Тарифы для гостиниц

Грамотная тарифная сетка позволяет отелю сохранять заполняемость номеров, привлекать новых постояльцев и покрывать собственные расходы. Рассмотрим, какие тарифы бывают в гостиницах и от чего стоит отталкиваться при формировании ценовой политики.

Как составить тарифную сетку

Чтобы определить тарифную политику отеля, нужно отталкиваться от себестоимости номера. Для этого потребуется выяснить постоянные и переменные издержки. 

Постоянные затраты не зависят от объемов продаж. К ним относятся: арендная плата, амортизация основных средств. Они растут медленными темпами при увеличении масштабов хозяйственной деятельности, но не зависят от сезона или количества постояльцев.

Переменные издержки напрямую связаны с загрузкой отеля. Это расходы на закупку продуктов, стирку полотенец и постельного белья, а также некоторые коммунальные платежи — за воду и электроэнергию. Сюда же можно отнести зарплату сотрудников, которая зависит от объема работ, — например, горничных. 

Чтобы посчитать себестоимость одного номера, нужно сложить постоянные и переменные издержки и поделить их на общее количество номеров. Так вы определите планку, ниже которой не стоит опускать цену за проживание. Даже в том случае, если постояльцев почти нет — иначе вы не окупите затраты на номера.

Теперь составляем тарифную сетку. В ней следует учесть периоды высокого и низкого спроса и прописать специальные предложения. Так вы получите сетку с большим количеством тарифов, которой можно управлять.

Открытый тариф

Обычно открытый тариф определяется как стоимость номеров по rack rate — официально объявленной цене без учета возможных скидок. Чтобы более гибко подстраиваться под ситуацию, в таком тарифе можно использовать динамическое ценообразование. Этот прием позволяет отелю сделать лучшее предложение (best available rate, или BAR) и привлечь больше постояльцев, учитывая загрузку отеля, цены конкурентов и текущий спрос на рынке.

Рассмотрим и другие виды тарифов, которые можно использовать в гостиницах.

Корпоративный тариф

Отель сможет привлечь больше бизнес-путешественников, если заключит договоры с организациями на размещение их сотрудников и установит специальные цены для корпоративных клиентов (corporate rate). Тогда стоимость номеров для сотрудников фирм, с которыми у гостиницы есть договор, будет ниже официально опубликованного тарифа на 10–30 %.

Почасовой тариф

Такой тариф пользуется популярностью в местах транзита туристов: рядом с вокзалами и аэропортами. 

Если гость планирует задержаться в городе только на несколько часов, например во время длительной стыковки рейсов, то ему невыгодно бронировать номер в отеле на целые сутки. В этом случае гостиница может предложить ему оплату по часам.  

В отеле может быть и специальный тариф для отложенных рейсов. Цена за номер в этом случае получается ниже, чем обычно, за счет того, что в гостиницу обращается сразу большое количество гостей, которым нужно проживание на короткое время. Как правило, гостиницы заключают договор с аэропортом на такие заселения.

Дневной тариф

Принцип работы дневного тарифа — гость использует номер в течение дня без ночевки. Обычно дневной тариф предлагают гостю, который по факту приезжает утром и выезжает вечером. Плюсы для гостя здесь в том, что ему не нужно будет доплачивать за ранний заезд или платить за все сутки, или дожидаться рейса в лобби. А для отеля — повышение RevPar (revenue per available room per day — выручка номерного фонда на один номер) за счет увеличения ADR (average daily room rate — cредняя цена за номер/ночь) в этот день.

Тариф раннего бронирования

Такой тариф обычно имеет ограничение по минимальному сроку действия до даты заезда, например забронировать номер по цене этого тарифа можно только за 21 день до начала поездки или еще раньше. 

При этом раннее бронирование дает определенные преимущества как гостю, так и гостинице. Для гостя это выгодная цена за номер со скидкой обычно от 10 %, подтвержденное гарантированное размещение, возможность выбрать номер при бронировании (если искать номер заблаговременно, больше вероятность, что гостиница предложит разные варианты для проживания). Гостиница в свою очередь получает доход от продажи номера заранее, может сделать ранние прогнозы по загрузке, спланировать работу объекта и привлечь большее число гостей за счет скидки.

Отелю важно проинформировать гостя обо всех условиях такого тарифа при бронировании, так как он предполагает внесение предоплаты.

Семейный тариф

Этот тариф рассчитан на семьи с детьми. Отель предлагает по специальной цене большие номера или предоставляет кроватку/дополнительное спальное место. Кроме того, семейный тариф может включать в себя дополнительные бонусы — например, ранний заезд или поздний выезд, бесплатный завтрак для дошкольников, скидку на услуги прачечной и т.д. 

Отели, которые предлагают семейный тариф, развивают инфраструктуру для комфортного пребывания гостей с детьми. Это может быть игровая комната, детские принадлежности в номере, стульчики в ресторане.

Тариф выходного дня

Этот тариф вводят гостиницы, у которых в выходные нет спроса, а заезды гостей бывают в будни — например, бизнес-отели.

Чтобы стимулировать спрос, отель предоставляет постояльцам скидку при бронировании номера на пятницу, субботу и воскресенье или праздничные дни. При этом можно установить определенные ограничения по датам заезда, например не раньше пятницы, или по количеству дней проживания. 

Перечень возможных тарифов не ограничивается теми, что перечислены в этой статье. Мы рассмотрели лишь самые популярные. Отель может планировать тарифную сетку на свое усмотрение, в зависимости от интересов целевой аудитории, сезона и ситуации в туристической сфере.


Гости останутся довольны сервисом, если в гостинице или хостеле хорошо отлажены все бизнес-процессы. Добиться этого можно с помощью автоматизации отеля. Специальные программы позволят избежать накладок при бронировании номеров, тщательно подготовиться к приезду постояльцев и вовремя поставить их на учет в УВМ МВД. Вся информация о деятельности гостиницы будет собрана в одном месте — так вы обеспечите четкую и организованную работу всего персонала.

Встройте виджет для поиска и бронирования номеров на сайт вашей гостиницы. Гости смогут бронировать номера без комиссии, а все заявки автоматически отразятся в вашей системе управления отелем.

Модуль онлайн-бронирования позволяет создать для отеля или хостела мини-сайт и получать с его помощью бронирования без агентской комиссии.

Перед тем как открыть гостиницу, хостел или отель, нужно выбрать режим налогообложения. Об особенностях применения разных налоговых систем на практике расскажем далее.

Решили создать гостиничный бизнес, но не знаете, с чего начать? В статье расскажем, как открыть мини-гостиницу с нуля и составить бизнес-план, который поможет оценить ее рентабельность.