ЭДО для маркировки — Контур.Диадок — СКБ Контур

ЭДО для маркировки

Легкая промышленность, шины, табак, фотоаппараты и другие типы продукции обязательно маркируют, то есть отмечают каждый товар специальным цифровым кодом. Это способ борьбы с контрафактом и мониторинг оборота товара со стороны государства. Передавать данные о продукции в систему маркировки участникам оборота помогает ЭДО. С 2022 года он станет обязательным, подробнее рассказываем в статье.

Как работает система маркировки

Система маркировки называется Честный ЗНАК (ЧЗ). Она создана для снижения доли незаконного оборота. Маркировка позволяет отследить происхождение товара, удостовериться в его качестве и подлинности. Покупатель, который приобретает маркированные товары, может найти на них специальный цифровой код Data Matrix. 

Код маркировки делится на две части: код идентификации, определяющий позицию товара в системе, и код проверки, который генерирует Центр развития перспективных технологий. Код Data Matrix не подделать, так как данные о товаре невозможно удалить или скорректировать внутри системы маркировки. 

В работе с маркировкой товара на равных участвуют производители, импортеры, поставщики, оптовики, продавцы. Рассмотрим процесс работы с маркированной продукцией:

  1. Производитель (импортер) описывает товары в системе Национального каталога и заказывает для продукции, требующей маркировки, коды Data Matrix. Далее наносит их на товары и информирует Честный ЗНАК о вводе маркированной продукции в оборот. Только после этого товары можно легально реализовывать. 
    Готовая продукция распространяется через выстроенные сбытовые сети: каждый новый собственник продукции должен быть зарегистрирован в системе Честный ЗНАК в качестве участника оборота и отчитываться о принятии продукции на баланс. Так система маркировки в любой момент времени знает текущего собственника введенного в оборот товара. 
  2. На этапе отгрузки поставщики проверяют продукцию на наличие кодов маркировки. Коды должны быть на товаре, а также в сопроводительных документах — электронных УПД (универсальных передаточных документах). 
    Данные в систему Честный ЗНАК передаются только в том случае, если осуществлен переход права собственности, например, от поставщика к продавцу, а передаточные документы подписаны с двух сторон. То есть каждая отгрузка маркированной продукции должна сопровождаться электронным УПД с кодами.
  3. После розничные магазины принимают товар. Во время приемки сверяют: совпадают ли коды маркировки на товаре и в УПД. Если все корректно, подписывают документы. Тогда в системе появляется статус о поступлении на баланс кодов маркировки, что отражается в Честном ЗНАКЕ.
  4. При реализации товара физическому лицу продавец должен отчитаться в систему маркировки о том, что товар выведен из оборота. Это происходит путем продажи через онлайн-кассу, которая передает данные в ЧЗ. 
  5. Покупатель устанавливает себе мобильное приложение «Честный ЗНАК — Сканер товаров и проверка качества». С его помощью еще до покупки можно  отсканировать код и увидеть информацию о продукции: место производства, состав, сертификаты. Это поможет избежать покупки поддельного или некачественного товара.
Маркировка в рыночной цепочке

diadoc

Обменивайтесь электронными УПД с кодами маркировки через Диадок — передавайте сведения в Честный ЗНАК автоматически

Зачем нужна маркировка

Производитель обязан ввести продукцию в оборот, иначе он не сможет ее легально реализовывать. Если товары относятся к группам, которые необходимо маркировать — понадобится заказать коды и нанести их на товары. Чтобы отправить товар в магазин, требуется передать право собственности на продукцию через подписание электронного УПД. 

На всех этапах участники товарооборота (кроме производителя, который наносит коды маркировки) проверяют маркировку продукции. Это делать не обязательно, но желательно, так как позволит избежать штрафов. 

Продажа товара физлицу — результат вывода продукции из оборота. После этого в ЧЗ появляется информация, что кода маркировки проданного товара в обороте больше нет. Это позволяет исключить возможность повторного использования кодов.

Обязательный ЭДО при маркировке

Для оперативной работы в Честном ЗНАКе прибегают к средствам электронного документооборота (ЭДО). ЭДО понадобится каждому участнику оборота, чтобы своевременно и легко отчитаться в систему маркировки.

Изначально участники оборота могли подавать информацию о маркировке в Честный ЗНАК как с помощью оператора ЭДО, так и самостоятельно. С 1 января 2022 года информация об обороте маркированных товаров с переходом права собственности между юрлицами должна передаваться только через операторов ЭДО. Данное требование закреплено в постановлениях Правительства № 2464 от 31.12.2020 и № 64 от 28.01.2021.

