Особенности развития отельного бизнеса в России — Контур.Отель — СКБ Контур

Особенности развития отельного бизнеса в России

Поток внутреннего туризма в России составляет более 50 млн человек в год — это люди, которые провели в российских отелях хотя бы одну ночь. По данным Ростуризма, эта цифра растет с каждым годом. И хотя туристическая отрасль уже не первый год переживает сложные времена, для отельеров наступило время возможностей. Рассказываем об особенностях этого бизнеса в России для тех, кто задумал открыть гостиницу, хостел или кемпинг, и как Контур.Отель поможет в проектировании отеля.

Какие места в России подходят для открытия отеля?

К началу 2022 года в России насчитывается более 21 тысячи отелей, на которые приходится 753,5 тысячи номеров. Большинство из них сосредоточено в крупных городах, в том числе принимавших чемпионат мира по футболу, и на курортах. С 2020 года российские гостиницы вынужденно переориентируются на внутренний туризм, а значит, новым отелям стоит присмотреться к тем местам, куда ездят за отдыхом или по работе россияне.

Мегаполис, курорт и необычное место? Мы собрали в таблицу преимущества и недостатки каждого варианта и предложили несколько идей, которые могут помочь вам успешно конкурировать на отельном рынке.

Тип места Плюсы Минусы Идеи
Крупные города
  • Налажена инфраструктура: есть всё, что нужно для открытия и развития отеля
  • Большой туристический поток
  • На рынке много отелей с отзывами и статусом, сложно привлекать постояльцев без демпинга
  • Нужно предоставлять действительно качественные услуги, чтобы привлекать гостей
  • Обратите внимание на большие нестоличные города: Казань, Калининград, Екатеринбург. В них едут по работе и развлечься
  • Предложите постояльцам нечто особенное: интерьер, набор услуг или ресторан
Курортные зоны: Сочи и Краснодарский край, Дальний Восток, Байкал, Алтай
  • Хороший транспорт, от аэропорта до автодорог
  • Само место гарантировано привлекает людей
  • В низкий сезон туристический поток заметно уменьшается
  • Сделайте отель интересным для несезонного заезда, например, с помощью специальных программ на новый год или Масленицу
Нестандартные места
  • Фактор новизны привлекает некоторых туристов
  • Низкая конкуренция: можно построить первый или даже единственный в отель в интересном месте
  • Потребуются дополнительные вложения в маркетинг
  • Вложения окупятся медленнее, чем в более популярных направлениях
  • Глэмпинги в лесах
  • Горные шале и инфраструктура
  • Стилизованные усадьбы
  • Древнерусские избы
  • Отели в старинных заводах, мельницах, замках и дворцах

Открывать новые отели в направлениях с развитой туристической инфраструктурой легче и надежнее в далекой перспективе. Однако там высокая конкуренция, и цена ошибки тоже будет более высокой. Почему бы не обратить внимание на активные регионы, которые еще не настолько пресыщены интересными отельными предложениями.

 

На какие города и регионы России стоит обратить внимание начинающему отельеру?

  • Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Красноярск популярны среди молодежи, там много достопримечательностей и, что важнее, развлечений.
  • Карелия подходит для экотуризма благодаря нетронутым северным пейзажам.
  • Нижний Новгород, Удмуртия, Калуга и Тверь славятся фестивалями.
  • Кавказские горы и камчатские вулканы привлекают спортсменов и ценителей хайкинга.

Виды отелей

Гостиничная индустрия России находится на этапе экспериментов: старые форматы гостиниц уже не работают, а новые только начинают приживаться. Хостелы и гестхаусы не требуют больших инвестиций и быстро окупаются, а бизнес- и бутик-отели дают хорошие результаты в мегаполисах.

  • Курортные отели отличаются не только месторасположением, но и набором услуг: развлечения, спорт, детские зоны, аквапарки — что угодно, только не работа.
  • Бизнес-отели, наоборот, рассчитаны на деловых людей. Такие отели подходят для городов-миллионников с аэропортом, будь то индустриальные центры Урала или деловая Москва. Внутри всегда есть переговорные залы, офисная техника и прачечная, где можно быстро привести в порядок костюм.
  • Мини-отели — демократичный и камерный формат для непродолжительных остановок.
  • Апарт-отель предлагает обстановку, максимально приближенную к домашней, поэтому постояльцы почти не встречаются с персоналом. Аналитики утверждают, что инвестиции в апартаменты, которые находятся в центре мегаполиса или курорта, быстро окупаются и относятся к надежным вариантам.
  • Хостелы — это бюджетные отели в формате общежития. Чаще всего в них останавливается молодежь, путешествующая по стране, а также покупатели автобусных туров. Минимальные вложения и быстрый запуск — вот основные преимущества этого формата.
  • Гестхаусы — это небольшие уютные дома семейного типа. Постояльцы как будто приезжают в гости, что придает особый шарм таким местам.

