Как безопасно применять скидки и бонусы магазину и предприятию услуг

Чтобы применять систему лояльности, мало выпустить скидочные карточки и начислять бонусы за покупки. Нужно прописать правила, по которым копятся скидки и тратятся баллы. Такой документ вправе потребовать ваши покупатели и сотрудники контролирующих органов. 

Ваши клиенты и налоговая должны знать правила игры

Когда применяете систему лояльности, нужно соблюдать сразу несколько юридических норм.    

1. Правильно печатать в чеке информацию о скидках и бонусах. Об этом есть Приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@

В приказе указаны реквизиты, которые кассовая программа обязательно должна добавлять в чек в виде тегов. Фактически номер тега в чеке не видно, он зашит в фискальные данные чека, которые поступают в налоговую. 

Что должно быть в чеке:

  • Итоговая цена товара с учетом всех скидок и надбавок, в том числе скидок, которые применяются ко всему чеку, а не к определенному товару (тег 1079).
  • Итоговая стоимость товара с учетом его количества с точностью до копейки (цена за единицу, умноженная на количество товара (тег 1043).
  • Итоговая стоимость по чеку, равная сумме цены на все указанные в чеке товары в чеке (тег 1020). 

Например, вот как кассовая программа Контур.Маркета формирует чек при оплате бонусами.

2. Предоставлять достоверную информацию клиентам. Если стоимость товара в чеке не соответствует ценнику, это нарушение. 

Нормы Закона РФ 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей»:

  • Нужно указывать в ценнике полную денежную сумму, подлежащую к выплате (статья 10). Покупатель вправе не платить за товар, если продавец неверно информировал его о товаре (статья 12).
  • В течение 10 дней вернуть покупателю деньги за товар, купленный в результате ложного информирования (статья 22).  

Нормы Гражданского кодекса РФ:

  • Когда выдаете клиенту чек (товарный или кассовый), это приравнивается к заключению розничного договора между потребителем и торговой организацией (статья 493). Потребитель вправе отказаться от такого договора, если получил неверную информацию (статья 495). 

Вывод такой. Руководству магазина, предприятия услуг или общепита нужно составить положение о системе лояльности. Этот документ позволит покупателю ознакомиться с условиями предоставления скидок или бонусов и понять, почему цена в чеке не равна стоимости по ценнику. А налоговой такой документ позволит узнать условия начисления скидок и бонусов, а главное, логику оплаты бонусами вместо денег.

Как составить положение о системе лояльности

Строгого регламента по составлению такого документа нет. Назвать документ можно, как хотите, например, «Положение о системе лояльности», «Условия предоставления накопительной скидки», «Правила накопления и использования бонусов». 

Главное, чтобы название отражало суть и в документе были прописаны все условия, по которым можно копить баллы или скидки и оплачивать покупку баллами.  

Если применяете фиксированные скидки, составлять положение не нужно, потому что чек дает исчерпывающую информацию, какова сумма покупки без скидки и с учетом скидочных процентов. 

Если применяете накопительные скидки, обязательно напишите в положении такие условия:

  • На какую сумму нужно купить товар, чтобы процент скидки стал выше. Например, когда сумма покупок составит 5 000 руб., появится скидка 1%, при сумме 10 000 руб. скидка увеличится до 2% и так далее.
  • Как покупателю узнать о том, сколько ему осталось накопить до перехода на повышенный процент скидки.
  • Как клиенту узнать об изменении условий накопительной системы.
  • На какие товары не распространяется система лояльности.        

Если используете бонусную систему, тоже важно прописать все детали:

  1. Сколько баллов поступает на бонусный счет клиента в зависимости от суммы покупки.
  2. Как быстро начисляются баллы, сразу после покупки или через определенное время. 
  3. Чему равен один балл.
  4. Сколько процентов от суммы покупки можно оплатить баллами. 
  5. Как клиенту следить за бонусным счетом и как узнавать об изменении условий.   

Вам помогут шаблоны для скачивания: «Пример положения по накопительной скидке» и «Пример положения по бонусной системе». Эксперты Контур.Маркета показали, как можно заполнить информацию, на примере продуктового магазина. Синей заливкой выделены окна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь: размеры скидок и другие условия там написаны только для примера.

В шаблоне вы можете менять под свой формат и нумерацию, и формулировки пунктов. Например, зоомагазину не понадобится пункт о продаже табачной продукции и не придется указывать возрастное ограничение для начисления бонусов при покупке алкоголя. А парикмахерская может удалить упоминание о товарах, оставив только услуги.  

Если пользуетесь системой лояльности в Контур.Маркете, обратите внимание, что в шаблонах уже указан эквивалент: 1 балл = 1 рубль. Некоторые условия описывают логику работы именно сервиса Контур.Маркет. Например, способы получения информации о бонусном и накопительном счете, логика работы с отрицательным балансом. 

Удерживайте клиентов бонусами и скидками

Применяйте систему лояльности в Контур.Маркете, чтобы повышать количество покупок и средний чек.

Узнать больше

Где разместить положение о системе лояльности

Самое простое — опубликовать документ на сайте своего магазина, автосервиса или кафе. Можно вложить правила на вашей страничке в соцсетях или телеграм-канале. 

Если не используете в продвижении интернет-площадки, поместите документ в уголке потребителя. Так принято называть стенд для информирования покупателей и клиентов. Обычно на нем еще размещают режим работы и контакты предприятия, копию свидетельства о госрегистрации, книгу отзывов и предложений.


С 1 июля 2021 года предприниматели без сотрудников обязаны применять кассу, в том числе ИП, которые занимаются ремонтом одежды, часов, бытовой техники и компьютеров. Но есть исключения. Эксперты сервиса Контур.Маркет помогли в них разобраться и рассказали, как мастеру выбрать кассу, чтобы принимать оплату по требованиям закона № 54-ФЗ. 

С 1 июля массажисты, косметологи, частные врачи обязаны выдавать пациентам кассовый чек. Требование относится к ИП без сотрудников — это последний сегмент в сфере медицинских услуг, кому пора переходить на кассу. Эксперты Контур.Маркета рассказали, какие кассы подходят для бьюти-индустрии, что нужно кроме них и бояться ли штрафов.

Если предприниматель зарабатывает как строитель, монтажник или отделочник, он обязан выдавать клиенту чек. Этого требует Закон о контрольно-кассовой технике. ИП с сотрудниками уже обязаны применять кассу, а с 1 июля 2021 года требование коснется ИП без сотрудников. Расскажем, как выбрать кассу бизнесменам сферы строительства и ремонта.

Шпаргалка от экспертов сервиса Контур.Маркет. Узнайте, кто должен рассчитывать клиентов через кассу, что для этого нужно, по каким критериям выбирать кассу и какие штрафы грозят нарушителям закона 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике. 

Если автосервис или шиномонтажку держит ИП без сотрудников, он пока может работать без кассы. 1 июля 2021 года отсрочка закончится, а значит, к этой дате нужно выбрать кассу, подключить оператора фискальных данных (ОФД) и озаботиться кассовым программным обеспечением. Как выбрать кассу под свой формат бизнеса, рассказали эксперты учетного сервиса Контур.Маркет.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.