Как бизнес реагирует на изменение экономической ситуации — Контур.Маркет — СКБ Контур

Как бизнес реагирует на изменение экономической ситуации

Чтобы понять, как помочь малому и среднему бизнесу, эксперты Контура регулярно опрашивают предпринимателей, бухгалтеров и других своих клиентов. Результаты последнего опроса показали, что рынок пытается справиться с эмоциями и решить, как сохранить продажи и адаптировать нарушенные процессы.

20 апреля 2022

Какие изменения ощутили компании

В опросе участвовало более 5 000 респондентов, 12,7% из них занимаются продажей товаров повседневного спроса (FMCG): продуктов питания, бытовой химии, пива и сигарет. Около 9,63% ответивших отнесли себя к сфере строительства, 8,16% — недвижимости, 6,29% занимаются логистикой и транспортом, 3% работают в общепите. Среди респондентов есть также те, кто занимаются продажей мебели и одежды, медициной, услугами в сфере туризма и образования.

Бизнес отмечает повышение закупочных цен, об этом рассказали 65,8% опрошенных. Финансовые показатели снизились у 42%, стало меньше клиентов у 33,5% компаний, сократилось число контрагентов у 15,4%, а сложности с импортом ощутили 15,7%. О том, что ситуация не отразилась на бизнесе, заявило 13,7% бизнесменов.

Что предпринимают

Более трети компаний (35%) высказались, что пытаются совладать с эмоциями, не предпринимать скоропалительных решений и работать в штатном режиме.

21% опрошенных перестраивает работу с контрагентами. Большинство из них ищет новых контрагентов для импортозамещения или лучших цен. Есть и те, кто пересматривает условия сотрудничества с действующими поставщиками, ищет новых импортеров в Азии, Казахстане и других странах.

17% стараются удерживать постоянных клиентов и искать новых. «Замораживают» цены и снижают наценку, рекламируются, меняют условия контрактов, вводят отсрочку платежей, применяют акции и скидки.

16% экономят: снижают расходы, объемы закупок, используют резервы и товарные остатки. В отношении сотрудников: сокращают штат, отправляют в неоплачиваемый отпуск, уменьшают зарплату или длительность рабочего времени. Некоторые предприятия сокращают производство и продуктовую линейку. Ряд компаний экономит деньги на бумагу и сотрудников, подключая электронный документооборот и учетные системы для автоматизации ежедневных операций.

Менее 10% приходится на компании, которые ищут кредиты или пытаются договориться с банками о кредитных каникулах. Некоторые (0,74%) начали работать только по предоплате, или привязали свои цены к валютному курсу (0,17%), или отменяют акции и рассрочки (0,31%).

1% намерен приостановить деятельность или закрыть бизнес.

Эксперты Контура рассказали, какие выводы можно сделать на основе результатов опроса.

Ксения Новоселова

Эксперт Контур.Экстерна по исследованию пользовательского опыта

Бизнес выжидает, “затягивает пояса”, переходя в режим экономии, пересматривает товарную линейку и даже меняет сферу деятельности. Среди этих стратегий нет правильных и не правильных. У каждой компании свой уровень антихрупкости, поэтому антикризисная стратегия у каждого своя.

Кроме того, Ксения Новоселова порекомендовала, что можно сделать:

  • Описать все слабые места своего бизнеса и выявить, где могут возникнуть проблемы. Сгенерировать 3-4 варианта решения.
  • Подумать, что еще можно сделать по-другому, какие возможности открылись. Обсудить с командой варианты.
  • Держать связь с контрагентами. Сообщить им, что изменилось у вас в компании. Если не изменилось ничего, об этом тоже важно сказать.
  • Рассказать сотрудникам о положении дел в компании и о планах. Важно быть открытыми, но информировать только о том, в чем вы уверены.
  • Следить за новостями в сфере поддержки бизнеса каждый день, среди них могут быть те, что вы сможете применить.
  • Делитесь опытом и задавайте вопросы в профессиональных сообществах. Помните, что вы не одни.

На чем лучше не экономить, рассказал Владимир Поздняков, эксперт Контур.Маркета по автоматизации товароучета в рознице.

Владимир Поздняков

Эксперт Контур.Маркета по автоматизации товароучета в рознице

Произошли послабления в требованиях к продажам. Например, бизнес столкнулся с дефицитом чековой ленты, и ФНС сообщила, что не будет наказывать за отсутствие бумажного чека, но пользователи касс вместо бумажного должны отправлять чек электронный. То есть требование формировать чек и применять кассу не исчезло. Другие требования тоже не перестали быть обязательными (пока не выйдет отдельный нормативный акт). Продолжайте готовиться к маркировке, соблюдайте документооборот с ЕГАИС, гасите документы из ФГИС “Меркурий”. Несоблюдение требований может обойтись дороже.

Владимир Поздняков добавил, что не стоит экономить и на сотрудниках. Это ценный ресурс, особенно в период изменений. Прислушивайтесь к их сомнениям и опасениям, чтобы вовремя отреагировать и сохранить продуктивность команды и здоровую атмосферу в коллективе.

У Контура есть свой телеграм-канал. В нем мы публикуем все самые важные и актуальные материалы для бизнеса. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей.


Новости по теме

Правительство уточнило, кому и когда можно не печатать код маркировки в чеке

Если продаете шубы, нужно готовить кассы уже к сентябрю 2022 года, но есть переходный период, поэтому паниковать не стоит. Если торгуете маркированными товарами через интернет-магазин, вендинговые автоматы или работаете агентом по доставке, для вас новые требования к чекам станут обязательными в 2023 году.

Новое в техкартах и накладных для общепита

В техкартах появился дополнительный уровень вложенности. Еще стало можно добавлять блюда в расходные накладные, если продаете готовую продукцию другим организациям или готовите в одной точке, а продаете — в другой. А если у вас сеть заведений, пригодится другая новинка — копирование техкарт блюд в каталоги других точек.

Как получить стартовый бюджет на продвижение в Яндексе

Клиенты Контур.Маркета из сегмента общепита или сферы услуг могут запустить рекламную кампанию в сервисе Яндекс Бизнес и получить промокод на 3 000 ₽. Этой суммой можно покрыть часть расходов на рекламную кампанию или на пользование сервисами Яндекса.