Почему нельзя торговать репликами брендов — Контур.Эльба — СКБ Контур

Почему нельзя торговать репликами брендов

Статья актуальна на 1 марта 2023 3 391

Люди часто не ассоциируют реплики брендов с подделкой, хотя это — тот же самый контрафакт. На вещевом рынке или в бутиках можно найти кроссовки Nike за пару тысяч рублей или спортивные костюмы Adidas по очень привлекательной цене. Все привыкли к такому положению, поэтому невольно складывается ощущение, что реплики — это нормально и вполне законно. На самом деле, торговля ими — нарушение, за которое предпринимателей серьезно наказывают. Как именно — расскажем ниже.

Что такое реплика

Реплика — это точная копия оригинальной вещи. Определить подделку на глаз сложно — на ней всегда красуется логотип известного бренда, да и качество обычно на довольно высоком уровне. Хотя подпольные пошивочные не стесняются выдавать изготовленные буквально «на коленке» и за 5 минут футболки с гордой надписью Levi’s или Gucci.

У подделки нет оригинальной маркировки и сертификата подлинности. При этом продавцы часто даже не скрывают, что торгуют фейками. В интернете есть множество предложений, под которыми написано — «реплика». Причина такой открытости — недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, которые просто не в силах проверить всех. Да и не каждый бренд охотится на таких нерадивых торговцев.

Почему реплики вне закона

Представим ситуацию. Вы открыли производство, где с небольшой командой изготавливаете модные бейсболки с оригинальным дизайном и потом реализуете их через собственный сайт. Дело пошло — товар понравился потребителям, и бренд быстро стал узнаваемым. Покупатели платят по высокому ценнику за качественную вещь. Бизнес развивается, сотрудники стабильно получают зарплату.  

Через какое-то время вы заметили, что доходы упали. На разработку новых моделей стало не хватать средств, да и зарплату пришлось урезать. В чем же причина? Забив в поисковике название бренда, вы с удивлением обнаружили такие же бейсболки на сторонних сайтах по низкой цене. Ваш товар скопировали, прибыль получает кто-то другой, а покупатели с удовольствием берут практически ту же вещь, но в два раза дешевле.  

В этом — вся суть контрафакта. Силы и средства в разработку вещи вкладывает одна компания, а деньги в итоге получает другая.

По закону только правообладатель может зарабатывать на товарах с фирменным логотипом. Остальные — только по договоренности с правообладателем. Для этого нужно заключать договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. На это указывают статьи 1477, 1479 и 1484 ГК РФ.  

Производители контрафакта хитрят и немного видоизменяют логотипы, чтобы обойти закон. Например, копируют футболки Lacoste, а фирменного крокодильчика располагают с закрытой пастью и в другом направлении. Но это не поможет. Как точные, так и похожие копии отслеживают таможенники при ввозе в страну и полиция уже внутри страны. По жалобе бренда органы проводят контрольную закупку. Чек становится неоспоримым доказательством реализации контрафакта. Зарубежные бренды выставляют жалобы через официальные представительства и наемных юристов. 

Реплика и аналог — в чем разница

Аналог — тоже подделка, но не такая наглая. Это когда копируют дизайн вещи, но логотип бренда не используют — ставят собственный. Аналоги сложнее отследить, поэтому под контрафакт они обычно не попадают.

Уникальный дизайн тоже охраняется законом, а именно ст. 1259 ГК РФ.

Про наказание

Теперь разберемся, как наказывают продавцов контрафакта.

  • Изымают товар. Контрафактную партию забирают на таможне и потом уничтожают. В ходе рейдов могут изъять товар прямо из магазина.
  • Штрафуют. Размер штрафов в пользу государства: от 5 до 10 тыс. руб. для физлиц, от 10 до 50 тыс. руб. – для ИП и директоров ООО, от 50 до 200 тыс. руб. – для ООО. 
  • Блокируют сайт, аккаунты в соц. сетях и мессенджерах. Бренд выставляет жалобу и по решению суда интернет-магазин закрывают по ст. 1252 ГК РФ. Владельцы соц. сетей блокируют аккаунты быстрее — без решения суда и, как правило, по первой жалобе правообладателя или покупателя.
  • Заводят уголовное дело. За крупный ущерб — свыше 250 тыс. руб., продавца могут осудить по ст.180 УК РФ. Наказание — от штрафа до реального срока (вплоть до 6 лет тюрьмы). 

Владелец бренда вправе подать в суд на продавца и потребовать компенсацию — от 10 тыс. до 5 млн. руб., либо цену товара в двойном размере.

Наказание может быть как одно, так и сразу несколько — блокировка сайта, штраф государству, компенсация бренду. Поддельный товар в любом случае заберут и утилизируют.

Напоследок — примеры реальных дел:

  • дело № А27-3922/2020 – компания Harman International Industries отсудила у ИП 100 тыс. руб. за торговлю репликами наушников;
  • дело № А56-52736/2017 – предпринимателя оштрафовали на 50 тыс. руб. за торговлю копиями Tommy Hilfiger;
  • дело № А60-1019/2020 – компанию задержали на таможне за ввоз контрафактных кроссовок Adidas. Товар изъяли и уничтожили, компании вынесли предупреждение; 
  • дело № А60-1019/2020 – предпринимательница отсудила у продавца 600 тыс. руб. за полное копирование дизайна носков.

elba

Новым ИП – год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подпишитесь на дайджест налоговых новостей
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Два раза в месяц отправляем рассылку с новостями о законах и налогахПодпишитесь на дайджест налоговых новостей
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий