Решили создать гостиничный бизнес, но не знаете, с чего начать? В статье расскажем, как открыть мини-гостиницу с нуля и составить бизнес-план, который поможет оценить ее рентабельность.
В соответствии с ГОСТ Р 51185-2014, мини-отель или мини-гостиница — это средство размещения с номерным фондом от 5 до 15 номеров.
Открывать гостиницу в мини-формате стоит, если у вас нет большого стартового капитала и опыта в гостиничном бизнесе. Вам будет проще организовать ее работу, к тому же такой формат привлекает постояльцев низкой ценой и домашней атмосферой. Назовем другие преимущества гостиницы мини-формата по сравнению с крупными отелями:
- небольшая площадь помещения;
- меньшее количество персонала;
- меньшая сумма ежедневных расходов;
- простая организация внутренней работы.
Финансовый план
Подключите Контур.Отель и эффективно управляйте отелем
Перед открытием мини-гостиницы нужно изучить рынок, узнать, велика ли конкуренция подобных услуг в вашем городе, определить целевую аудиторию, составить бизнес-план. Доходность мини-гостиницы будет зависеть от следующих факторов:
- в каком городе вы откроетесь;
- где расположите гостиницу — в центре или на окраине;
- купите собственную недвижимость или возьмете в аренду;
- какая у вас будет средняя заполняемость номеров;
- каким будет сезонное колебание цен.
Предлагаем воспользоваться таблицей-шаблоном ниже. Заполнив ее, вы сможете предварительно оценить рентабельность планируемого бизнеса.
Расходы |
₽ |
|
---|---|---|
Первоначальные | Приобретение недвижимости | |
Регистрация бизнеса, оформление документов, получение разрешений | ||
Перепланировка, ремонт | ||
Мебель | ||
Техника | ||
Оборудование | ||
Текстиль | ||
Прочие расходы | ||
Ежемесячные | Заработная плата | |
Налоги | ||
Оплата услуг прачечной и других услуг на аутсорсинге | ||
Коммунальные и эксплуатационные расходы | ||
Реклама | ||
Итого: |
||
Доходы |
₽ |
|
Выручка от номерного фонда (в месяц) | ||
Дополнительные доходы: парковка, копировальные услуги, камера хранения, сейф и прочее (в месяц) | ||
Итого: |
Открытие мини-гостиницы пошагово
- Регистрация бизнеса.
Выберите форму собственности: ИП или ООО. У той и другой есть свои преимущества и недостатки. Сравним их в таблице:
Форма собственности | ИП | ООО |
---|---|---|
Регистрация | Просто и быстро: минимум документов (заявление, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины, свидетельство о постановке на учет). Процесс занимает не более 5 дней | Сложно и долго: большой пакет документов, создание учредительных документов. Процесс может занять несколько недель |
Ответственность | ИП отвечает своим личным имуществом | Владелец отвечает в пределах уставного капитала |
Виды деятельности | Есть ограничения. Например, нельзя заниматься продажей алкоголя | Нет ограничений |
Бухучет | Не нужно вести | Обязательно вести |
Штрафы | Штрафы небольшие, например, за нарушение кассовых операций — 5 000 рублей | Штрафы гораздо выше, чем у ИП. Аналогичный штраф для ООО — 80 000 рублей |
Ликвидация бизнеса | Простая, срок — 1 месяц | Сложная — до полугода |
Если вы планируете, что в мини-гостинице будет бар с алкогольными напитками, то придется регистрировать ООО, ИП не может заниматься продажей алкоголя. Либо можно привлечь другое юридическое лицо для организации питания и продажи алкоголя.
В целом для мини-гостиницы больше подходит ИП — меньше собирать документов для открытия, ниже штрафы, не нужно вести бухучет.
- Выбор места и помещения.
Основные клиенты мини-гостиниц — это туристы и абитуриенты. Выбирая место для размещения гостиницы, учитывайте этот фактор. В первую очередь изучите пространство вблизи вокзалов, станций метро, учебных заведений. Услуги гостиницы будут больше пользоваться спросом, если в шаговой доступности расположены достопримечательности, торговые центры и заведения общественного питания.
Чаще всего под мини-гостиницу арендуют уже готовое помещение или покупают и перепланируют квартиру в жилом доме. Аренда помещения — менее затратный и быстрый вариант на этапе открытия мини-гостиницы. Но аренда будет постоянной статьей расходов, а с учетом того, что окупаемость гостиниц обычно составляет около 5 лет, выгоднее будет приобрести собственную площадь. Если вы решили выкупить квартиры в жилом доме, то их нужно перевести из жилого фонда в нежилой с последующей перепланировкой. Этот процесс долгий и трудоемкий — может занять около года.