Рассмотрим, как передаются коды маркировки при использовании ЭДО: 

  1. В момент поставки производитель или оптовик отгружает продукцию, формирует и подписывает электронный УПД и отправляет через сервис ЭДО своему покупателю. Документ в обязательном порядке должен содержать коды маркировки на отгруженный товар. 
  2. Покупатель (магазин, торговая площадка) принимает продукцию, проверяет наличие кодов маркировки, сопоставляет с данными в УПД. Если с товаром все в порядке, покупатель подписывает документы квалифицированной электронной подписью.   
  3. Дальше в работу вступает сервис передачи данных оператора ЭДО и запускает процесс проверки документов: проверяет УПД в ящике организации на наличие в них кодов маркировки и корректность их размещения в структуре документа, подписи с обеих сторон и регистрации организаций в Честном Знаке
  4. Если с документами и кодами все в порядке, данные передаются в ЧЗ, а пользователь получает уведомление, что сведения переданы успешно. Когда на каком-то из этапов проверки обнаруживаются ошибки в документе, система информирует пользователя, что переход права собственности на коды маркировки из документа не произошел. Значит, покупатель все еще не может легально реализовывать маркированную продукцию своим клиентам. Нужно исправить ошибки.
Переход права собственности на товар с помощью ЭДО

Работа с маркированным товаром в Диадоке 

Диадок полностью обеспечивает легитимность работы с маркированными товарами. 
Клиенты Диадока могут: 

  • передавать данные в Честный ЗНАК автоматически,
  • проверять регистрацию контрагентов в ЧЗ, 
  • обмениваться документами из своей учетной системы.

Помимо обмена УПД с кодами маркировки, в Диадоке можно отправлять и получать другие типы документов в электронном виде. Так организации смогут перевести весь объем документооборота в электронный  формат. 

Также пользователи Диадока могут заказать электронную подпись (КЭП) для регистрации в системе маркировки и подписания электронных юридически значимых документов. Используется КЭП Удостоверяющего центра Контура — ее удобно получить в рамках одной экосистемы продуктов для бизнеса.

Дополнительные преимущества работы в сервисе ЭДО: 

  • Ускорение и оптимизация процессов за счет снижения временных затрат.
  • Экономия на бумаге, заправке принтеров, покупке комплектующих и канцтоваров. 
  • Специалисты Диадока предоставят инструкции вашим контрагентам для подключения к ЭДО.
  • Можно работать с клиентами других операторов ЭДО благодаря роумингу.
  • Доступна интеграция с различными учетными системами. 

diadoc

Передавайте данные в систему маркировки через Диадок и используйте другие возможности ЭДО для ускорения документооборота

Товары, подлежащие обязательной маркировке

Только отдельные категории товаров участвуют в обязательной маркировке. Перечень такой продукции постоянно обновляется, актуальная информация указана на сайте Честного ЗНАКа. 

В 2022 году обязательны для маркировки следующие категории товаров:

  • обувь,
  • лекарства,
  • бутилированная вода,
  • шубы,
  • табачная продукция,
  • молочная продукция,
  • шины и покрышки,
  • парфюмерия,
  • фотоаппараты и вспышки,
  • товары легкой промышленности.

Обратите внимание, на многие виды товаров, например молочную продукцию, маркировка вводится поэтапно. 

Что нужно знать бизнесу о работе с маркировкой в 2022 году:

  • Подавать сведения о маркировке можно только через оператора ЭДО. Ранее допускалось два варианта: через ЭДО и напрямую в систему Честный ЗНАК. 
  • Перенесена обязательная маркировка велосипедов и рам.
  • Продолжается эксперимент по внедрению добровольной маркировки на некоторые категории: антисептики, БАДы, пиво и слабоалкогольные напитки.

С начала 2022 года использовать ЭДО для маркировки необходима для следующих категорий товаров:

  • обувь, 
  • табачная продукция, 
  • шины и покрышки, 
  • парфюмерия, 
  • фототовары, 
  • продукция легкой промышленности.

Обязательный ЭДО для маркированной молочной продукции действует с 1 сентября, для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года.

diadoc

Работайте с маркированной продукцией в системе ЭДО — обменивайтесь УПД с кодами через Диадок. Сведения в Честный ЗНАК сервис отправит автоматически

Маркировка молока и молочной продукции в 2022 году

Для молока и молочной продукции ЭДО становится обязательным с 1 сентября 2022 года. Все участники оборота должны передавать сведения о маркированном товаре через оператора электронного документооборота. Порядок закреплен постановлением Правительства № 2099 от 15.12.2020.

Новая волна маркировки не коснется только фермеров, госучреждений и гостинично-ресторанного бизнеса (сегмент HoReCa). Для них пока обозначена дата перехода — 1 декабря 2023 года. Все остальные участники оборота — производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы — должны отчитываться в Честный ЗНАК о выводе продукции из оборота с помощью сервиса ЭДО.

