Система лояльности: 7 шагов к прибыли — Контур.Маркет

Система лояльности: 7 шагов к прибыли

21 января 2022 Чек‑лист

Система лояльности — это набор инструментов для поощрения ваших клиентов за покупки. Эти инструменты помогают увеличить продажи за счет дополнительной мотивации покупателей и выстраивания теплых отношений с ними.

Фотография Наталья Чебыкина Наталья Чебыкина Эксперт по системе лояльности

Какие задачи бизнеса помогает решать работа с лояльностью

Какие инструменты есть в Маркете для развития клиентской лояльности:

  • персональные скидки двух видов;
  • бонусная программа;
  • база клиентов, которую легко создать и удобно дополнять;
  • история покупок каждого клиента с фильтрами по разным параметрам;
  • наглядные отчеты для анализа продаж и оценки эффективности системы лояльности. 

Эти инструменты помогают решать руководителю магазина, заведения или точки обслуживания такие задачи:

  • удерживать существующих клиентов, это всегда дешевле, чем привлекать новых;
  • стимулировать повторные продажи и покупать на бóльшую сумму;
  • делать из новых клиентов постоянных, которые охотно возвращаются и приводят знакомых. 

Узнайте подробнее об инструментах, двигаясь от шага к шагу.

Как зарабатывать больше, развивая лояльность

Шаг 1. Выберите тип лояльности, который будете применять

Какую систему лояльности выберите, так корабль и поплывет. Это ответственный шаг, поэтому подробно расскажем о каждом типе поощрения: фиксированной скидке, накопительное скидке и бонусной системе. 

Фиксированная скидка — размер не зависит от количества и суммы покупок, вы назначаете единый размер скидки для всех клиентов.

Особенности:

  • Самая распространенная и простая система.
  • Легко внедрить и практически не нужно отслеживать.
  • Побуждает покупателей при прочих равных выбрать ваш магазин.
  • Работает на удержание клиентов, но не мотивирует их тратить больше и чаще.

Пример. Для магазина с оборотом 300 000 ₽ в месяц, средним чеком 2 000 ₽ и скидкой 3%. Полный расчет и калькулятор смотрите в последнем разделе чек-листа.

Вывод. Выручка снижается неощутимо, а скидка помогает удерживать текущих клиентов. 

На что обратить внимание. Регулярно следите в отчетах, не уменьшается ли число лояльных клиентов. Если уменьшается, стоит пересмотреть размер скидки или выбрать другой тип лояльности.

Накопительная скидкаразмер меняется в зависимости от количества и суммы покупок, чем больше клиент покупает, тем больше скидка.

Особенности:

  • Можно настроить правила начисления, выгодные для вашего бизнеса. Например, с какой суммы покупок клиент получит право на скидку, как вырастет скидка после определенной суммы покупок.
  • Побуждает покупателей при прочих равных выбрать ваш магазин, салон услуг или заведение общепита.
  • Мотивирует клиента больше и чаще покупать, чтобы скидка росла.
  • Сохраняет часть выручки, потому что скидку получают не все, а самые щедрые покупатели. 

Пример. Для магазина с оборотом 300 000 ₽ в месяц, средним чеком 2 000 ₽. Полный расчет и калькулятор смотрите в последнем разделе чек-листа.

Вывод. Месячная выручка магазина выросла больше, чем при фиксированной скидке, при этом магазин теряет на накопительных скидках почти в два раза меньше по сравнению с фиксированными. 

На что обратить внимание. Вы можете дать приветственную скидку, и клиент охотнее подключится к системе лояльности. Зная его контакты, вы сможете выстраивать выгодные для бизнеса взаимоотношения с новым клиентом. 

Бонусная система — сервис начисляет бонусы за покупку, клиент может ими оплатить следующую покупку. 1 бонус = 1 рубль.

Особенности:

  • Один из самых популярных типов лояльности.
  • Позволяет сохранить часть выручки и не давать скидку сразу.
  • Мотивирует клиента копить бонусы, а не тратить сразу.
  • Можно ограничить процент покупки, который оплачивается бонусами.
  • Теряется меньше прибыли, чем при скидках, поскольку не все клиенты возвращаются и тратят бонусы.

