Почему нельзя торговать репликами брендов — Контур.Эльба — СКБ Контур

Почему нельзя торговать репликами брендов

Статья актуальна на 18 мая 2022

Люди часто не ассоциируют реплики брендов с подделкой, хотя это — тот же самый контрафакт. На вещевом рынке или в бутиках можно найти кроссовки Nike за пару тысяч рублей или спортивные костюмы Adidas по очень привлекательной цене. Все привыкли к такому положению, поэтому невольно складывается ощущение, что реплики — это нормально и вполне законно. На самом деле, торговля ими — нарушение, за которое предпринимателей серьезно наказывают. Как именно — расскажем ниже.

Что такое реплика

Реплика — это точная копия оригинальной вещи. Определить подделку на глаз сложно — на ней всегда красуется логотип известного бренда, да и качество обычно на довольно высоком уровне. Хотя подпольные пошивочные не стесняются выдавать изготовленные буквально «на коленке» и за 5 минут футболки с гордой надписью Levi’s или Gucci.

У подделки нет оригинальной маркировки и сертификата подлинности. При этом продавцы часто даже не скрывают, что торгуют фейками. В интернете есть множество предложений, под которыми написано — «реплика». Причина такой открытости — недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, которые просто не в силах проверить всех. Да и не каждый бренд охотится на таких нерадивых торговцев.

Почему реплики вне закона

Представим ситуацию. Вы открыли производство, где с небольшой командой изготавливаете модные бейсболки с оригинальным дизайном и потом реализуете их через собственный сайт. Дело пошло — товар понравился потребителям, и бренд быстро стал узнаваемым. Покупатели платят по высокому ценнику за качественную вещь. Бизнес развивается, сотрудники стабильно получают зарплату.  
Через какое-то время вы заметили, что доходы упали. На разработку новых моделей стало не хватать средств, да и зарплату пришлось урезать. В чем же причина? Забив в поисковике название бренда, вы с удивлением обнаружили такие же бейсболки на сторонних сайтах по низкой цене. Ваш товар скопировали, прибыль получает кто-то другой, а покупатели с удовольствием берут практически ту же вещь, но в два раза дешевле.  
В этом — вся суть контрафакта. Силы и средства в разработку вещи вкладывает одна компания, а деньги в итоге получает другая.

По закону только правообладатель может зарабатывать на товарах с фирменным логотипом. Остальные — только по договоренности с правообладателем. Для этого нужно заключать договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. На это указывают статьи 1477, 1479 и 1484 ГК РФ.  

Производители контрафакта хитрят и немного видоизменяют логотипы, чтобы обойти закон. Например, копируют футболки Lacoste, а фирменного крокодильчика располагают с закрытой пастью и в другом направлении. Но это не поможет. Как точные, так и похожие копии отслеживают таможенники при ввозе в страну и полиция уже внутри страны. По жалобе бренда органы проводят контрольную закупку. Чек становится неоспоримым доказательством реализации контрафакта. Зарубежные бренды выставляют жалобы через официальные представительства и наемных юристов. 

Реплика и аналог — в чем разница

Аналог — тоже подделка, но не такая наглая. Это когда копируют дизайн вещи, но логотип бренда не используют — ставят собственный. Аналоги сложнее отследить, поэтому под контрафакт они обычно не попадают.
Уникальный дизайн тоже охраняется законом, а именно ст. 1259 ГК РФ.

Про наказание

Теперь разберемся, как наказывают продавцов контрафакта.

  • Изымают товар. Контрафактную партию забирают на таможне и потом уничтожают. В ходе рейдов могут изъять товар прямо из магазина.
  • Штрафуют. Размер штрафов в пользу государства: от 5 до 10 тыс. руб. для физлиц, от 10 до 50 тыс. руб. – для ИП и директоров ООО, от 50 до 200 тыс. руб. – для ООО. 
  • Блокируют сайт, аккаунты в соц. сетях и мессенджерах. Бренд выставляет жалобу и по решению суда интернет-магазин закрывают по ст. 1252 ГК РФ. Владельцы соц. сетей блокируют аккаунты быстрее — без решения суда и, как правило, по первой жалобе правообладателя или покупателя.
  • Заводят уголовное дело. За крупный ущерб — свыше 250 тыс. руб., продавца могут осудить по ст.180 УК РФ. Наказание — от штрафа до реального срока (вплоть до 6 лет тюрьмы). 

Владелец бренда вправе подать в суд на продавца и потребовать компенсацию — от 10 тыс. до 5 млн. руб., либо цену товара в двойном размере.

Наказание может быть как одно, так и сразу несколько — блокировка сайта, штраф государству, компенсация бренду. Поддельный товар в любом случае заберут и утилизируют.

Напоследок — примеры реальных дел:

  • дело № А27-3922/2020 – компания Harman International Industries отсудила у ИП 100 тыс. руб. за торговлю репликами наушников;
  • дело № А56-52736/2017 – предпринимателя оштрафовали на 50 тыс. руб. за торговлю копиями Tommy Hilfiger;
  • дело № А60-1019/2020 – компанию задержали на таможне за ввоз контрафактных кроссовок Adidas. Товар изъяли и уничтожили, компании вынесли предупреждение; 
  • дело № А60-1019/2020 – предпринимательница отсудила у продавца 600 тыс. руб. за полное копирование дизайна носков.


Можно ли не возвращать предоплату за неоказанные услуги

Иногда клиент заказывает услугу и даже переводит оплату, а потом отказывается от услуги. Как быть с предоплатой? Может ли ИП или ООО не возвращать ее клиенту? Можно ли удержать штраф или придется вернуть всю сумму? Есть ли разница, если услуги оказывать физлицам или фирмам? Давайте разбираться.

Как ИП платить минимум налогов

Совсем не платят налоги только самозанятые ИП при полном отсутствии дохода. На других спецрежимах иногда можно уменьшить платежи частично. Разберем несколько ситуаций, в которых налоговая нагрузка оказывается максимально выгодной для предпринимателя.

Что должен знать работодатель про неполную рабочую ставку

С рабочим временем сотрудников нужно обращаться осторожно, чтобы ненароком не навлечь проверку налоговой или трудовой инспекции. Сокращать ставку можно, но только так, как прописано в трудовом кодексе. Как сокращать правильно — расскажем в данной статье.

Как оказывать материальную помощь сотрудникам

Материальная помощь — это поддержка сотрудников в сложных жизненных ситуациях. Она может выражаться в денежном либо ином виде. Бесплатная машина дров — это тоже помощь. Но мы расскажем именно про деньги — когда, как выплачивать и исчислять ли налог с этих средств.

Что такое оферта

По оферте можно продать товар или услугу без письменного договора с покупателем. Выгода для бизнеса очевидна — не нужно распечатывать бумаги и собирать подписи. Расскажем простыми словами, что такое оферта, чем она отличается от рекламы и почему при заключении сделки не обойтись без акцепта.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.