Есть несколько способов помочь деньгами своей фирме в сложной ситуации. Чтобы не вызвать вопросы у проверяющих, важно правильно оформить документы, отразить операции в учёте, а в некоторых случаях и заплатить налоги.
Способ 1. Безвозмездная финансовая помощь учредителя
Безвозмездная помощь — это подарок. Другими словами, вы можете просто подарить деньги компании. Закон освобождает такую сделку от налогов, если доля собственника, оказавшего помощь, — от 50 % и выше.
Как оформить
Составьте соглашение о предоставлении помощи или договор дарения. В документе обязательно напишите, что деньги передаются безвозмездно.
Шаблон: Соглашение о предоставлении финансовой помощи
Шаблон: Договор дарения.
Как отразить в бухучёте
Финансовая помощь от учредителя в бухгалтерии отражается на счёте 83 — добавочный капитал.
- Дебет 51 — Кредит 83.
Безвозмездная финансовая помощь поступила на расчётный счёт.
Налогообложение
Если вы владеете не менее, чем половиной доли компании, налоги платить никто не должен.
А если ваша доля менее 50 %, подарок для фирмы будет рассматриваться как доход. Компания заплатит с него налог.
Например:
Доля учредителя — 25 %. С суммы помощи 100 тыс рублей компания на УСН «доходы минус расходы» заплатит 15 000 рублей.

Новости для предпринимателей
Уютный телеграм-канал, где переводят законы на человеческий язык
Способ 2. Вклад в имущество
Прежде всего проверьте, позволяет ли устав вносить вклады в имущество компании. Если — нет, сначала измените устав. Недостающий пункт может выглядеть, например, так:
Зарегистрируйте изменения в налоговой и пользуйтесь новой возможностью.
Деньги вносятся, как правило, пропорционально долям, если в уставе компании нет других правил.
Как оформить
Если учредитель единственный, достаточно подписанного решения. В компании с несколькими собственниками проведите собрание. Для принятия решения по закону необходимо ⅔ от общего числа голосов. Но в уставе можно прописать и большее ограничение. Определите суммы внесения и зафиксируйте решение в протоколе.
Шаблон: Протокол о внесении вкладов в имущество
Как отразить в бухучёте
Внесение средств в имущество в бухгалтерии отражается похожей проводкой:
- Дебет 51 — Кредит 83.
Вклад в имущество поступил на расчётный счёт.
Налогообложение
Налоги платить не нужно.
Способ 3. Заём от учредителя
Если вы планируете перечисленные компании деньги впоследствии вернуть, оформите договор займа. Заём бывает процентный и беспроцентный. Популярный способ перевести средства компании от учредителя-физлица — беспроцентный заём. Обычно он не несёт никаких налоговых последствий для участников сделки.
Как оформить
В договоре займа определите сумму, сроки займа. Поскольку по договору займа деньги нужно вернуть, распишите порядок возврата и его периодичность. Не забудьте добавить фразу об отсутствии процентов. Иначе, по п.1 ст. 809 ГК РФ договор превратится в процентный и компании придётся применить для расчёта ключевую ставку.
Закон позволяет вносить одним договором несколько сумм или периодически занимать и возвращать деньги в пределах указанной суммы.
Вы вправе заключить процентный договор займа. Компания заплатит вознаграждение, а у вас, как у физлица, появится налог с дохода.
Шаблон: Договор беспроцентного займа
Как отразить в бухучёте
В бухучёте займы отражаются на счетах:
- 66 — краткосрочные кредиты и займы сроком до 12 месяцев;
- 67 — долгосрочные кредиты и займы сроком 12 месяцев и выше.
При получении компанией займа на расчётный счёт сделайте проводку:
- Дебет 51 — Кредит 66 (или 67).
Фирма возвращает заём с расчётного счёта:
- Дебет 66 (или 67) – Кредит 51.
На счетах 66 и 67 отражается не только займ, но и проценты.
Для начисления процентов за пользование займом используется счет 91 — прочие доходы и расходы.
- Дебет 91 «прочие расходы» — Кредит 66 (или 67).
При выплате вознаграждения:
- Дебет 66 (или 67) – Кредит 51.
Налогообложение
При беспроцентном займе ни у организации, ни у учредителя-физлица доходов не возникает. Поэтому и налоги платить не нужно.
Но, если фирма забудет вернуть долг, налог заплатить всё-таки придётся. Через 3 года организация должна будет учесть эту сумму во внереализационных доходах.
Например:
Если компания на УСН «Доходы минус расходы» не вернула учредителю 500 тыс. рублей по договору займа, то через 3 года бухгалтер поставит сумму в доход и посчитает налог 75 000 рублей.
Способ 4. Увеличение уставного капитала
Пополнение уставного капитала — не самый удобный способ помочь фирме. Процедура длительная и требует серьёзного оформления. Обычно компании выбирают этот путь в других случаях. Например, если уставного капитала не хватает для получения лицензии или участия в тендере.
Как оформить
В зависимости от того, как будут вноситься средства, пропорционально вкладам участникам или нет, придётся провести одно или два собрания учредителей и заверить протоколы у нотариуса. Затем нужно выполнить ещё несколько шагов: изменить устав, заполнить форму 13014, заверить на ней подпись директора, заплатить пошлину. А в конце — передать весь комплект документов в регистрирующую ИФНС.
Шаблон: Протокол об изменении Устава
Шаблон: Протокол об изменении уставного капитала
Как отразить в бухучёте
Сумма вклада отражена в уставе:
- Дебет 75 — Кредит 80.
Вклад в уставный капитал внесён на расчётный счёт:
- Дебет 51 — Кредит 75.
Налоги
Налогообложения для компании и учредителей не возникает.
Статья: Увеличение уставного капитала ООО: пошаговая инструкция

Выводы
- Если вы планируете деньги вернуть, заключите договор займа. Беспроцентный заём — бесплатный вариант помощи своей компании с условием возврата. Следите за сроком возврата займа, чтобы случайно не «попасть на налоги».
- Если вы готовы отдать деньги фирме навсегда, рассмотрите безвозмездную помощь или вклады собственников в имущество. Крупным вкладчикам вариант с безвозмездной помощью обойдётся без налогов. Владельцам долей менее 50 % выгоднее вложиться в имущество.
- Вкладываются в имущество все учредители обычно пропорционально своей доле. Перед сделкой уточните, позволяет ли устав такую процедуру.
- Из-за сложного оформления увеличение уставного капитала для помощи компании — не лучший выбор.