Временное жилье во время поездок — это основная услуга, которую предоставляет отель. Расскажем, что такое номерной фонд, кто и как им управляет, какие виды номеров существуют и что обязательно должно быть в каждом жилом помещении.
Что такое номерной фонд и почему он важен

Эффективно управляйте отелем
Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 35 площадках бронирования в одном окне
Это совокупность номеров всех категорий в вашем отеле либо во всей гостиничной сети. По сути, его описание включает то, какие именно виды размещения вы предлагаете. Эта информация необходима как для систем бронирования, так и для службы приема и размещения.
В России действует «Положение о классификации гостиниц», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 (в ред. от 07.04.2022). Оно дает следующее определение понятию «номерной фонд»: «это общее количество эксплуатируемых номеров в гостинице».
В зависимости от объема номерного фонда гостиницы делятся на категории:
- малые — до 150 номеров;
- средние — от 150 до 299 номеров;
- большие — от 300 до 600 номеров;
- мегаотели — с количеством номеров больше 600.
Распоряжается номерным фондом дирекция гостиницы либо менеджмент сети. Руководство отвечает за то, чтобы номера соответствовали принятым стандартам, а также за качество оказания услуг.
За управление номерным фондом отвечают:
- служба приема и размещения гостей;
- служба портье;
- служба бронирования;
- служба горничных;
- сервисные службы (швейцары, гардеробщики, коридорные);
- служба безопасности.
Одно из самых важных подразделений, которое координирует работу всех служб, — служба приема и размещения или front office, от чьей успешной работы может зависеть до 70 % дохода гостиницы.
Номер в гостинице — жилое помещение, которое соответствует определенным требованиям. В номере может быть одно или несколько койко-мест. Койко-место — площадь со спальным местом для одного человека.
В зависимости от количества спальных мест, площади и оснащения, гостиничные номера делятся на несколько видов: высшая категория, а также 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я категории.
Положение о классификации гостиниц называет категорией номера «показатель, определяющий соответствие номера гостиницы уровню требований, предусмотренных настоящим Положением для номеров гостиниц определенной категории».
Классификация номеров, принятая в РФ*
Номера высшей категории
Тип номера | Площадь номера | Количество комнат | Количество постояльцев | Дополнительное оснащение |
---|---|---|---|---|
Сюит — лучшие номера в отеле, с улучшенной планировкой и отличным видом из окна | Не менее 75 кв. метров | 3 и более (гостиная, кабинет, спальня) | От 1 гостя до небольшой компании или семьи из 4–5 человек | Двуспальная кровать (200 х 200), второй гостевой санузел |
Апартаменты — упрощенный сюит с кухонным оборудованием | Не менее 40 кв. метров | 2 и более (гостиная, спальня) | От 1 гостя до небольшой компании или семьи из 3–4 человек | Двуспальная кровать (180 х 200), кухонное оборудование (варочная панель или микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка (при наличии варочной панели) |
Люкс — номер повышенной комфортности, с хорошим видом из окна | Не менее 35 кв. метров | 1–2 жилые комнаты (гостиная и спальня) | 1–2 гостя | Двуспальная кровать (160 х 200) |
Джуниор сюит — это полулюкс | Не менее 25 кв. метров | 1 (планировка позволяет использовать часть комнаты как гостиную / столовую / кабинет) | 1–2 гостя | Двуспальная кровать (160 х 200) |
Студия — то же самое, что джуниор сюит, но с кухонным оборудованием | Не менее 25 кв. метров | 1 (планировка позволяет использовать часть комнаты как гостиную / столовую / кабинет) | 1–2 гостя | Двуспальная кровать (160 х 200), мини-кухня (варочная панель или микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка (при наличии варочной панели) |
Номера простых категорий
Тип номера | Количество комнат | Количество постояльцев | Оснащение |
---|---|---|---|
Первая категория | 1 | 1–2 гостя | 1–2 кровати (возможна двуспальная кровать (160 х 200), полный санузел (ванна или душ, умывальник, унитаз) |
Вторая категория | 1 | 1–2 гостя | 1–2 кровати, неполный санузел (умывальник, унитаз) или полный санузел в блоке из двух номеров |
Третья категория | 1 | 3–12 гостей, в зависимости от площади номера | Количество кроватей по числу проживающих, неполный санузел (умывальник, унитаз) или полный санузел в блоке из двух номеров |
Четвертая категория | 1 | 3–12 гостей, в зависимости от площади номера | Количество кроватей по числу проживающих, умывальник (санузел на этаже) |
Пятая категория | 1 | 3–12 гостей, в зависимости от площади номера | Количество кроватей по числу проживающих, санузел и умывальник на этаже |
* «Положение о классификации гостиниц», утвержденное Правительством РФ 18.11.2020 (редакция от 07.04.2022).
Стандарты для койко-места
Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель
В Положении о классификации гостиниц также указаны требования к размеру койко-места для номерного фонда, а также к его минимальному оснащению.
Так, в одноместных номерах минимальная площадь должна составлять не менее 9 кв. метров. В двухместных — не менее 12 кв. метров. В многоместных она рассчитывается на одного гостя:
- не менее 6 кв. метров в гостиницах с круглогодичной работой;
- не менее 4 кв. метров — в гостиницах с сезонным форматом работы.
Что еще обязательно должно быть в каждом номере, независимо от его категории? Из мебели: кровать, стул, тумбочка, шкаф для одежды с вешалкой и плечиками, зеркало в номере. Из постельных принадлежностей: матрас с наматрасником, две подушки с наволочками (для каждого гостя), одеяло, дополнительное одеяло (по просьбе гостя), простыня, пододеяльник. Также в комнате должны быть: занавеска, свободная розетка, телефон и телефонный справочник.
Как управлять номерным фондом
В любой гостинице все процедуры — от уборки номера до заселения гостя — подчинены стандартам обслуживания. Сервис будет на высоком уровне, если эти правила выполняются сотрудниками безукоризненно. И работа с номерным фондом — не исключение.
Служба приема и размещения является сердцем любого отеля. С этой службой гость контактирует чаще всего, обращаясь за информацией и советами. Ее сотрудники занимаются не только регистрацией постояльцев, но и бронированием, распределением номеров, учетом свободных номеров, оформлением оплаты и необходимой документации. Они же мониторят состояние номерного фонда и контролируют базу данных клиентов.
Обязанности службы портье — контроль за наличием свободных и занятых мест в отеле. Специалист по бронированию принимает заявки на резервирование номеров, регистрирует их. А также обновляет график заездов гостей, ведет карту движения номерного фонда.
Сотрудники сервисной службы помогают гостям с багажом, следят за порядком и чистотой в вестибюле, проводят текущий ремонт оборудования в номерах.
Горничные входят в группу эксплуатации номерного фонда: их задача — поддержание чистоты и порядка в номерах и общественных помещениях, прием номеров после отъезда гостей, хранение белья.
Сегодня для управления номерным фондом гостиницы всё чаще используют сервисы для автоматизации. Эти программы помогают избегать ошибок при бронировании, подбирают гостю оптимальный вариант размещения, могут менять тарифы под сезон, устанавливать скидки и многое другое. Грамотный подход — объединять наработанные годами «человеческие» принципы управления номерным фондом и современные сервисы автоматизации.
Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!