Товароучет – это рутина, от которой зависит выручка — Контур.Маркет — СКБ Контур

Товароучет – это рутина, от которой зависит выручка

Порядок в розничной торговле зависит от учета товаров. Но мы не встречали предпринимателей, которые учитывают товар только для порядка. Нет, они делают это ради стабильной выручки, которая зависит от постоянного потока покупателей, который зависит от неиссякаемого и разнообразного ассортимента, который зависит от регулярных поставок. Вот такая длинная цепочка. Если какое-то звено работает ненадежно, хромает прибыльность магазина. Посмотрим, почему так.

21 января 2022

Товароучет — это…

Товароучет — что-то непонятное и скучное? Только на первый взгляд. Каждый предприниматель занимается товароучетом, даже если называет это по-другому. Вот что они говорят. 

Карина продает книги и настолки

«Закупила подешевле, продала подороже, вот и весь бизнес. Чтобы прибыль не терять, договариваюсь с поставщиками на скидки и всегда прошу их предупреждать, когда они планируют увеличить цены закупа. Если такое происходит, мне надо менять розничные цены, а то могу остаться в минусе».

Андрей держит сеть продуктовых киосков

«Запас хранить негде, так что заказываю мало товара, но часто, 5-6 раз в неделю. Чаще всего товар не залеживается. Но бывет, раскупают раньше новой поставки. Приходится людям отказывать, мол, будет через день, приходите».

Мария продает шары, цветы и подарки

«Вкусы у народа разные, поэтому ассортимент гигантский. Не всегда угадываю, к сожалению, с объемами. В прошлом году подарки с «8 марта» плохо шли, осталось, но это я это могу через год реализовать. А вот что делать с шарами и открытками «С Новым 2022 годом», ума не приложу. В следующем сезоне уже дата «протухнет», убыток получается».

Истории разные, но все они про товароучет и выручку, которая от него зависит. На доход бизнеса влияет каждое звено товароучета: 

  • Заказ поставщику.
  • Приемка груза и товара по накладным.
  • Переоценка товара, у которого изменилась закупочная цена.
  • Замена ценников у товаров с изменившейся отпускной ценой.
  • Продажа на онлайн-кассе.
  • Пересчет остатков на основе данных о продаже на кассе.
  • Инвентаризация для сверки фактических остатков с данными в учетной системе. 

Ведите товароучет без рутины и ошибок

Подключите Контур.Маркет для розницы.

Узнать больше

Расскажем о каждом звене товароучетной цепочки в розничной торговле. От учета поступлений и реализации товаров до инвентаризации остатков.  

Заказ товара у поставщиков

Здесь главное сроки, цены и условия предоставления товаров, которые прописаны в договоре с поставщиком. 

Чтобы заказывать поставки вовремя и в нужном объеме, владельцу магазина нужно знать:

  • Текущий остаток. Его показывает товаручетная система или касса, если включить нужную настройку
  • Средний расход товара за период. Это поможет понять, как быстро заканчиваются ходовые товары и не нужно ли заказывать больше. А еще поймете, что залеживается, значит нужно удалить из ассортимента или закупать в меньших количествах.  
  • Сроки хранения товара. Это нужно, чтобы вовремя отправить поставщику просрочку, если это предусматривает договор.   

Приемка товара по накладным

Накладные подтверждают, что магазин получил товар, за который заплатил поставщику. Если не завести в свой учетный сервис накладные, сервис будет показывать неактуальные остатки, и за наличием товара придется следить непосредственно в магазине, а не онлайн из дома или другого места.

Накладные могут приходить в бумажном или в электронном виде:

  • Бумажные накладные удобно сканировать и загружать в товароучетную систему на распознавание, чтобы не переносить все данные в систему вручную. Это сэкономит время и избавит от ошибок.
  • Электронные накладные приходят в систему автоматически, если магазин и его поставщики подключены к оператору электронного документооборота (ЭДО).

Если магазин хочет вернуть товар, читайте, как составить возвратную накладную поставщику и скачивайте бланки.

Переоценка товара 

Если поставка пришла с новыми ценами, об этом важно знать. Хорошо, если учетный сервис показывает такие товары уже во время приемки накладной:

  • Если закупочная цена увеличилась, удобно сразу назначить более высокую отпускную цену, чтобы не падала рентабельность.
  • Если закупочная цена уменьшилась, можно пропорционально уменьшить отпускную цену, чтобы порадовать покупателей, или оставить всё как есть.

Еще лучше, когда товароучетная система позволяет назначать разные цены на каждую партию товара

Замена ценников

Ценники сообщают покупателям, сколько стоит товар. Если поменяете отпускную стоимость, а на витринах останутся старые ценники, это будет нарушением договора-оферты (а ценник — это и есть оферта). Покупатели имеют право на достоверную информацию о товаре (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

Если ценники невозможно разместить обычным способом, например, на коробе для табачных изделий, напечатайте прайс и разместите на видном месте. 

Узнать больше о печати ценников и штрихкодов.

Продажа на кассе

Онлайн-касса необходима магазину, чтобы соблюдать требования Закона № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике, поэтому кассовая программа должна формировать чеки по всем нормам при разных видах и способах расчета: оплата наличкой и безналом, авансы, предоплаты, возврат и другое. 

Кроме того, ККТ — важнейшее звено в товароучете. Именно на основе данных с кассы товароучетный сервис автоматически пересчитывает товарные остатки. По этим же данным строятся отчеты о скидках, возвратах, среднем расходе того или иного товара. Эта информация необходима руководителю как воздух, подробности смотрите ниже.

Пересчет остатков с учетом проданного товара

Товароучетная цепочка началась с заказа поставщику и заканчивается тем же. Владелец магазина формирует каждый новый заказ с учетом того, как продавался товар. Данные об остатках и аналитика помогут определиться с тем, надо ли менять контрагента, если он не соблюдает сроки или постоянно повышает закупочные цены. 

  • По отчетам анализируйте рентабельность и спрос, чтобы понимать, какие товары приносят больше прибыли, а какие стоит удалить из ассортимента. 
  • Следите за минимальными остатками. Если назначить такой остаток у наиболее важных товаров, вы всегда будете знать заранее, что они заканчиваются и пора заказать новую поставку.

Инвентаризация  

Чтобы найти излишки, недостачу или пересортицу, нужно регулярно инвентаризировать остатки. Для этого пересчитывают товар, который фактически есть на полках и на складе, а затем сверяют количество с данными в сервисе. 

  • Если в сервисе числится больше товара, чем есть по факту, учетная система автоматически создаст акты списания на «несуществующую» продукцию. 
  • Если в сервисе товара меньше, чем в реальности, система создаст акты постановки, чтобы выровнять баланс. 

Узнать больше об инвентаризации.

Смотрите видео, как быстро оприходовать товар: приемка от накладной до печати ценника

 

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи