Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых показателей за несколько периодов. Данный метод также известен под названием "трендовый анализ".

При горизонтальном анализе отчетности (например, бухгалтерского баланса), берется показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы, но обычно для бухгалтерской отчетности используют поквартальный анализ или анализ данных по годам. Количество анализируемых периодов может варьировать в зависимости от конкретной задачи, однако качественный анализ, как правило, возможен, когда в анализируемом ряду более трех периодов.

В части бухгалтерской отчетности наиболее распространен горизонтальный анализ баланса и отчета о прибылях и убытках. При анализе баланса прослеживают изменение стоимости отдельных видов имущества и обязательств в течение рассматриваемого периода. При анализе отчета о прибылях и убытках рассматривают изменение выручки, затрат, финансовых результатов.

При горизонтальном анализе используют два подхода:

  • Сравнение изменение в абсолютных величинах (рублях).
  • Сравнение изменений в относительных величинах (процентах).

Обычно, в отчете аналитик использует оба подхода. При этом более наглядным подходом выступает анализ изменения в процентах к предыдущему (или первому) периоду.

Противоположным по смыслу горизонтальному анализу является вертикальный анализ отчетности, где сравнение идет не по периодам, а сравнение с другими показателями в рамках одного периода.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.