Как развивать отельный бизнес в России

Итак, выбор сделан — у вас есть место и определенный формат. Предстоит настроить бесперебойную работу отеля. Вы можете делать всё самостоятельно и вручную, а можете доверить типовые процессы сервису Контур.Отель. С его помощью вы будете оперировать не мнениями, а фактами, а значит, принимать более взвешенные деловые решения. В чем Контур.Отель может быть полезен?

  • Конкурентный анализ. Контур.Отель не расскажет вам о других отелях, зато даст настоящие, подтвержденные цифрами факты о вашем: сколько людей выбрали ваш отель, на какой площадке они его забронировали и сколько денег принес вам каждый постоялец. С такими фактами вы сможете определить свое место на рынке и занять собственную нишу.
  • Работа с площадками. Когда отель уже запущен и работает, собственник больше всего озабочен продажами. По данным 2021 года, около двух третей всех заказов поступает с интернет-площадок — агрегаторов отельных предложений. Их несколько десятков! Благодаря Контур.Отелю вы упорядочите это направление: сервис собирает данные о бронировании со всех площадок, включая ваш собственный сайт, и переносит сведения в единую шахматку. Вам ничего не нужно делать дополнительно, а все данные уже учтены!
  • Автоматизация рутинных задач. Контур.Отель умеет регистрировать гостей в МВД,  управлять номерным фондом и услугами, рассчитывать курортный сбор, высчитывать основные показатели для отчетности и аналитики.
  • Отслеживание заказов в одном окне. Все номера и все услуги отображаются в единой шахматке. Настройте доступ к ней для ответственных сотрудников — и у вас всегда будет под рукой актуальная информация: сколько номеров нуждаются в уборке, сколько забронировано и какие еще вопросы нужно решить.

Перспективы

По аналитической формуле EBITDA, по которой рассчитывается прибыль без налогов и амортизации, рентабельность среднего отеля равна 20–30%. Аналитики отмечают, что вложения в открытие нового отеля окупаются приблизительно за 5–6 лет, если всё идет удачно. При этом хостелы и мини-отели окупятся быстрее, просто за счет меньших инвестиций, а бутик-отели строят на десятилетия вперед.

Вот от чего зависят темпы окупаемости:

  • формат отеля;
  • место;
  • собственная недвижимость или в аренде;
  • опыт в гостиничном деле.

И если формат или место поменять невозможно, то опыт приходит с годами. А это не посчитать никакой формулой — только в деле. И Контур.Отель вам в помощь!


Как Channel Manager помогает развитию отеля

Продажи номеров напрямую зависят от количества онлайн-площадок, на которых представлен отель. Пока таких площадок три-четыре, уследить за ними несложно. Но когда их больше десяти, риск ошибиться резко возрастает. Контур.Отель поможет наладить работу с площадками и даже увеличить продажи на 10–15%. Рассказываем, в чем сила автоматизированного менеджера каналов бронирования.

Как получить отчет по всем доходам отеля

Цифры никогда не врут. Чтобы развиваться в отельном бизнесе и продумывать дальнейшие шаги, собственники отелей постоянно анализируют доходы и расходы. А в горячий сезон это приходится делать «на ходу» и иногда даже еженедельно пересматривать стратегию продаж. Рассказываем, как в пару кликов посчитать доход своего отеля и использовать эти данные в работе.

Как отчитаться по форме 1‑КСР

Более половины рабочего времени руководитель отеля тратит на документы. Дело даже не в объеме бюрократии! Чтобы заполнить один отчет, иногда приходится долго собирать и сводить воедино цифры к нему. Отчет по форме 1-КСР как раз из таких. Рассказываем, что это такое и как сервис Контур.Отель помогает заполнить его за один день вместо трех.

Как грамотно управлять отелем

Чтобы постояльцы были всем довольны, отель должен работать как часы. Хорошо выстроенные процессы — это половина успеха в отельном деле. Но что лучше для собственника — руководить отелем самостоятельно или доверить это управляющей компании? Разберем недостатки и преимущества обоих вариантов.

Чем занимается менеджер отеля

Директору или собственнику может казаться, что он главный в своем отеле. Но на самом деле повседневная жизнь гостиницы находится в руках менеджера каждого из ее основных подразделений. Именно от него во многом зависит, насколько довольны будут гости. А это, согласитесь, то, ради чего и ведется весь гостиничный бизнес.