Пример. Для магазина с оборотом 300 000 ₽ в месяц, средним чеком 2 000 ₽. Полный расчет и калькулятор смотрите в последнем разделе чек-листа.

Вывод. Выгоды от бонусной системы сравнимы с выгодой от персональных скидок, а затраты ощутимо меньше. К тому же затраты не происходят сразу, а растянуты во времени. 

На что обратить внимание. Если вам часто возвращают товар, рекомендуем установить отсрочку начисления баллов, чтобы избежать возможных махинаций с баллами со стороны покупателей.

Шаг 2. Выберите товары, к которым не будете применять скидки и бонусы

Внесите в список исключений товары, на которые делать скидки невыгодно или есть другие причины. Касса не будет применять к таким товарам скидку. 

3 шага для быстрого запуска продающей акции

Подумайте, стоит ли применять скидку на такие предложения:

  • ходовые товары, которые не нуждаются в стимулировании продаж,
  • премиальные блюда с высокой себестоимостью и сложные в приготовлении,
  • популярные услуги, на которые всегда высокий спрос независимо от цены.

Развивайте лояльность для роста продаж

Шаг 3. Создайте клиентскую базу

База клиентов нужна для применения скидок и бонусов на кассе: продавец будет формировать чек, добавлять в него клиента из базы  и система лояльности применится к чеку. Покупка, размер скидки и содержание чека сохранятся в истории клиента. 

Система лояльности клиентов: от любви по расчету до серьезных отношений​

Зачем еще нужна база клиентов:

  • Хранить ФИО, контакты, даты рождения, номера скидочных карт, дополнительные данные, чтобы вся информация о клиентах находилась в одном месте и ею можно было пользоваться для применения бонусов и скидок, рассылок.
  • Смотреть историю покупок клиентов, чтобы оценить, как часто приходит покупатель, что именно приобретает и какую скидку или бонус применяет.
  • Искать клиентов по сумме покупок, по дате последнего визита и другим фильтрам. Это поможет узнать, кто давно не приходил, кого пора поздравить с праздником, кому стоит предложить новинку.
  • Создавать выборку контактов для стимулирующих рассылок.

Если работаете в Контур.Маркете, добавить клиента в базу можно прямо на кассе, вручную или с помощью загрузки Excel.

Шаг 4. Включите настройки кассы, бонусы и скидки автоматом учитывались в системе

Настройка зависит от модели кассы и вашей кассовой программы. 

Если работаете в кассовой программе Контур.Маркета, зайдите в настройки кассы (они находятся прямо в сервисе) и поставьте галочки:

  • «Передавать на кассу список клиентов» — касса сможет получать вместе с номенклатурой базу клиентов.
  • «Разрешить создание клиентов на кассе» — кассир сможет прямо во время расчета добавлять нового клиента в базу.
  • «Поиск клиентов по ФИО» — продавец сможет на кассе найти покупателя по имени, чтобы применить скидку или бонус. 

Готово, добавляйте в базу новых клиентов, применяйте бонусы и скидки, увеличивайте прибыль. Контур.Маркет Касса будет автоматически передавать все данные в сервис. Они появятся в истории каждого клиента и отчете о продажах.

Сравнивайте средние чеки по сегментам и фокусируйтесь на тех, кто приносит больше всего прибыли. А Сегмент+ поможет вернуть этих клиентов: выгодной акцией, напоминанием или точечной рассылкой.

Шаг 5. Научите кассира применять бонусы и скидки и добавлять клиентов в базу

Онлайн-кассы по-разному работают со скидками и бонусами, это зависит от установленной на устройство кассовой программы. 

Если работаете в Контур.Маркет Кассе, добавить клиента в чек можно по разным параметрам: по ФИО, телефону, номеру карты или ее штрихкоду. Размер скидки, бонусный баланс и потраченные бонусы касса напечатает в чеке. 

