Слияние двух структур в очередной раз обсуждалось на расширенной коллегии ФНС. Первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что гораздо разумнее сейчас говорить не о слиянии двух структур, а о повышении степени координации этих служб. Ведомства сохраняют свою самостоятельность, а вот «уровень взаимодействия между ними будет теснее, платформы, которые будут обеспечивать их работу, будут связаны», поясняет Игорь Шувалов (цитирует РИА «Новости»). Сейчас в правительстве обсуждается техническая сторона вопроса.
Принятое решение, безусловно, обрадует глав ФТС и ФНС. Осенью 2017 года руководитель ФТС Владимир Булавин выразил свое категорическое несогласие с объединением таможенной и налоговой служб, ссылаясь на разницу в функциях и внутренней организации. Свою позицию он подкрепил примерами из практики других стран, где слияние произошло, но в дальнейшем структуры вновь были разделены.
В текущей ситуации объединение ведомств может негативно сказаться не только на работе ведомств, но и на бизнесе, считает эксперт проекта Контур.Декларант компании СКБ Контур Наталья Лайша.
«Несмотря на то что оба ведомства фискальные, у каждого из них есть своя роль и функции: ФНС — это контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а ФТС — контроль и надзор в области таможенного дела. И для бизнеса эти роли органов исполнительной власти давно знакомы и понятны. На фоне глобальных изменений в налоговом и таможенном законодательстве с 1 января 2018 года объединение ФТС и ФНС могло создать очередную стрессовую ситуацию для бизнеса. Думаю, что в 2018 году будет достаточно переходных периодов — пока что хочется понять и принять уже запущенные процессы», — комментирует эксперт.