Оценка стоимости

Необходимость оценки бизнеса возникает достаточно часто и имеет большое значение для всех заинтересованных сторон. Руководителю такая оценка нужна для обоснования и принятия тех или иных решений, потенциальному покупателю или продавцу организации — при определении обоснованной цены сделки, кредитору — при решении о предоставлении кредита, страховой организации — при определении размеров страховой суммы, а инвесторам — при определении стоимости бизнеса, текущей и будущей.

Что же такое оценка стоимости организации?

Оценка стоимости организации — процедура по расчету рыночной стоимости организации, её активов и пассивов.

Для расчета стоимости фирмы зачастую используют два метода: затратный (метод стоимости чистых активов) и доходный (метод капитализации дохода). Как правило, чтобы получить действительно реальную оценку, применяются оба подхода, а затем проводится обоснованное обобщение результатов оценки предприятия, в результате чего достигается максимально достоверный результат.

Затратный подход

Затратный подход в оценке предприятия рассматривает стоимость с точки зрения понесенных издержек. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Метод стоимости чистых активов применяют в том случае, если организация обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием.

Метод чистых активов целесообразно использовать, если нельзя с высокой долей точности спрогнозировать доходы от бизнеса (например, фирма новая), но при этом у предприятия в распоряжении хорошие финансовые и материальные активы (например, инвестиции в недвижимость, ликвидные ценные бумаги). При расчете по методу чистых активов не учитываются перспективы развития компании.

Доходный подход

Доходный подход применяется в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии компании. Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования.

Метод дисконтирования применяется при непостоянных финансовых показателях, а также в тех случаях, когда функционирование бизнеса прекращается. Оценка данным методом включает составление прогноза денежных потоков на каждый год прогнозного периода.

Метод дисконтированных денежных потоков предусматривает:

  1. определение горизонта прогноза (периода, в течение которого компания выходит на стабильные показатели развития, либо период, доступный для прогнозирования);
  2. определение прогнозной прибыли;
  3. расчет стоимости компании в постпрогнозный период;
  4. выбор ставки дисконтирования (учитывает ставку рефинансирования, ставки по государственным облигациям, доходность, ожидаемую инвесторами от аналогичных вложений и др.);
  5. расчет предварительной стоимости организации;
  6. внесение поправок и расчет итоговой стоимости.

Основной минус доходного подхода заключается в том, что не учитываются расходы, произведенные при создании бизнеса.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.