Номерной фонд гостиницы — Контур.Отель — СКБ Контур

Номерной фонд гостиницы

Временное жилье во время поездок — это основная услуга, которую предоставляет отель. Расскажем, что такое номерной фонд, кто и как им управляет, какие виды номеров существуют и что обязательно должно быть в каждом жилом помещении.

Что такое номерной фонд и почему он важен

hotel

Эффективно управляйте отелем

Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 35 площадках бронирования в одном окне

Это совокупность номеров всех категорий в вашем отеле либо во всей гостиничной сети. По сути, его описание включает то, какие именно виды размещения вы предлагаете. Эта информация необходима как для систем бронирования, так и для службы приема и размещения.

В России действует «Положение о классификации гостиниц», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 (в ред. от 07.04.2022). Оно дает следующее определение понятию «номерной фонд»: «это общее количество эксплуатируемых номеров в гостинице».

В зависимости от объема номерного фонда гостиницы делятся на категории:

  • малые — до 150 номеров;
  • средние — от 150 до 299 номеров;
  • большие — от 300 до 600 номеров;
  • мегаотели — с количеством номеров больше 600.

Распоряжается номерным фондом дирекция гостиницы либо менеджмент сети. Руководство отвечает за то, чтобы номера соответствовали принятым стандартам, а также за качество оказания услуг.

За управление номерным фондом отвечают:

  • служба приема и размещения гостей;
  • служба портье;
  • служба бронирования;
  • служба горничных;
  • сервисные службы (швейцары, гардеробщики, коридорные);
  • служба безопасности.

Одно из самых важных подразделений, которое координирует работу всех служб, — служба приема и размещения или front office, от чьей успешной работы может зависеть до 70 % дохода гостиницы.

Номер в гостинице — жилое помещение, которое соответствует определенным требованиям. В номере может быть одно или несколько койко-мест. Койко-место — площадь со спальным местом для одного человека.

В зависимости от количества спальных мест, площади и оснащения, гостиничные номера делятся на несколько видов: высшая категория, а также 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я категории.

Положение о классификации гостиниц называет категорией номера «показатель, определяющий соответствие номера гостиницы уровню требований, предусмотренных настоящим Положением для номеров гостиниц определенной категории».

Классификация номеров, принятая в РФ*

Номера высшей категории 

Тип номера Площадь номера Количество комнат Количество постояльцев Дополнительное оснащение
Сюит — лучшие номера в отеле, с улучшенной планировкой и отличным видом из окна Не менее 75 кв. метров 3 и более (гостиная, кабинет, спальня) От 1 гостя до небольшой компании или семьи из 4–5 человек Двуспальная кровать (200 х 200), второй гостевой санузел
Апартаменты — упрощенный сюит с кухонным оборудованием Не менее 40 кв. метров 2 и более (гостиная, спальня) От 1 гостя до небольшой компании или семьи из 3–4 человек Двуспальная кровать (180 х 200), кухонное оборудование (варочная панель или микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка (при наличии варочной панели)
Люкс — номер повышенной комфортности, с хорошим видом из окна Не менее 35 кв. метров 1–2 жилые комнаты (гостиная и спальня) 1–2 гостя Двуспальная кровать (160 х 200)
Джуниор сюит — это полулюкс Не менее 25 кв. метров 1 (планировка позволяет использовать часть комнаты как гостиную / столовую / кабинет) 1–2 гостя Двуспальная кровать (160 х 200)
Студия — то же самое, что джуниор сюит, но с кухонным оборудованием Не менее 25 кв. метров 1 (планировка позволяет использовать часть комнаты как гостиную / столовую / кабинет) 1–2 гостя Двуспальная кровать (160 х 200), мини-кухня (варочная панель или микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка (при наличии варочной панели)

Номера простых категорий

Тип номера Количество комнат Количество постояльцев Оснащение
Первая категория  1 1–2 гостя 1–2 кровати (возможна двуспальная кровать (160 х 200), полный санузел (ванна или душ, умывальник, унитаз)
Вторая категория 1 1–2 гостя 1–2 кровати, неполный санузел (умывальник, унитаз) или полный санузел в блоке из двух номеров
Третья категория 1 3–12 гостей, в зависимости от площади номера Количество кроватей по числу проживающих, неполный санузел (умывальник, унитаз) или полный санузел в блоке из двух номеров
Четвертая категория 1 3–12 гостей, в зависимости от площади номера Количество кроватей по числу проживающих, умывальник (санузел на этаже)
Пятая категория 1 3–12 гостей, в зависимости от площади номера Количество кроватей по числу проживающих, санузел и умывальник на этаже

* «Положение о классификации гостиниц», утвержденное Правительством РФ 18.11.2020 (редакция от 07.04.2022).

