В повседневной суете бывает сложно оценить успехи отеля. Может показаться, что постояльцев слишком мало, и тогда тревожно за выручку и будущее. А бывает, всё время кто-то приезжает и уезжает и кажется, что можно расслабиться. Но личные впечатления обманчивы. Чтобы они не мешали объективно смотреть на развитие отеля, бизнес-аналитики придумали различные показатели. Один из ключевых — это средняя цена номероночи, или ADR. Объясняем, что это за показатель, зачем он нужен и как Контур.Отель поможет с расчетами и анализом.
Что такое ADR и зачем он нужен
ADR — это аббревиатура от Average Daily Room Rate, что в переводе значит «средняя цена одной ночи в номере».
В сервисе Контур.Отель этому показателю посвящена отдельная страница в разделе «Отчеты». Отчет так и называется: «Средняя цена номера (ADR)». Когда вы используете Контур.Отель для автоматизированного управления отелем, в сервисе уже собраны все необходимые данные. Ничего вводить дополнительно не нужно, вы только задаете период — и сервис готовит для вас отчет по ADR. Один клик — и у вас перед глазами самые актуальные, точные и свежие данные.
Этот показатель, конечно, не реальная цена номера. И хотя средняя цена измеряется в рублях, она может и не совпасть ни с одним тарифом. Цифра получается условной, но очень важной для оценки развития отеля.
С помощью ADR отельеры корректируют стратегию и анализируют продажи. Сравнивая среднюю цену ночи в разные периоды, можно увидеть тенденцию продаж. Когда показатель снижается уже какое-то время или просто стабильно низкий, то собственнику пора задуматься об усилении продаж.
Что учитывает ADR отеля

Эффективно управляйте отелем
Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 35 площадках бронирования в одном окне
ADR объединяет все продажи номеров и усредняет все тарифы. При высчитывании показателя не так важно, откуда пришел постоялец: от коллективного бронирования, через сайт или стороннюю площадку. Не имеет значения также, получил ли он скидку или оплатил полную стоимость.
У вас может быть очень высокий тариф для индивидуального проживания в горячий сезон и очень низкий — для группового заселения в несезон. Но при подсчете вы увидите среднюю цифру между ними.
Кроме того, ADR учитывает и продажи номеров, вне зависимости от дохода от них.
Оценивая среднюю цену за ночь, собственник видит общую картину. А когда дело доходит до анализа этого показателя, тогда пристальное внимание уделяется соотношениям дешевых и дорогих номеров, высокой и невысокой загрузки отеля и пересечениям этих факторов.
Как посчитать ADR отеля
Универсальная формула расчета такая:
ADR = Доход от продажи номеров / Количество проданных номеров.
Всё это — за определенный период.
В подсчете учитываются только деньги от продажи номеров, а не общая выручка по отелю. То есть доход от трансфера, почасовой аренды автомобиля или кейтеринга сюда не включают.
С сервисом Контур.Отель вам не придется держать в уме формулу и нюансы вычислений. Более того, не нужно будет собирать сведения о доходах и количестве проданных номеров по департаментам. Задайте нужный период в разделе «Отчеты» — и в один клик получите полезные сведения в виде удобных графиков.
Система сразу покажет вам среднюю цену номера в рублях за выбранный период, посчитанную с точностью до копейки. А ниже вы сможете изучить, из чего же она складывается. Общие данные по отелю можно удобно сгруппировать по дням, неделям или месяцам — и смотреть динамику ADR за разные периоды. Например, показатель может расти и снижаться в течение месяца (и это будет видно на графиках, разбитых по неделям). Важно отслеживать эти колебания и анализировать их причины, чтобы поддерживать на нужном уровне показатель RevPar, который напрямую зависит от ADR.
Интерактивная диаграмма Контур.Отеля может показать средние цены номера по разным категориям. Это пригодится при анализе, из чего сложился именно ваш ADR и продажа каких номеров сыграла в этот период решающую роль.