- Ремонт.
После того как помещение выбрано, нужно сделать в нем ремонт и привести его в соответствие с требованиями пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, чтобы пройти проверку соответствующих инстанций.
Требования к пожарной безопасности установлены в следующих документах:
- в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
- в cводах правил «Системы противопожарной защиты» СП 1.13130 — СП 12.13130.
Чтобы не запутаться в многообразии норм и правил, рекомендуем ознакомиться с основными требованиями пожарной безопасности в гостиницах на сайте МЧС России и обратиться в органы пожарного надзора вашего города (района) за консультацией.
В гостиницах должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические правила и нормы в соответствии с ГОСТ Р 51185-2014. Особенности выполнения таких правил можно уточнить в Роспотребнадзоре, который нужно в обязательном порядке уведомить о начале деятельности.
- Покупка мебели и оборудования.
Подготовленное помещение нужно оснастить мебелью, бытовой и офисной техникой. Необходимо также закупить постельное белье и прочий текстиль.
- Подбор персонала.
Для нормальной работы гостиницы нужны:
- директор;
- бухгалтер;
- мастер по хозяйственной части (техработник);
- администраторы — 2 человека;
- горничные — 2 человека;
- уборщицы — 2 человека;
- бармен — 2 человека;
- охранник — 2 человека.
Услуги бухгалтера, охраны, клининга, организации питания можно передать на аутсорсинг. Тогда количество необходимого персонала уменьшится до директора, администраторов, горничных и техработника.
- Выбор способа управления отелем.
Можно вести шахматку на бумаге: записывать все брони и комментарии о гостях, самостоятельно отслеживать новые брони и обновлять данные о тарифах на различных интернет-площадках и лично посещать каждый день УВМ МВД, чтобы отчитываться о гостях. При таком подходе могут возникать ошибки, накладки в бронировании, а также штрафы, если не успеть подать сведения о гостях в УВМ МВД в течение суток.
Другой вариант — приобрести систему управления отелем. Для небольших гостиниц есть веб-сервисы, которые помогают вести гостиничный бизнес и не перегружены лишними возможностями. Плюсы веб-сервиса:
- все брони заносятся в единую онлайн-шахматку, вы всегда знаете, кто и когда заезжает, не допускаете накладок и успеваете подготовить номер к приезду гостя;
- брони с интернет-площадок и с сайта поступают в шахматку автоматически и не теряются;
- вы можете работать со многими онлайн-площадками одновременно, не боясь упустить бронь на одной из них;
- отчитываться о пребывании гостей в УВМ МВД можно, формируя и/или представляя данные в электронном виде.
- Организация рекламы.
Основной поток клиентов в гостиничном бизнесе приходит через интернет, поэтому нужно сообщить о своей гостинице везде, где только сможете:
- Добавьте информацию в Яндекс.Картах, 2ГИС и прочих городских сервисах.
- Заведите аккаунт в Инстаграме, создайте группы ВКонтакте и на Фейсбуке. Заранее сделайте красивые фотографии отеля и не забывайте регулярно выкладывать посты.
- Добавьте свою гостиницу на основных площадках бронирования: Booking.com, Островок.ру и прочих.
- Большим плюсом будет наличие своего сайта. Если на начальном этапе у вас еще нет сайта, то при подключении Контур.Отеля вы можете получить мини-сайт бесплатно.
Возможные риски
Риски в гостиничном бизнесе связаны не только с его внутренней работой, но с внешними факторами:
- Экономический кризис и, как следствие, падение спроса на услуги, повышение цен на товары и оборудование, снижение платежеспособности граждан.
- Появление на региональном рынке новых игроков с более выгодными условиями.
Экономические риски сложно предугадать заранее и сложно защититься от них. А с конкуренцией можно побороться — например, придумать уникальные услуги. В некоторых отелях появились «умные завтраки», которые активизируют работу мозга, аромаменю с разными аромамаслами, меню виниловых пластинок, специальные номера с игрушками для детей и даже номера со спальным местом и игрушками для собак и кошек. Вы можете придумать свою «фишку», привлекать с ее помощью гостей и удерживать постоянных клиентов.
Попробуйте надежный сервис для управления отелем. 7 дней бесплатно!