Может ли ИП работать без расчетного счета

Предприниматели, работающие за наличку, не обязаны открывать расчетный счет. Но со счётом может быть удобнее, а в некоторых случаях он обязателен по закону. Если вы сомневаетесь, открывать ли счёт, статья поможет сделать выбор. 

Нужен ли расчетный счет для открытия ИП

Когда вы будете регистрировать ИП, никто не спросит о реквизитах расчётного счёта. Всё наоборот: его можно открыть только после регистрации. Хотя зачастую предприниматель находит подходящий банк заранее, регистрирует ИП с его помощью, через интернет — и затем сразу получает работающий расчётный счёт. 

Плюсы и минусы расчетного счета

Работать со счётом удобно: 

  • Расчетный счет поможет сотрудничать с неограниченным кругом лиц, например, c теми, кто не любит платить наличкой.
  • Нет ограничений на суммы договоров: не действует лимит в 100 000 рублей, как при оплате наличными.
  • Можно быстро делать безналичные переводы физлицам, юрлицам, налоговой и фондам.
  • Средства на счете находятся под защитой банка. Вклады малого бизнеса застрахованы на сумму 1,4 млн ₽. 

Конечно, перед началом работы предприниматель должен знать и о неприятных сторонах: 

  • Банки обязаны активно контролировать клиентов по 115-ФЗ. Они будут следить за подозрительными платежами и уплатой налога. Если у финмониторинга банка будут вопросы, придётся разбираться и присылать документы. В худшем случае счёт заблокируют — но обычно это бывает, если предприниматели игнорируют сообщения от банка.
  • У налоговой есть доступ к вашему счёту. По запросу в банк она может получить список ваших платежей, сопоставить со сведениями из налоговой декларации и проверить на наличие серых схем. 
  • Налоговая имеет право списывать деньги без вашего одобрения, если вы оказались должником по налогам, взносам или штрафам. 

Пользоваться счётом рискованно, если бизнес существенно нарушает закон: пользуется схемами оптимизации налогов, участвует в обналичке и платит зарплату нетрудоустроенным работникам. 

Часто предприниматели переживают, что будут зря платить абонентскую плату. Бизнес только зарождается, помещение ремонтируется — и вроде бы открывать счёт рано, это просто приведёт к лишним расходам. Мы не записали этот пункт в минусы, потому что банки часто предлагают специальные тарифы для начинающих ИП, без абонентской платы. Бывает и другой вариант: абонентская плата есть, но она появляется не с первого месяца работы. 

Сейчас банки активно привлекают малый бизнес, поэтому тарифы для начинающих получаются выгодными. Также они помогают открыть ИП, подключить кассу, дарят подарки от партнёров. Всё с простым расчётом: если предприниматель начнёт пользоваться счётом, это будет длится годы, и банк много заработает в будущем. 

Можно ли использовать личный счет для предпринимательской деятельности

Личный счёт не предназначен для предпринимательской деятельности — ст. 848 ГК РФ. Это условие банки обычно прописывают в договорах — п. 2.2 и 2.3 Инструкции Банка России № 153-И. Вряд ли кто-то заметит, если вы пару раз получите оплату от клиента, но из-за регулярных платежей могут возникнуть проблемы:

  • С банком. Банк может попросить объяснить подозрительные операции или даже заблокировать счёт.
  • С налоговой. Если налоговая узнает хотя бы об одном бизнес-платеже, она будет исходить из того, что все поступления на ваш счёт — незарегистрированные доходы, а все перечисления физлицам — вознаграждения по договору ГПХ или зарплата. Придётся отбиваться от вопросов и налоговых доначислений.

Да и некоторые контрагенты будет против такого формата работы. 

Может ли ИП платить налоги наличными

Законом это не запрещено, просто неудобно. Вы можете подготовить платёжный документ на сайте налоговой или в Эльбе, а потом прийти в отделение банка и оплатить налоги там.


Предприниматели на общей системе, сельхозрежиме и упрощенке сдают налоговую декларацию. Если в первичный документ закрадываются ошибки, исправить их можно с помощью уточненной декларации. Расскажем, когда необходимо заполнять уточненку и в каких случаях можно обойтись без нее. 

Мусор может стать предметом споров и даже судебных разбирательств. Порой предпринимателям, которые неправильно с ним обращаются, выписывают внушительные штрафы. В общем мусор — это серьезно. Расскажем, кто отвечает за отходы — арендатор или собственник помещения, и почему нужно быть внимательными при заключении договора аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа ‒ это прокат автомобиля без водителя. Арендатор сам садится за руль и берет на себя ответственность за сохранность транспорта. 

Чаще всего в аренду берут легковые или грузовые автомобили, но можно взять и мотоцикл, квадроцикл или автобус. Письменный договор призван защитить права участников и четко обозначить зону ответственности каждой стороны. Общие требования к содержанию и форме договора отражены в параграфе 3.2 ГК РФ. Готового шаблона закон не дает, но об этом позаботились мы. А еще мы постарались простыми словами рассказать о том, что включить в текст документа.

По оферте можно продать товар или услугу без письменного договора с покупателем. Выгода для бизнеса очевидна — не нужно распечатывать бумаги и собирать подписи. Расскажем простыми словами, что такое оферта, чем она отличается от рекламы и почему при заключении сделки не обойтись без акцепта.

Материальная помощь — это поддержка сотрудников в сложных жизненных ситуациях. Она может выражаться в денежном либо ином виде. Бесплатная машина дров — это тоже помощь. Но мы расскажем именно про деньги — когда, как выплачивать и исчислять ли налог с этих средств.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.