Новости /

Как подготовиться к выездным проверкам из ФСС и ПФР?

29 ноября 2012
Близится период выездных проверок предприятий специалистами ФСС и ПФР, в ходе которых контролируются правильность начисления и уплаты страховых взносов. Разберемся, какие документы могут потребоваться предприятиям для успешного прохождения проверки.

Совместные проверки ПФР и ФСС — обязательное мероприятие, регламентированное федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…». Нередко такие проверки становятся неожиданностью для предприятий. Избежать «сюрприза» в исполнении ФСС и ПФР поможет сервис Эксперт от компании СКБ Контур.

Эксперт оценивает вероятность проверок на основании отчетности по страховым взносам и указывает на те аспекты деятельности компании, которые могут привлечь внимание ПФР и ФСС. Кроме того, оценив вероятность проверки с помощью Эксперта, бухгалтер предприятия сможет привести в порядок документы, которые могут запросить  инспекторы в ходе проверки.

Какие документы может потребовать инспектор?

Перечень документов, которые могут потребовать инспекторы, содержится в методических рекомендациях ФСС и ПФР. Согласно ФЗ №212, истребованные документы предоставляются в виде заверенных руководителем проверяемой организации копий. При этом нотариально заверенные копии не принимаются. Так же следует обратить внимание на то, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки, обширен:

  1. Учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виде ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.
  2. Регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов.
  3. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносамс. Сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета.
  4. Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, работающие по упрощенной схеме налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившими трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.

Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР или ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц, и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается — ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.

Помимо учредительных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, расчетов по начисленным страховым взносам и книг учета доходов и расходов, инспектор вправе запросить:

  1. Бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды.
  2. Трудовые договоры необходимы инспекторам для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить  полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды.
  3. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например, договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем, выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 ФЗ №212).

Инспекторов могут заинтересовать также:

  1. Банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т д. В указанных документах специалисты фондов будут искать методы ухода от официальных зарплат.
  2. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки указанных документов — определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу.
  3. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты.
  4. Документы на предмет выплат связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Ответственность за непредставление документов.

Федеральным законом №212 предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов в ходе проверки представлять специалистам фондов документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты всех сумм. Данные могут быть предоставлены как в печатном виде, так и на электронных носителях. Срок предоставления запрошенных документов составляет 10 рабочих дней. Согласно 48 статье федерального закона №212, несвоевременное представление документов или отказ от их представления, влечет наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Организациям, которые ожидают проверок ПФР и ФСС, стоит внимательно просмотреть документы на предмет соответствия их друг другу: совпадают ли указанные суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

Сервис Эксперт поможет избежать спешной подготовки документов в ходе выездных проверок: своевременно оценивайте вероятность визита из ПФР и ФСС и приводите документы организации в порядок. Эксперт подскажет, на что стоит обратить внимание. Приобрести сервис можно на странице покупки.

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости продукта Эксперт

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.