Разберемся на примере. Допустим, мы хотим посчитать ADR отеля «Незабудка», в котором 40 номеров. Возьмем период — 1 неделя, то есть 7 дней. В этот период загрузка отеля составила 75%, а выручка — 700 000 рублей. Действуем по порядку:
- Высчитаем количество проданных номеров за неделю. Каждый из 7 дней было доступно 40 номеров: 40 * 7 = 280 доступных номеров за неделю.
- Сколько номеров было продано? Загрузка составила 75 %: 280 * 0,75 = 210 проданных номеров за неделю.
- Подставляем в формулу: 700 000 / 210 = 3 333,3 ₽.
- Показатель ADR «Незабудки» за неделю составил 3 333,3 ₽.
Что влияет на ADR отеля
Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!
Как же собственнику «Незабудки» оценить: 3 333,3 ₽ — это много или мало? Ведь эта условная цифра сама по себе не более чем интересный факт о вашем отеле. А вот в контексте она приобретает информативность. Собственнику «Незабудки» предстоит ответить на многие вопросы, например: какой ADR был в прошлом аналогичном периоде? А как он меняется за последние полгода? А как у конкурентов? И в конечном итоге — какие факторы влияют на ADR отеля?
- Цена.
Поскольку ADR учитывает все тарифы в сетке, то на показатель влияют как самые высокие, так и самые низкие цены. Часто отели применяют динамическое ценообразование, чтобы сразу справляться с изменением спроса. С Контур.Отелем, кстати, можно удобно обновлять тарифы сразу на всех площадках автоматически, а не вручную.
- Сезон.
В низкий сезон отели снижают цены, устраивают распродажи и акции — лишь бы привлечь постояльцев. В высокий сезон — наоборот: можно поднять тариф и увеличить выручку с самых ходовых номеров. Такие «маневры», конечно, влияют на ADR и через выручку, и через количество проданных номеров.
- Конкурентный анализ.
Это тонкая игра на высококонкурентном поле. Собственнику нужно уметь выстраивать тарифную сетку так, чтобы оказываться в одном русле со схожими отелями. Например, если в вашем городе планируется большое мероприятие, можно предположить, что все отели будут заняты, а значит, на эти даты имеет смысл поднять цену.
Как усилить ADR отеля
С помощью ADR удобно планировать развитие отеля. Ведь за этим показателем стоят выручка и загрузка. Его рост означает, что в таком же темпе развиваются доходы. Что можно сделать, чтобы средняя цена одной ночи неуклонно росла?
- Работать с отзывами.
Люди скорее поделятся негативом, чем позитивными отзывами. Но существуют нехитрые способы порекомендовать вас друзьям, от простых комплиментов с просьбой написать отзыв до акции «Приведи друга» для высоких тарифов.
- Обновить рекламную стратегию.
Это большая тема, и в ней всегда масса возможностей. Одним отелям подойдет продвижение в социальных сетях, тогда как другим нужны отраслевые выставки и работа с партнерской сетью. Главное — всегда помнить, кто ваш типичный постоялец, и исходить из его предпочтений.
- Оказывать дополнительные услуги.
Да, в прямом подсчете ADR учитывается только доход с номеров. Однако хорошие дополнительные возможности работают на привлечение новых гостей.
- Пересмотреть тарифы.
У каждого отеля есть свои сильные стороны. Эти сильные стороны привлекают лояльную аудиторию, готовую платить за свой комфорт определенную цену. Какое место занимает ваш отель на рынке среди себе подобных? И не пора ли пересмотреть цены?
ADR: автоматизированный или ручной
Меняйте цены и тарифы на всех площадках из системы управления отелем. 7 дней бесплатно
Один ADR — и так много материала для анализа. Сервис Контур.Отель с радостью избавит вас от необходимости вручную выписывать доходы, считать номероночи и заниматься арифметикой. Человек потратит на эти подсчеты полдня, а Контур.Отель посчитает за мгновения, просто подгрузив сведения из шахматки. Приятный бонус: автоматизированное вычисление исключает человеческий фактор с его ошибками, недочетами и округлениями.
Но вот чего ни один автоматический сервис не сможет сделать — так это взвешенно проанализировать ситуацию и принять стратегические решения. Вам останется развитие и творчество. А подсчеты можно доверить Контур.Отелю.