Внедрение электронного документооборота (ЭДО) в компании — простой процесс, который не требует длительной подготовки. Разберем подробнее, что такое ЭДО, в чем его преимущества, в какие этапы проходит внедрение электронного документооборота на предприятии и какие нюансы нужно учитывать перед выбором оператора ЭДО.
Начните передавать документы через Диадок
Поможем внедрить систему ЭДО и начать работать в ней
Что такое ЭДО
Чтобы правильно внедрить ЭДО, необходимо в первую очередь разобраться, как работает электронный документооборот и что он собой представляет.
Электронный документооборот — обмен юридически значимыми документами между контрагентами. Его используют, чтобы оптимизировать работу, сэкономить на печати и пересылке документов. Сервисы ЭДО предоставляют операторы электронного документооборота. Диадок — это сервис оператора СКБ Контур.
Процесс обмена документами прост и не требует специальных навыков: одна организация отправляет файл документа, вторая получает его через несколько секунд на своем ПК. Передача осуществляется в веб-интерфейсе сервиса или в учетной системе компании благодаря интеграции. Например, можно подключить модуль для работы с электронными документами в 1С.
Несмотря на простоту процесса, обмен электронными документами безопасен:
- ЭДО позволяет обмениваться юридически значимыми документами, подписанными квалифицированной электронной подписью, которая равносильна собственноручной.
- Документы передаются по зашифрованному каналу, что исключает перехват или фальсификацию данных.
- Для надежного хранения каждый документ копируется на разные серверы.
Легитимность ЭДО обеспечивается следующим образом:
- Оператор ЭДО должен быть включен в сеть доверия ФНС РФ.
- Документы заверяются электронной подписью, соответствующей требованиям законодательства.
Подключитесь к Диадоку и используйте все возможности электронного документооборота
Преимущества ЭДО
Разберемся, зачем нужно внедрять ЭДО в работу компании:
- Экономия. Печать и пересылка — это постоянные расходы на бумагу, комплектующие, услуги курьерских и почтовых служб. Электронный документооборот сокращает расходы.
- Оптимизация. Электронный документооборот позволяет выполнять привычные операции быстрее — это разгружает сотрудников для других задач бизнеса.
- Безопасность. Данные передаются по зашифрованному каналу, исключены физическое воздействие, возможность утери или кражи.
- Удобство. Интерфейс сервиса ЭДО не сложнее, чем у электронной почты. Он позволяет подписывать и отправлять документы всего в несколько кликов.
- Популярность. С каждым годом на ЭДО переходит все больше компаний. Это повышает шансы, что ваши контрагенты уже подключены к электронному документообороту.
Оцените преимущества электронного документооборота с Диадоком
Этапы внедрения ЭДО
Перед тем как внедрить ЭДО в компании, необходимо подготовиться — выбрать оператора, обучить сотрудников, понять, работа каких отделов перейдет в электронный формат. Разберем по пунктам:
- Анализ ситуации. Сначала сотрудники оценивают текущий сценарий документооборота. Это помогает заранее выбрать ответственных и выстроить эффективную систему с учетом перевода компании на ЭДО. Важно проанализировать законодательные и принятые внутри предприятия требования, а также готовность контрагентов перейти на ЭДО. Также на этом этапе можно оценить преимущества подключения к электронному документообороту.
- Составление запросов к оператору ЭДО. В компании определяют перечень услуг, которые нужны для эффективной работы. Например, контрагенты подключены к разным операторам ЭДО, значит, нужно найти провайдера, предоставляющего роуминг.
- Проверка и обеспечение рабочих мест сотрудников. Сложного технического оснащения для внедрения ЭДО не потребуется, однако нужно проверить доступ к глобальной сети, состояние оборудования и комплектацию.
- Назначение ответственных и инструктаж. Понадобится выбрать подразделения, которые будут участвовать в электронном документообороте, составить инструкции и провести обучение. Следует уделить внимание правилам использования электронной подписи.
Возможные сложности
Несмотря на понятный процесс внедрения ЭДО, существует ряд распространенных сложностей, с которыми могут столкнуться предприятия. Разберем их вместе с вероятными путями решения.
Сложность | Путь решения |
---|---|
Сотрудники не готовы обучаться новому. Обычно нежелание переходить на ЭДО высказывают те, кто давно работает с бумажным документооборотом | Создать понятные и подробные инструкции в текстовом и видеоформате, провести отдельные встречи для обучения и обработки возражений |
Контрагенты используют только бумажный документооборот | Рассказать о преимуществах ЭДО, в частности, сколько средств и времени получится сэкономить |
Структура документооборота выстроена некорректно. Нет прозрачности во взаимодействии между отделами | Проанализировать сложившуюся ситуацию, скорректировать цепочки согласования и подписания документов, составить регламенты |
Контрагенты подключены к другому оператору | Использовать роуминг для обмена документами между операторами |
Способы работы в ЭДО
Шаги по внедрению ЭДО будут отличаться в зависимости от выбранного способа работы в сервисе:
- Веб-интерфейс. Это самый доступный и простой способ, так как не требует вмешательства в информационные системы компании.
- Модуль для 1С. Компания может использовать готовый модуль, который позволяет работать с электронными документами в привычном интерфейсе программы 1С.
- Интеграция с другими учетными системами. Время настройки и стоимость интеграции зависят от индивидуальных параметров системы и запросов организации.
- Интеграция через API. Подойдет, если компания работает с нетиповыми версиями, самописными системами и отраслевыми конфигурациями.
Подробнее о каждом из вариантов можно узнать здесь.
Как выбрать способ работы и почему веб-интерфейс лучше всего подходит для быстрого старта, поделились наши эксперты на конференции DiadocDay 2022. Посмотрите небольшое видео:
Внедрение ЭДО в компанию — процесс, преимущества которого покрывают возможные сложности. Перевод документооборота в цифровой вид и последующая автоматизация нивелируют затраты на реализацию проекта. В результате компания сможет быстро оценить экономические преимущества ЭДО: снижение затрат на печать и доставку документов, ускорение и упрощение работы.
Оцените преимущества электронного документооборота с Диадоком