Маркировка‑2022: к чему готовиться рознице и общепиту — Контур.Маркет — СКБ Контур

Маркировка‑2022: к чему готовиться рознице и общепиту

20 декабря 2021 Чек‑лист

В 2022 году нас ждут изменения в правилах маркировки. В статье разберемся с нюансами маркировки молочной продукции и воды. А еще объясним, как выполнить требования к маркировке и подготовить кассу.

Зачем нужна маркировка

Маркировка — это код на упаковке товара, уникальная последовательность символов. Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок. От них страдают все: и честные производители, и покупатели. 

У государства есть цель — промаркировать все потребительские товары до 2024 года. Начинали с сигарет, обуви, лекарств и многих других товаров. Скоро наступит новая волна маркировки молочной продукции и воды. 

Общий принцип маркировки 

  1. В системе мониторинга Честный ЗНАК регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики и конечники — магазины, кофейни и рестораны.
  2. Все они сообщают в Честный ЗНАК, что владеют конкретным товаром с конкретным кодом. Например, фабрика приготовила молоко, запаковала и напечатала уникальный код маркировки. На другой коробке будет уже другой код.
  3. Фабрика грузит молоко в фуру и продает оптовику. Оба подтверждают сделку в Честном ЗНАКе. Система понимает, что право собственности на конкретные коды перешло от производителя к оптовику.
  4. Крупный оптовик продал часть партии мелким оптовикам. Дальше может случиться еще несколько перепродаж. Но о каждой из них Честный ЗНАК будет знать.
  5. Молоко попало в магазин. Магазин получает накладную с кодами и проверяет, совпадают ли они с кодами на товарах. Если все хорошо, молоко выставляют на продажу. 

  1. Покупатель захотел приобрести это молоко. Продавец сканирует код на кассе. Касса печатает чек и отправляет данные в Честный ЗНАК через оператора фискальных данных. ОФД отправляет фискальный чек в налоговую и сведения о «проданном» коде в Честный ЗНАК. 

  1. Честный ЗНАК выводит товар из оборота. Это значит, что такой код больше нельзя продать нигде и никогда. 

Такая схема уже обязательна для продажи лекарств и для розницы, которая торгует шубами, табачными изделиями, обувью, шинами и автопокрышками, товарами легкой промышленности, фотоаппаратами и духами. На очереди молоко и вода.

Маркировка молочной продукции

Вот какую молочку будет контролировать государство:

  • сыр, творог, сливочное масло;
  • мороженое и виды пищевого льда;
  • молоко, в том числе сухое и сублимированное. Сырое молоко — из-под коровы — можно продавать без всякой маркировки;
  • сливки сгущенные и несгущенные;  
  • пахту, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
  • безалкогольные напитки с молочным жиром. 

Допустим, ваш сыр или йогурт попадает под маркировку. Что с этим делать:

  1. Регистрируемся в Честном ЗНАКе. Это ни к чему вас не обязывает. Для регистрации нужна КЭП.
  2. С 20 января 2022 года сканируем на кассе мороженое и сыры сроком годности до 40 суток.
  3. С 31 марта сканируем всю остальную молочку, которая портится за 40 дней. 
  4. С 1 июня 2022 года сканируем то, что хранится дольше 40 дней. Сюда же относятся молочные продукты с неоднозначным сроком годности. Есть продукты, у которых срок хранения зависит от температурного режима. Например, сливочное масло можно хранить до 4 месяцев при температуре –14 °С и 2–5 недель при +5 °С. Это масло мы не считаем за скоропортящееся и сканируем с 1 июня.

Общепит, внимание!

Сканируйте только упакованную молочку: молоко в пакете, йогурт в коробочке… А если подаете сырную тарелку, или молоко добавлено в коктейль — не сканируйте. Распакованная молочка будет выводиться из оборота отдельно прямо в системе Честный ЗНАК с сентября 2022 года.

  1. С 1 сентября 2022 года подтверждаем в Честном ЗНАКе, что приняли товар от поставщика. Для этого нужно подключить электронный документооборот — ЭДО, потому что маркировочные накладные бывают только в электронном формате. 

Возможно, ЭДО уже встроен в ваш товароучетный сервис. Если нет, выберите оператора ЭДО. Некоторые могут брать плату за роуминг: например, если у вас Контур.Диадок, а у вашего поставщика другой оператор. Поэтому до сентября нужно разобраться, через какого оператора ваш поставщик будет присылать документы и будет ли плата за роуминг.

