Аналитики Контур.Маркета сравнили цены товаров из различных категорий за февраль и март 2022 года, а также измерили потребительский спрос. Рассказываем, к каким выводам удалось прийти на основе полученных данных и отвечаем на вопросы: изменилась ли стоимость продуктов и на какие товары увеличился спрос.
На какие продукты спрос вырос
Бытовая химия и подгузники. Спрос на эту категорию вырос больше всего — на 30%. Например, потребление антисептиков выросло на 35%, а подгузников на 75%. Антисептики чаще всего покупают в Московской области, Республике Бурятия и Свердловской области, а подгузники в Республике Коми и Иркутской области.
Мясо. Спрос на индейку вырос на 21%, чаще всего ее берут в Пермском и Приморском краях, а также в Челябинской области. Немного вырос спрос и на свинину — 1%. Чаще ее покупают в Республиках Татарстан, Башкортостан и Нижегородской области.
Рыба. Спрос на нее увеличился на 9%. Чаще всего ее рыбу покупают в Новосибирской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми.
Корм для животных. Продажи выросли на 18%. По потреблению лидирует Приморский край, Челябинская область и Крым.
На какие продукты спрос упал или не изменился
Фрукты. Продажи упали на 20%, за исключением яблок и винограда, спрос на которые не изменился. В марте больше всего фруктов купили в Московской области и Пермском крае.
Молочка. Спрос на всю молочную продукцию снизился в среднем на 4%. Чаще всего ее берут в Свердловской и Московской областях, а также в Приморском крае.
Овощи. Спрос остался прежним. Исключение — картофель, его стали покупать на 1% больше. По потреблению овощей лидирует Москва, Кузбасс и Приморье.
Хлеб. Потребление не изменилось. Чаще всего берут в Московской области, Пермском крае и Приморье.
Как изменились цены
Все категории выросли в цене, если не брать в расчет рыбу и молочку, цены на которые практически не изменились. Овощи подорожали в среднем на 4%, фрукты на 6%, мясо на 16%, корм для животных на 5%, дезинфицирующие средства на 24% и подгузники на 12%.
Из самого заметного: лук подорожал на 97%, свинина на 21%, хурма на 19%, индейка на 18%, груши и мандарины на 16%.
Дарья Жигалина
Аналитик больших данных проекта Контур.ОФДСравнивая спрос на разные категории товаров в феврале и марте, можно заметить, что чаще стали покупать продукты, которые можно долго хранить и не переживать, что они испортятся. Продажи скоропортящихся товаров относительно стабильны. Например, спрос увеличился на мясо и рыбу, а продажи молочки и хлеба особо не изменились.
Такая же тенденция наблюдается и с ценами: больше всего подорожали продукты, которыми можно закупиться впрок.
Заметно падение спроса на фрукты. На это есть несколько причин. Во-первых, сезонность: сильнее всего это задело гранаты, мандарины и хурму. Во-вторых, рациональность: потребители готовы отказаться от фруктов, чтобы закупить побольше нескоропортящихся продуктов. Например, макароны или сахар.
Больше всего заметны изменения в продажах бытовой химии и подгузников. Помимо того, что покупатели опасаются роста цен, их беспокоит и возможный недостаток товаров из-за ухода некоторых зарубежных брендов с российского рынка.