О чем должен помнить кассир:

  • Предлагать скидку или бонус по системе лояльности. Для этого в чек надо добавить клиента.
  • Если клиент не подключен к системе лояльности — предложить ему оставить контакты, чтобы сразу получить приветственную скидку или бонус. Если клиент согласен — внести его контакты в клиентскую базу прямо на кассе.
  • Спрашивать, накопить или потратить бонусы при покупке (если применяете бонусную систему).

Шаг 6. Следите за эффективностью системы лояльности

Регулярно анализируйте хотя бы два основных параметра. 

Лояльный покупатель — выгоды для бизнеса

Количество клиентов, вовлеченных в систему лояльности. В Контур.Маркете можно увидеть покупателей со статусом «лояльные», «новые» и «прочие». Если, по статистике, лояльных и новых большинство, это хорошая динамика. 

Средний чек и количество чеков. Система лояльности действительно приносит больше прибыли, если большее число покупок приходится на лояльных клиентов и средний чек у таких покупателей выше, чем у остальных.

Шаг 7. Возвращайте лояльных клиентов 

Отслеживайте, насколько регулярно приходят постоянные клиенты. Если они перестали покупать у вас, важно напомнить о себе. 

Например, в Контур.Маркете можно фильтровать клиентов по дате последней покупки. Так вы узнаете, кто давно не приходил, и сможете им напомнить о себе: сделать рассылку, поздравить с праздником, рассказать о доступных бонусах и скидках. Отфильтрованный список можно скачать, чтобы получить перечень электронных адресов или телефонов для рассылки.  

Как рассчитать выгоды и потери при разных типах лояльности

Для примера возьмем магазин, который продает товары на 300 000 ₽ в месяц. Предположим, 105 клиентов (70%) зарегистрировались в системе лояльности, а 45 отказались (30%). Средний чек 2 000 ₽. Допустим, средний чек клиентов, которые пользуются бонусом или скидкой, вырастет на 10%, то есть составит 2 200 ₽.  

Фиксированная скидка. Магазин решил давать скидку 3%.

Оборот с лояльных клиентов составит 231 000 ₽ в месяц  (средний чек 2 200 × на 105 покупателей).

Оборот с остальных клиентов — 90 000 ₽ (средний чек 2 000 × на 45 покупателей).

Весь оборот точки составит 321 000 ₽ в месяц. Это на 21 000 ₽ больше, чем оборот до внедрения фиксированной скидки. Посчитаем потери: умножим оборот с лояльных клиентов 231 000 ₽ на 3% скидки и получим затраты 6 390 ₽.

Вывод. Выручка снижается неощутимо, а скидка помогает удерживать текущих клиентов. 

Накопительная скидка. Магазин настроил правила для накопительной скидки:

  • за покупки на сумму до 500 ₽ — скидка 1% — таких покупателей будет 50%;
  • за покупки от 500 до 1 000 ₽ — скидка 2% — таких будет 30%;
  • за покупки свыше 1 000 ₽ — скидка 3% — будет 20% покупателей. 

Дополнительный доход с лояльных клиентов составит 23 200 ₽, а затраты на накопительную скидку в месяц составят всего 3 960 ₽. Оборот точки вырастет до 323 200 ₽ в месяц.

Вывод. Месячная выручка магазина выросла больше, чем при фиксированной скидке, при этом магазин теряет на накопительных скидках почти в два раза меньше по сравнению с фиксированными.

Бонусная система. Магазин настроил правила:

  • начислять бонусы в размере 1% от каждой покупки;
  • оплачивать бонусами можно до 100% чека.

Дополнительный доход от бонусной системы составит 21 000 ₽ в месяц с лояльных клиентов, а затраты на бонусы — 2 310 ₽. Учтем, что вероятнее всего бонусы спишутся не в ближайший месяц, а гораздо позже.

Вывод.Выгоды от бонусной системы сравнимы с выгодой от персональных скидок, а затраты ощутимо меньше. К тому же затраты не происходят сразу, а растянуты во времени. 

Рассчитайте окупаемость разных типов системы лояльности на калькуляторе. Скачать калькулятор

Развивайте лояльность для роста продаж

Фотография Наталья Чебыкина Наталья Чебыкина Эксперт по системе лояльности
Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи