Если выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 3 предшествующих последовательных месяца не превысила 2 млн руб., то компания (ИП) имеет право на освобождение от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Если выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 3 предшествующих последовательных месяца не превысила 2 млн руб., то компания (ИП) имеет право на освобождение от уплаты НДС.
Причем в расчет следует включить только выручку от операций, облагаемых НДС. Поступления, необлагаемые НДС, в расчете не участвуют (постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12).
Обратите внимание, что в расчет не включаются доходы, полученные от реализации подакцизных товаров: в их отношении организации и ИП не вправе применять освобождение (п. 2 ст. 145 НК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Контролирующие органы в своей работе придерживаются мнения судей (письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911).
Таким образом, если компания реализует подакцизные товары и хочет получить освобождение от уплаты НДС, она должна вести раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров.
Важно
Освобождение от уплаты НДС не применяется к операциям по ввозу товаров на территорию России, а также территории под российской юрисдикцией. Следовательно, при импорте НДС нужно будет уплатить (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Кроме того, с компаний, которые освобождены от уплаты НДС, не снимаются обязанности налоговых агентов по этому налогу (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Если решение об освобождении от НДС принято, организации нужно подать в ИФНС соответствующие уведомления:
- уведомления об использовании организациями и ИП, за исключением организаций и ИП, применяющих ЕСХН, права на освобождение от НДС (КНД 1150104);
- уведомления об использовании организациями и ИП, применяющими ЕСХН, права на освобождение от НДС (КНД 1150105).
Формы КНД 1150104, 1150105 утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Электронные форматы рекомендованы Письмом ФНС РФ от 25 ноября 2021 года № ЕА-4-15/16426@.
Кроме того, нужно предоставить выписку из бухгалтерского баланса, выписку из книги продаж, выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП) (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ).
Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, с которого компания будет использовать право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).
К сведению
Если вы отправляете документы по почте, днем их представления в налоговый орган признается 6-й день со дня отправки заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).
Принимая решение об освобождении от НДС, нужно помнить, что в течение года организация не сможет отказаться от применения освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
Однако освобождение может прекратиться, если за три последовательных календарных месяца будет превышен установленный законом лимит выручки — 2 млн руб. (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Продление или отказ от освобождения
Период действия освобождения от уплаты НДС может быть продлен. Для этого по прошествии 12 месяцев освобождения компании придется подтвердить правомерность применения освобождения в данном периоде, подав в налоговую инспекцию следующие документы (п. 4, 6 ст.145 НК РФ):
- уведомление об использовании права на освобождение;
- выписку из бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
Если компания не планирует продлевать освобождение, то комплект документов для налоговой инспекции будет иным (п. 4, 6 ст.145 НК РФ):
- уведомление об отказе от использования права на освобождение от уплаты НДС в произвольной форме (Письмо ФНС РФ от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064);
- выписку из бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
В том и другом случае документы следует представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, который следует за последним месяцем освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
А если оплаты приходили с НДС
Какой налог оплачивается?