Принимать решения в бизнесе лучше всего с опорой на независимые цифры. Казалось бы, что может быть проще: чем больше выручка — тем лучше. И все-таки доход, количество гостей или даже кропотливо рассчитанная чистая прибыль дают мало информации о том, как развивается предприятие. Для этих целей аналитики вводят условные показатели — например, GOPPAR. Рассказываем, из чего складывается GOPPAR, как он помогает в работе и как его посчитать с помощью Контур.Отеля.
Содержание
Что такое GOPPAR?
Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель
В отельном деле основным показателем считается RevPAR — средняя выручка по номерному фонду за сутки в пересчете на один номер. Но у этой цифры есть свои ограничения. Например, RevPAR прекрасно демонстрирует, насколько хорошо продаются номера, но не учитывает другие виды дохода — от ресторана, аренды оборудования или почасовых услуг. Не отражает показатель и эффективность расходов: а может быть, собственнику давно пора заняться оптимизацией затрат.
Эксперты сходятся в том, что оценивать работу отеля нужно по нескольким показателям. Больше сведений об общей прибыли даст GOPPAR, отражающий валовую прибыль в перерасчете на один доступный номер в день. Именно так расшифровывается и переводится аббревиатура GOPPAR — Gross Operating Profit per Available Room.
Как и многие показатели, GOPPAR сам по себе ничего не значит: это условная цифра, а не какой-то конкретный тариф или реальный доход. По-настоящему работать с показателем можно только в динамике: например, рассчитывая GOPPAR за день, неделю, месяц, сезон или год.
- GOPPAR покажет, как меняется операционная прибыль отеля: если показатель растет, значит, растет прибыль.
- GOPPAR меньше, чем RevPAR, подвержен влиянию размеров отеля. Например, в маленьких отелях затраты ниже, чем в больших, — просто в связи с масштабами. Однако при пересчете затрат на номер большие отели выигрывают — тоже из-за масштабов. Эти колебания будут сказываться на RevPAR и GOPPAR по одиночке. Поэтому эксперты советуют смотреть оба показателя в паре.
Как подсчитать GOPPAR?
Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!
Как следует из самого названия показателя, за основу подсчета берется валовая операционная прибыль.
GOPPAR = GOP / общее количество номеров, доступных для продажи
GOP, или Gross Operating Profit, представляет собой общую выручку по всему отелю, из которой уже вычли все расходы.
Важно! Учитываются те расходы, которые отель понес для получения дохода. Например, приобретение порционного шампуня входит в расходы, а налог на прибыль — нет.
Откуда может поступать выручка:
- от продажи номеров;
- от ресторана или кафе;
- от аренды инвентаря;
- от почасовых услуг;
- от дополнительных сервисов, например, аренда пространства в холле для автомата с кофе или лавки с сувенирами.
Какие расходы необходимо вычесть из общей выручки:
- Прямые расходы на уборку — покупку инвентаря, бытовой химии и т.д.
- Мелкий ремонт после отъезда гостей.
- Закуп продуктов и напитков для кафе или ресторана.
- Прочие операционные расходы.
Удержать в голове все статьи расходов и доходов не так-то просто. Чтобы ничего не забыть в нужный момент и всегда иметь под рукой необходимые цифры для расчетов, можно воспользоваться возможностями сервиса Контур.Отель. Он поможет в один клик посчитать доходы от номеров и услуг за нужный период. Просто подставьте полученную цифру в формулу, ведь количество доступных номеров останется неизменным для вашего отеля.
Пример. В отеле «Незабудка» 100 доступных номеров со средней стоимостью 3000 ₽ за ночь. За месяц, таким образом, общее количество доступных номероночей составляет 30 * 100 = 3000. При средней загрузке в 75% RevPAR составит 2250 ₽. Это считать вручную не нужно, ведь Контур.Отель сам сделает вычисления на основе «шахматки» и прочих данных, занесенных в систему.
За месяц выручка по номерному фонду составит 3000*2250 = 6 750 000 ₽. Прибавим к этому выручку от ресторана 2 000 000 ₽ и прочие услуги на 500 000 ₽.
Посмотрим на операционные затраты: по номерному фонду они составили 2 200 000 ₽, по кафе 1 200 000 ₽ и по другим направлениям 340 000 ₽.
Итого затраты: 3 740 000 ₽.
Считаем прибыль: 5 510 000 ₽.
Подставляем в формулу:
GOPPAR = 5 510 000 / 3000 = 1 836 ₽.
Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит. Но стоит «Незабудке» уменьшить расходы (например, найти более выгодных поставщиков для кафе и потратить за месяц на продукты не 1 200 000, а 900 000), как GOPPAR подрастет — и владелец «Незабудки» увидит рост эффективности.
Зачем нужно считать и отслеживать GOPPAR?
- Главное, что «умеет» GOPPAR, — это отражать баланс доходов и расходов. Он чутко реагирует на перемены по каждой статье, и любые пики в динамике должны насторожить отельера. GOPPAR резко упал? Значит, недополучена прибыль или где-то возник серьезный расход. Такая ситуация требует внимания. GOPPAR внезапно вырос? Похоже, не учли важные расходы, а может быть, провели особенно удачную рекламную акцию. Ищем причину и делаем выводы на будущее!
- Динамика GOPPAR позволяет оценить эффективность работы отеля в целом. В мировой практике по этому показателю уже больше 20 лет оценивают инвестиционную привлекательность отелей. Ведь хорошее соотношение доходов и расходов будет только там, где гармонично настроены бизнес-процессы.
- Если начать разбираться в GOPPAR, то можно прийти к неожиданным выводам. Например, владелец «Незабудки» пристально изучил доходы и увидел закономерность: чем дольше гости живут в отеле, тем больше денег они в нем оставляют. А дольше всех живут в отеле те, кто приехал по скидке, сделав бронирование на онлайн-ресурсе. Плюс при длительном проживании затраты на уборку ниже. Так оказалось, что «недорогие» гости «Незабудки» в конечном итоге приносят больше денег, чем «дорогие».
- GOPPAR, в отличие от других показателей, имеет дело не только с номерным фондом, а с совокупной прибылью по всем направлениям. А иногда ресторан «на борту» отеля приносит не меньше денег, чем продажа номеров.
GOPPAR не даст полного представления обо всех процессах в отеле. Как не даст этого ни один изолированный показатель. Однако вместе с другими данными, полученными с помощью Контур.Отеля, отельер сможет в совокупности отслеживать развитие своего детища. Запланируйте для себя контрольные точки: это может быть окончание горячего сезона или ежеквартальный мозговой штурм с ключевыми сотрудниками. Главное — чтобы вы могли ориентироваться на чистые показатели и принимать взвешенные решения.