Оборачиваемость запасов

Оборачиваемость запасов (англ. inventory turnover) – процесс обновления и замены запасов посредством перемещения материальных ценностей (вложенных в них денежных средств) из категории запасов в производственный и/или реализационный процесс. Показывает, сколько раз за анализируемый период организация использовала средний имеющийся остаток запасов.

На практике часто складывается ситуация, когда руководители, опасаясь возможной нехватки товара, создают избыточные запасы, чтобы подстраховаться, и не задумываются, что это приводит к излишним расходам, «замораживанию» средств и сокращению прибыли.

Грамотный руководитель избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, предпочитая высвобождать ресурсы путем ускорения оборачиваемости товара.

Оборачиваемость запасов является важным критерием и подлежит тщательному анализу.

Если полученный коэффициент слишком высок (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это может указывать на недостаточность запасов. Если же коэффициент слишком низок, то это может означать, что товарные запасы велики или не пользуются спросом. Например, коэффициент, равный 3, означает, что данный товар или группа товаров в течение месяца оборачивается 3 раза.

Оборачиваемость запасов характеризует подвижность средств, которые предприятие вкладывает в создание запасов: чем быстрее денежные средства возвращаются на предприятие в форме выручки от реализации готовой продукции, тем выше деловая активность организации.

Для показателей оборачиваемости общепринятых нормативов не существует, их следует анализировать в рамках одной отрасли и еще лучше – в динамике для конкретного предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производстве.

Кроме того, оборачиваемость запасов зависит от маркетинговой политики организации. Для организаций с высокой рентабельностью продаж свойственна более низка оборачиваемость, чем для предприятий с низкой нормой рентабельности.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.