшем лучше не заключать договоров с компаниями, которыми он руководит.

По общему правилу срок заявления требований кредиторов к должнику в процессе ликвидации не может быть менее двух месяцев со дня публикации заявления о ликвидации (ст. 63, 64 ГК РФ).

Что не упустить, когда должник — банкрот

Шансы на получение долга от контрагента, находящегося в процессе банкротства, заметно снижаются. Прежде всего, из-за неопределенного количества процедур, которые будут (если будут) проводиться в отношении должника, а также возможности продлевать сроки.

Но в любом случае нужно действовать — постараться включить сумму долга в реестр требований кредиторов. В этом документе указываются сведения о кредиторах, размере их требований, очередности удовлетворения и пр. На основании реестра и производится погашение задолженности. Если же требование в реестр не попадет, то рассчитывать на возврат долга можно будет только за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований из реестра.

Предъявить свои требования к должнику кредиторы вправе в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения (п.1 ст. 71 Федерального закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Не исключено, что стадия наблюдения уже пройдена, восстановить платежеспособность должника не удалось и началось конкурсное производство, финальный этап процедуры банкротства. На этой стадии формируется конкурсная масса (все имущество должника на дату открытия конкурсного производства (ст. 131 Закона 3 127-ФЗ)), из нее удовлетворяются требования кредиторов. От имени должника теперь действует конкурсный управляющий, которого утверждает суд (ст. 45 Закона № 127-ФЗ).

Выясните, кто является конкурсным управляющим должника. Запросите у него размер возмещения расходов по извещению кредиторов о новом кредиторе (общая стоимость почтовых отправлений в адрес кредиторов, требования которых ранее уже включены в реестр требований кредиторов (ст. 100, п. 1 ст. 142 Закона № 127-ФЗ)) и реквизиты для перечисления суммы возмещения. Без документального подтверждения оплаты этих расходов суд не примет заявление о включении нового кредитора в реестр.

Важно заявить о своих требованиях до закрытия реестра кредиторов. Это происходит по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).

Взыскиваем долг по решению суда

Как правило, порядка 25-30% от общей суммы поданных исковых заявлений гасится должниками еще на этапе искового производства, когда иск подан, но заседание суда еще не состоялось. Такие обращения в суд обычно заканчиваются отказом истца от исковых требований в связи с полным погашением долга. С ответчика в такой ситуации взыскивается только госпошлина.  Остальные 70-75% от общей суммы поданных исков после признания в судебном порядке взыскиваются в ходе исполнительного производства. Это затяжной и сложный процесс, он может растянуться до трех лет (после возбуждения).

Допустим, суд вынес решение о взыскании долга. Оно вступило в силу, но деньги от ответчика так и не поступили. Тогда получаем в суде исполнительный лист. Теперь задача — как можно быстрее получить «присужденные» денежные средства. Для этого рекомендуется узнать, в каком банке у должника открыт активный расчетный счет. И направить в этот банк исполнительный лист (ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Список расчетных счетов должника и банков, в которых они открыты, можно запросить в налоговом органе, приложив копию исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению (п. 8 и 9 ст.69 Закона № 229-ФЗ). Налоговый орган предоставит запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Взыскателю очень повезет, если он найдет ответчика где-нибудь на электронных торговых площадках госзакупок. Или на официальном сайте ответчика обнаружит его платежные реквизиты. Это поможет определить, какому расчетному счету из списка налоговой инспекции должник отдает предпочтение. Направьте исполнительный лист сначала в этот банк.

Если банк должника сообщит об отсутствии движения по расчетному счету и постановке на картотеку обязательного платежа по исполнительному листу, то последний лучше отозвать. И направить исполнительный лист в службу судебных приставов. Но и в этом случае нужно продолжать действовать, чтобы получить нужный результат. Полезно изучить деятельность взаимозависимых и аффилированных лиц должника. Возможно, они выведут «на след» должника, что позволит обнаружить его имущество, за счет которого удастся покрыть долг хотя бы частично.

В зависимости от размеров компании эта работа выполняется силами службы экономической безопасности, либо соответствующим сотрудником. Или же сотрудниками финансовой службы, бухгалтерии или подразделения по работе с дебиторской задолженностью.

Приставы обязаны предоставлять материалы исполнительного производства для ознакомления, а также принимать во внимание всю получаемую информацию.

Анна Грачева, вице-президент по финансам, НПДП «Логос»

НДПД «Логос» – многопрофильный холдинг, дистрибьютор прессы. Является членом всемирной  организации «Дистрипресс». За 20 лет предприятия НПДП «Логос» распространили в общей сложности более 25 миллиардов экземпляров газет, журналов и книг.

Исходя из собственного опыта, могу отметить, что на долю проблемной дебиторской задолженности приходится порядка 10% всех отгрузок, а в сложной экономической ситуации, как, например, в 2008 году, этот показатель возрастает до 20%. В работе с задолженностью очень важен статус контрагента. Даже самые надежные могут вдруг прекратить оплаты из-за банкротства, смены юридического лица, по разным экономическим причинам.

Так, если клиент уходит с рынка и не планирует продолжать работу с поставщиком, взыскать с него долг почти невозможно. Можно судиться бесконечно, но когда на счетах ноль, а всех активов — такая же зависшая чужая «дебиторка», толку не будет.

Если ваш контрагент намерен продолжить сотрудничество, но испытывает временные трудности, долг истребовать реально. Ведите с ним работу — предлагайте дисконт (10-20%), договоритесь о какой-то компенсации, скорректируйте график платежей, предложите оказать некие услуги в обмен на часть суммы долга.

Разумеется, предварительная проверка контрагента снижает коммерческие риски. Но также полезно будет две-три первые поставки сделать с короткой отсрочкой платежа, на относительно небольшие суммы отгрузок, и отследить, насколько четко контрагент оплачивает счета.

«Коммерческий директор», № 4 (40), Апрель 2014, 
Скачать в формате PDF

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.