Стандарты для койко-места

hotel

Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель

В Положении о классификации гостиниц также указаны требования к размеру койко-места для номерного фонда, а также к его минимальному оснащению.

Так, в одноместных номерах минимальная площадь должна составлять не менее 9 кв. метров. В двухместных — не менее 12 кв. метров. В многоместных она рассчитывается на одного гостя:

  • не менее 6 кв. метров в гостиницах с круглогодичной работой;
  • не менее 4 кв. метров — в гостиницах с сезонным форматом работы.

Что еще обязательно должно быть в каждом номере, независимо от его категории? Из мебели: кровать, стул, тумбочка, шкаф для одежды с вешалкой и плечиками, зеркало в номере. Из постельных принадлежностей: матрас с наматрасником, две подушки с наволочками (для каждого гостя), одеяло, дополнительное одеяло (по просьбе гостя), простыня, пододеяльник. Также в комнате должны быть: занавеска, свободная розетка, телефон и телефонный справочник.

Как управлять номерным фондом

В любой гостинице все процедуры — от уборки номера до заселения гостя — подчинены стандартам обслуживания. Сервис будет на высоком уровне, если эти правила выполняются сотрудниками безукоризненно. И работа с номерным фондом — не исключение.

Служба приема и размещения является сердцем любого отеля. С этой службой гость контактирует чаще всего, обращаясь за информацией и советами. Ее сотрудники занимаются не только регистрацией постояльцев, но и бронированием, распределением номеров, учетом свободных номеров, оформлением оплаты и необходимой документации. Они же мониторят состояние номерного фонда и контролируют базу данных клиентов.

Обязанности службы портье — контроль за наличием свободных и занятых мест в отеле. Специалист по бронированию принимает заявки на резервирование номеров, регистрирует их. А также обновляет график заездов гостей, ведет карту движения номерного фонда.  

Сотрудники сервисной службы помогают гостям с багажом, следят за порядком и чистотой в вестибюле, проводят текущий ремонт оборудования в номерах.

Горничные входят в группу эксплуатации номерного фонда: их задача — поддержание чистоты и порядка в номерах и общественных помещениях, прием номеров после отъезда гостей, хранение белья. 

Сегодня для управления номерным фондом гостиницы всё чаще используют сервисы для автоматизации. Эти программы помогают избегать ошибок при бронировании, подбирают гостю оптимальный вариант размещения, могут менять тарифы под сезон, устанавливать скидки и многое другое. Грамотный подход — объединять наработанные годами «человеческие» принципы управления номерным фондом и современные сервисы автоматизации.

hotel

Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!


Как считать GOPPAR

Принимать решения в бизнесе лучше всего с опорой на независимые цифры. Казалось бы, что может быть проще: чем больше выручка — тем лучше. И все-таки доход, количество гостей или даже кропотливо рассчитанная чистая прибыль дают мало информации о том, как развивается предприятие. Для этих целей аналитики вводят условные показатели — например, GOPPAR. Рассказываем, из чего складывается GOPPAR, как он помогает в работе и как его посчитать с помощью Контур.Отеля.

Что такое PMS‑система для отеля

Property Management System (PMS), или Система управления собственностью, — многофункциональный облачный сервис для гостиниц и любых других объектов размещения гостей. Расскажем о его возможностях и преимуществах.

Особенности продаж номерного фонда в отеле

Про продажи номерного фонда слагают учебники и организуют многодневные тренинги. Специалисты, овладевшие этим искусством, ценятся на вес золота, и крупные отели стремятся «перекупить» таких профессионалов. Словом, продажи — наше отельное всё. Но, как и многое в отельной жизни, продажи — это процесс, который необходимо тщательно выстраивать и поддерживать. Мы подготовили лайфхаки, как наладить его в отдельно взятом отеле, что необходимо учесть и как помогут инструменты сервиса Контур.Отель.

Как в отеле управлять электронными замками

Система электронных замков решает сразу несколько задач в отеле. Причем открытие дверей в номер — далеко не главная из них. На небольшую пластиковую карточку, открывающую электронный замок, завязано всё — от контроля заселения и отъезда до экономии электричества. Разберемся, как отелю взять максимум от столь передового инструмента и как эффективно управлять системой замков.

Стандарты для уборки номерного фонда

«Чистота — неотъемлемая часть гостеприимства, порядок прежде всего!» — золотое правило каждого отеля, где дорожат гостями и репутацией. Открывая дверь своего номера, каждый путешественник уверен, что к его приезду тщательно готовились и всё предусмотрели для комфортного проживания.