УСН — это специальный режим налогообложения, который делает налоговую жизнь небольшого бизнеса проще. Рассказываем, как это работает.
В этой статье:
Упрощенная система налогообложения (УСН) — налоговый режим для малых ООО и ИП. Он удобен на старте бизнеса. Единый налог на УСН заменяет налог на прибыль для организаций и НДФЛ для ИП. Также организации на упрощенной системе освобождены от уплаты НДС, а по итогам года сдают единственную декларацию.
Кто может применять УСН?
УСН подходит для ИП и ООО, у которых годовой доход не превышает 268,5 млн рублей, а сотрудников не больше 130. Если превысите эти ограничения, попадете на непростую общую систему налогообложения (ОСНО).
Федеральные ставки налога — 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы». Регионы могут уменьшить их до 1% и 5%. Такие ставки действуют, пока доход ИП или ООО не превышает 199,35 млн руб., а численность сотрудников — 100 человек.
Но даже после превышения лимитов бизнес сразу не лишают возможности работать на упрощенке — это сделано для плавного перехода на ОСНО и перестроение процессов. Вместо принудительного перехода повышают ставки: до 8% на «Доходы» и до 20% на «Доходы минус расходы».
Повышенные тарифы действуют пока:
- годовая выручка не превышает 265,8 млн руб.
- или численность штата держится в пределах 130 человек.
Применять УСН можно не для всех видов деятельности. УСН не подойдет банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам, адвокатским бюро, бюджетным учреждениям. Все ограничения перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Производителям и продавцам ювелирных изделий с 2023 года тоже нельзя применять УСН (Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ).
Особенности УСН
ИП и ООО на УСН платят единственный налог на бизнес и сдают только одну декларацию по итогам года. Кроме декларации предприниматели в течение года ведут специальную книгу учета доходов и расходов (КУДиР), но сдавать ее в налоговую без особого требования не нужно.
На УСН можно выбрать объект налогообложения: доходы или доходы минус расходы. Если вы оказываете услуги, скорее всего, расходов у вас немного, поэтому будет выгоднее платить налог с доходов. Для торговли, где доля расходов выше, выгоднее применять УСН «Доходы минус расходы». Перечень расходов, которые можно включить в расчет налога, ограничен.
Перейти на УСН можно только после регистрации ИП или ООО или с начала года. Сменить налоговый режим или объект налогообложения в середине года нельзя
УСН не освобождает от уплаты страховых взносов, но на УСН «Доходы» можно уменьшить налог на страховые взносы, а на УСН «Доходы минус расходы» — включить страховые взносы в расходы. С введением ЕНП порядок уменьшения налога на взносы изменился. Подробно об этом рассказали здесь на примере патентной системы, но такие же правила действуют и для упрощенки.
Налог придется заплатить, даже если по итогам года случился убыток. На УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог — 1% от доходов. По итогам года считают минимальный налог и налог по обычной схеме. Платят тот из них, который оказался больше.
На УСН нет обязанности платить НДС, но не для всех предпринимателей это преимущество. Большим фирмам на ОСНО невыгодно сотрудничать с предпринимателями на УСН, потому что они не смогут получить вычет по НДС. На УСН можно выставить счет с НДС, но после этого придется заплатить НДС в бюджет и сдать отчет по НДС через интернет.
Упрощенную систему удобно совмещать с патентом: если доходы не попадают под патент, проще отчитаться за них на УСН, чем на ОСНО. Поэтому, даже если вы планируете вести деятельность только по патенту, рекомендуем перейти на УСН.