Какие молочные продукты подлежат обязательной маркировке

  • молоко (кроме сырого) коровье и козье, в том числе сухое и сублимированное,
  • сливки питьевые, а также взбитые и сублимированные,
  • сгущенные молоко и сливки
  • кисломолочные продукты, в том числе простокваша, кефир, йогурт, пахта,
  • молочная сыворотка,
  • сливочное масло,
  • сыры и творог,
  • мороженое, а также пищевой лед,
  • безалкогольные напитки с молочным жиром.

Не нужно маркировать: детское и лечебное питание, товары с массой до 30 грамм, продукцию, которую фасуют прямо в точке продажи, например развесной творог.

В чем особенности маркировки молока и молочной продукции

С 1 сентября 2022 года вводится объемно-артикульный или объемно-сортовой учет (ОСУ). Это значит, что не надо передавать в Честный ЗНАК коды маркировки каждого экземпляра товара. Вместо этого необходимо указывать сведения о партиях: GTIN — наименование товара — и количество в штуках. Планируется, что поэкземплярный учет станет обязательным для молока с длительным сроком хранения с 1 июня 2025 года.

diadoc

Работайте с маркировкой молока и молочной продукции в Диадоке по правилам объемно-сортового учета, в том числе в 1С

Вопрос-ответ

Обязательно ли использовать ЭДО при маркировке товаров? 

Да, так как сведения о том, что продукция прошла маркировку, необходимо передавать в Честный ЗНАК. Система постоянно расширяет списки маркированной продукции, поэтому за корректировками лучше следить на сайте ЧЗ. Работа с маркированным товаром из обязательного списка без ЭДО невозможна. Выше мы указали перечень, актуальный в 2022 году.  

Какие штрафы могут быть за отсутствие маркировки? 

Если продавец примет немаркированный товар или не спросит у поставщика УПД, оштрафуют всех участников. Многие маркетплейсы и магазины не принимают в оборот товары без маркировки. 

Участников товарооборота штрафуют за следующие нарушения: 

  • Продажа товара без кода маркировки.
  • Производство, хранение, перевозка, реализация товаров с поддельными кодами. 
  • Отсутствие регистрации в системе маркировки.
  • Продажа товаров без передачи в ЧЗ сведений о выводе из оборота.
  • Ввод в оборот товаров без сопроводительных документов или с некорректными документами.  
  • Передача товаров юридическому лицу без отправки информации в Честный ЗНАК. 
  • Нарушение сроков передачи сведений в ЧЗ. 
  • Возврат в оборот товаров без права владения ими. 

Размеры штрафов варьируются от 1000 до 1 000 000 рублей. Возможна уголовная ответственность.  

Какие шаги нужны, чтобы подключить ЭДО?

В статье мы описали, в каких случаях для реализации маркированного товара понадобится ЭДО. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы перейти на электронный документооборот:

  1. Оформить КЭП.
  2. Выбрать оператора ЭДО.
  3. Настроить работу с системой ЭДО внутри организации: выбрать способ подключения (веб-версия или интеграция), оформить внутренние регламенты, обучить сотрудников.
  4. Подключить к работе контрагентов. 

diadoc

Оставьте заявку, эксперты Диадока помогут подключить сервис ЭДО и начать обмен электронными УПД.


Как найти контрагента в системе ЭДО

Чтобы обмениваться электронными документами, нужно найти контрагентов в системе ЭДО и отправить им приглашения. В статье рассказываем, как компаниям, начинающим работать в Контур.Диадоке, найти партнеров и начать документооборот.

Автоматизация электронного документооборота

Время — важнейший ресурс современного бизнеса. Чтобы тратить меньше рабочих часов на рутинные операции, компании переходят на электронный документооборот (ЭДО). Расскажем в статье, какие процессы автоматизируют с помощью ЭДО и зачем это нужно.

Система электронного документооборота в организации

Перевод большинства процессов в цифровое пространство — современный стандарт, которому следуют многие компании. Он помогает оптимизировать расходы, ускорить работу, защитить информацию. Чтобы внедрить в работу предприятия цифровой обмен документами, используют систему электронного документооборота. Расскажем подробнее, что это, из чего состоит, в чем плюсы. 

Как принять приглашение в системе ЭДО

Для обмена документами через систему ЭДО один контрагент должен отправить приглашение, а второй принять его. В статье расскажем о том, как действовать после получения приглашения и как исправить ошибки, когда контрагентам не приходит приглашение к ЭДО или они не видят его в сервисе.

Регламент ЭДО

Прежде чем начать переход на электронный документооборот (ЭДО) в организации, нужно создать правовую базу, которая будет регулировать изменения в работе с документами. Разберем, каким образом регламентировать ведение делопроизводства в системе электронного документооборота.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.