Новости /

Как избежать претензий со стороны налоговой?

22 марта 2012
Взаимодействие компаний с налоговыми органами отнюдь не ограничивается отчетностью. Уплата налогов и недоимок, налоговые проверки, представление документов по запросу инспекции, меняющиеся требования, ставящие компанию под угрозу штрафа… Как вести дела так, чтобы у представителей ведомств не возникало вопросов? Значительную часть нужной информации можно получить через систему «Контур-Экстерн» – утверждает менеджер проектов СКБ Контур Антон Сабитов.

Требования и другие документы от ИФНС: быть в курсе

– В феврале 2012 года у налогоплательщиков появилась возможность получать от инспекций в электронном виде требования об уплате налога, требования о представлении информации и другие документы. Как бухгалтеры восприняли нововведение?

Законодательно электронные требования об уплате налога и другие документы, передаваемые налоговой, стали легитимны еще в 2010 году, когда был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ, внесший изменения в Налоговый кодекс. Однако понадобилось еще полтора года, чтобы принять целый ряд технических и организационных документов и настроить программное обеспечение на стороне инспекций. В первых числах февраля 2012 года новые документообороты были наконец запущены. Кстати, пользователи «Контур-Экстерн» стали одними из первых налогоплательщиков в стране, которым начали приходить новые электронные запросы от инспекций. Но, к сожалению, несмотря на широкую информационную кампанию, многие пользователи узнали о появившемся документообороте, только начав получать от инспекций электронные запросы.

– А в чем принципиальная разница, доставляются ли эти документы через Интернет или почтой?

Смотрите: для исполнения любого предписания налоговой законодательством установлены сроки. Так, например, получив требование об уплате налога, плательщик должен отреагировать на него в течение 8 дней (ст. 69, п. 4 НК РФ). Истребуемые инспекцией документы нужно предоставлять в течение 10 дней (при проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней) с момента получения требования (ст. 93 НК РФ). «Точкой отсчета» во всех случаях является дата получения документа. Однако если требование отправляется по почте, оно считается полученным через 6 дней после отправки — независимо от того, доставлено ли оно фактически. Письмо может «затеряться в пути», а срок, отведенный на исполнение требования, уже идет.

В случае с требованием об уплате налога это особенно критично. Если в течение 8 дней плательщик не реагирует на требование, инспекция вправе не только начислить пени, но и заблокировать счета. Для предприятия это фактически означает полную приостановку деятельности.

Так вот, при отправке бумажных требований были ситуации, когда компания не знала, что ей выставлено требование об уплате налога, а инспекция уже приостанавливала операции по счетам. При отправке требований через Интернет такого рода случайности исключены — электронные документы доставляются получателю гарантированно.

– А если говорить о других передаваемых инспекцией документах?

Менее критичная, но все равно не слишком приятная для компании ситуация — если плательщик не передает в срок истребованные инспекцией документы. Обычно требования о представлении документов (информации) направляются организациям во время выездных, камеральных, а также встречных проверок. В случае же непредставления документов в установленные сроки налоговики вправе произвести их выемку и взыскать штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

«Эксперт»: узнать вероятность налоговой проверки и не только

– Давайте продолжим тему налоговых проверок. Предположим, компания соблюдает все требования закона, в срок сдает отчетность и уплачивает налоги, вовремя реагирует на все запросы инспекции. Насколько вероятно, что налоговики придут в такую компанию с проверкой?

Придет ли на предприятие налоговая проверка, зависит, конечно, не только от названных вами факторов. Но, к счастью, в выборе компаний для проведения выездных проверок есть своя логика. Федеральной налоговой службой разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), в которой зафиксировано 12 критериев, повышающих вероятность того, что налоговые органы могут с особым интересом отнестись к деятельности организации.

В соответствии с утвержденным ФНС алгоритмом мы разработали сервис «Эксперт», который рассчитывает, насколько вероятна налоговая проверка в организации. От пользователя требуется лишь внести запрашиваемые данные; остальное — необходимые расчеты и анализ полученных данных — программа сделает сама. Клиент получает уже обобщенный результат: оценку вероятности выездной налоговой проверки по пятибалльной шкале (от «очень низкой» до «очень высокой»), а также детализацию итогов по каждому из показателей. Сейчас эта опция доступна всем пользователям системы «Контур-Экстерн» наряду с возможностью провести финансовый анализ компании по результатам бухгалтерской отчетности.

«Фокус»: только надежные контрагенты

– Одна из главных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, — это наличие «проблемных» контрагентов. Как правило, по сделкам с такими компаниями налоговики «снимают» у проверяемого налогоплательщика расходы и вычеты по входному НДС. Что разработчики «Контур-Экстерн» могут предложить в этой ситуации?

Раньше эти проблемы бухгалтеры решали, запрашивая выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или оплачивая годовой доступ к обновляемой базе с рабочего места налогоплательщика (150 тысяч рублей согласно приказу ФНС России от 24.10.04 № САЭ-3-09/7@). Однако первая процедура требовала больших временных затрат, а вторая — финансовых.

Онлайн-доступ к информации позволяет по-новому подойти к этой проблеме. Мы разработали и интегрировали с системой «Контур-Экстерн» веб-сервис «Контур-Фокус». Он задействует все основные открытые источники: ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Статрегистр, данные Росстата о бухгалтерской отчетности организаций. В результате в распоряжении пользователя оказывается максимально полная и свежая информация о компаниях и ИП: начиная от реквизитов и данных о руководстве и учредителях и заканчивая финансовой картиной, основанной на годовых бухгалтерских отчетах. Если контрагент имеет признаки фирмы-однодневки, с помощью «Контур-Фокуса» это можно легко установить. А это значит проявить должную осмотрительность и избежать претензий со стороны налоговых органов.

Так что сегодня система «Контур-Экстерн» — это не только электронная отчетность, но и целый комплекс сервисов, которые обеспечивают компаниям комфортное взаимодействие с контролирующими органами.

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости продукта Экстерн

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.