Требования к маркировке молочной продукции изложены в постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.

Маркировка воды

Под контролем будет питьевая вода в упаковке:  

  • природная минеральная;
  • природная питьевая; 
  • купажированная;
  • искусственно минерализованная; 
  • газированная вода без сахара, подсластителей, ароматизаторов и других веществ.

С водой всё так же, как с молоком, только другие сроки:

  1. Регистрируемся в Честном ЗНАКе.
  2. С 1 сентября 2022 года сканируем маркировку на кассе. 
  3. С 1 ноября 2022 года подтверждаем в Честном ЗНАКе, что приняли товар от поставщика.

В общепите снова нюансы

Если продаете воду в бутылках, пакетах, коробках — сканируйте на кассе. Если разливаете воду по стаканам, или вода в составе супа — не сканируйте. Упакованная вода выводится из оборота через кассу с сентября. А распакованная — прямо в системе Честный ЗНАК с ноября 2022 года.

Сроки касаются только розницы и общепита. У тех, кто производит воду, импортирует ее или продает оптом, сроки другие. Все требования к маркировке воды описаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.

Эксперты советуют не тянуть и готовиться к маркировке уже сейчас. 

Как выполнить требования к маркировке

Теперь разберемся, что покупать и что делать с кассой.

Какое оборудование и программное обеспечение понадобится: 

  • КЭП, чтобы зарегистрироваться в Честном ЗНАКе и в дальнейшем подписывать накладные.
  • Оператор ЭДО, чтобы принимать электронные накладные и сообщать в Честный ЗНАК о приемке товаров. 
  • 2D-сканер: только такие сканеры умеют считывать код маркировки в формате Data Matrix. 
  • ОФД, узнайте у своего оператора, может ли он отправлять данные в Честный ЗНАК. 
  • Касса с правильной прошивкой. Давайте разберемся, как ее подготовить.

Как подготовить кассу

Вам нужна касса с ФФД 1.2.

ФФД — это формат фискальных документов. 1.2 — это номер новейшей версии специально для маркировки. 

Чтобы работать с таким форматом, нужно три вещи:

  1. В кассе должен быть фискальный накопитель нового образца — ФН-М. Раньше выпускали просто ФН, а теперь выпускают ФН-М. Есть модели на 15 месяцев и на 36. 
  2. У кассы должна быть прошивка под ФФД 1.2, ее выпускает производитель кассы. 
  3. На кассу должна быть установлена правильная версия кассовой программы — именно под ФФД 1.2.

В чем разница между прошивкой и кассовой программой

Разберемся на примере телефона. Вы купили телефон. Производитель заложил в него много программ. А потом вы скачиваете на телефон дополнительные программы, например редактор фотографий.

В этом и разница — прошивку на кассу ставит производитель или специально обученные люди в сервисных центрах. А кассовую программу можно поставить самостоятельно. Если чувствуете, что сами не справитесь — купите услугу, и вам обновят кассы в сервисном центре.

Смотрите видео ФФД 1.2: как продавцам маркировки обновить формат  

 

Когда обновлять формат на кассе? Это зависит от вашего фискального накопителя и от того, когда вы его регистрировали в кассе:

  1. Если у вас старый ФН и вы зарегистрировали его в кассе до 6 августа 2021 года — можно работать по-прежнему, пока не кончится срок действия старого ФН. Потом покупайте новый ФН-М и обновляйте кассу на ФФД 1.2.
  2. Если у вас ФН нового образца и вы зарегистрировали его до 6 августа 2021 года — идем на сайт налоговой и смотрим реестр. Удобнее всего скачать файл Excel и смотреть там. 

В этом списке перечислены кассы, которые можно использовать для работы по ФФД 1.2. В списке все время появляются новые кассы. Ищите модель и дату, когда ее включили в реестр — это дата постановления ФНС: 

  • модели смотрите в столбце В;
  • поддержку формата 1.2 смотрите в столбце Н;
  • приказы смотрите в столбце Т.

Если вашей кассы нет в реестре, можете работать по-старому, пока модель не включат в реестр. Как только это произойдет, кассу нужно обновить.

Если касса уже есть в реестре, нужно сразу перейти на ФФД 1.2. Как это сделать, мы рассказали в справке.

market

Скидка 40 % на готовое решение для работы с ЭДО и маркированной молочкой

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи