Зарубежные бренды постепенно покидают российский рынок: об уходе уже заявили крупные производители одежды, мебели, автомобилей и продуктов питания. Это открывает новые возможности для реализации отечественных товаров. Аналитики ОФД от Контур.Маркета на примере молочки, газированной воды, шоколада, алкоголя и табака изучили, как изменились продажи российских брендов в первой половине марта относительно начала февраля. К каким выводам они пришли, читайте в статье.
Газированная вода
Среди российских брендов больший рост по продажам показали «Фиеста» (+31%) и «Торнадо» (+28%), среди зарубежных — Schweppes (+28%). Сильнее всего упала выручка у отечественного Star Bar (-72%) и зарубежного BonAqua (-38%).
Хоть у российских брендов виден рост продаж, 83% рынка продолжают занимать зарубежные производители.
Российские бренды стали чаще появляться в чеках: «Ариант» (+19%), Fresh Bar (+18%), «Торнадо», (+16%), «Аквалайн» (+16%), Mirinda (+15%). Есть прирост и у зарубежных производителей: Redbull (+14%), Schweppes (+13%). Заметно снизилось количество чеков у Star Bar (-75%) и BonAqua (-32%).
Шоколад
Больше всего увеличились продажи у бренда «Коркунов» (+469%). Следом идут зарубежные бренды Merci (+277%) и Lindt (+148%). Если говорить только об отечественных брендах, то после «Коркунов» по росту продаж идут «Коммунарка» (+70%) и «Россия» (+52%). Отметим, что продажи шоколада выросли у всех проанализированных брендов. Аналитики связывают это с праздником — 8 Марта.
Количество чеков у отечественных брендов выросло: «Аленка» приросла на 12%, «Россия» на 20%, «Победа» на 5%. По данным ОФД от Контур.Маркета, сильнее всего уменьшилось количество чеков у бренда «Milka» (-11%).
Алкоголь
По продажам лидируют отечественные бренды: выручка Lavetti увеличилась на 77%, «Мягков» на 76%, «Жигулевское» и Santo Stefano на 65%. Ощутимо среди зарубежных брендов прибыль увеличилась только у Jim Beam (+62%). Продажи иностранных брендов, по данным ОФД из Контур.Маркета, упали: Gosser (-21%), Leffe (-14%), Heineken (-12%).
Отметим, что и до санкций продажи у зарубежных производителей алкоголя снижались, их доля на рынке меньше 5%.
Больше всего чеков у российских брендов: Santo Stefano поднялись на 67%, «Мягков» на 65% и Lavetti на 58%. Зарубежные бренды наоборот просели: Gosser на 40%, Heineken на 27%, Leffe на 19%, Staropramen на 18% и Corona Extra на 11%.
Табак
Продажи отечественных сигарет снизились. Это связано с тем, что российских брендов табака почти нет. Самый крупный — «Ява», но и он на последнем месте в рейтинге по доле рынка.
Выручка выросла у брендов Captain Black (+32%), Vogue (+23%), Esse (+16%), Chesterfield (+12%) и Kent (+12%). Все эти бренды — зарубежные. Среди отечественных брендов рост показывает «Ява» (+3%), а «Донской табак» просел на 1%.
Рост чеков наблюдается только у зарубежных компаний. Самый высокий процент у Captain Black (+12%). У отчечественных брендов — только снижение: «Ява» (-1%) и «Донской табак» (-5%).
Молочная продукция
Максимальный рост выручки наблюдается у бренда «Плавыч», продажи увеличились на 87%. Следом идет зарубежный President (+71%) и российские «Алексеевское» (+61%), «Милково» (+43%). По данным ОФД от Контур.Маркет, наибольшее падение продаж у «Лужайкино» (-32%).
Увеличилась выручка зарубежных брендов молочной продукции, но эксперты отмечают, что отечественные производители все еще лидируют на рынке.
По количеству чеков рост наблюдается у President на 67%, у «Плавыч» на +63%, у «Алексеевское» на 50%. Падение у «Лужайкино» (-39%), Epica (-32%), Bonfesto (-26%). Снизилось количество чеков в марте более чем у половины проанализированных брендов, среди них и российские, и зарубежные.
Михаил Добровольский
Руководитель направления автоматизации малого и среднего бизнесаТемпы импортозамещения ускорились после введения санкций: отечественные производители наращивают поставки и разрабатывают новые линейки товаров.
Продажи отечественных брендов заметно выросли во всех проанализированных категориях. Исключением стал табак. Долгое время на рынке сигарет преобладали зарубежные производители, поэтому потребуется время, чтобы российские бренды смогли составить конкуренцию иностранным.
Отметим, что продажи росли не только у российских, но и у зарубежных брендов. Сейчас они занимают 60% рынка в разных категориях товаров.
На все проанализированные категории спрос увеличился на 15%. Причин несколько: покупатели опасаются роста цен и впрок закупаются товарами иностранных производителей, которые заявили об уходе с российского рынка.
В скором времени ожидаем снижения спроса, которые обычно следует после неожиданного скачка. Не исключено, что это произойдет уже апреле.