Сколько одноразовых полотенец использовали посетители солярия? Сколько миллилитров краски для волос ушло за смену у парикмахера? Расходники стоят денег и имеют свойство заканчиваться. А значит, надо следить, с какой скоростью они уходят, чтобы вовремя заказывать новые поставки и правильно рассчитывать рентабельность той или иной услуги. Вместе с экспертами Контур.Маркета разберемся, как следить за использованием расходных материалов, если нет специальной учетной программы.
Зачем следить за расходными материалами
Представим, что будет, если не контролировать количество выданного в парикмахерский зал материала.
Салон купил упаковку перчаток за 300 рублей, в ней 100 штук. Упаковки должно хватить примерно на месяц, потому что в день их нужно две-три пары на окрашивание и завивку. Но через две недели в упаковке осталось меньше десятка пар. При этом загрузка салона не изменилась. Воровство? Или мастера не относятся к материалам с должной бережливостью?
В примере с перчатками салон понесет копеечный убыток, если это единичный случай. Но если в салоне не следят ни за дешевыми материалами, ни за дорогими брендовыми средствами, то за полгода может накопиться значительная сумма перерасхода. Пора платить аренду, а нужных 300 000 рублей нет, потому что мастера систематически нарушали нормы расхода.
На закупку всех материалов парикмахерская или салон красоты тратит 12—25% от суммы всех переменных расходов. Обидно, если часть из этих денег потрачена впустую из-за того, что руководитель не обязывает сотрудников следить за нормами расхода. Еще обиднее, если мастера пользуются отсутствием учета и уносят какие-то материалы с собой, например чтобы обслужить постоянную клиентку на дому «мимо кассы».
Три основных шага к учету расходников
Если нет программы для автоматизации учета в сфере услуг, следить за материалами можно в Excel или бумажном журнале. Это зависит от количества мастеров и потока посетителей.
Установить нормы расхода — это первый шаг к правильному учету материалов. Нормы нужно прописать для каждого средства и для конкретной процедуры.
Например, составляем карту окрашивания волос разной длины. В левый столбец вписываем нужные материалы, а в остальных столбцах указываем, какое количество потребуется для оказания услуги.
Материалы | Объем упаковки (мл, шт.) | Расход (мл., шт.) | ||
---|---|---|---|---|
Короткие | Средние | Длинные | ||
Краска | 250 | 60 | 70 | 90 |
Лосьон | 1 000 | 60 | 70 | 90 |
Шампунь | 1 500 | 10 | 20 | 30 |
Пеньюар | 50 | 1 | 1 | 1 |
Фартук | 50 | 1 | 1 | 1 |
Перчатки | 50 | 2 | 2 | 2 |
Записывать фактический расход — это второй шаг. В конце каждого рабочего дня нужно фиксировать, сколько материалов израсходовали фактически. В какой таблице это делать, решает руководитель. Мастера могут записывать расход в свои таблицы, а вечером отдавать администратору для сведения данных в общий отчет.
Фиксировать факт нужно, чтобы учесть перерасход. Например, у клиентки густые пористые волосы, ей не хватит 60 мл краски, выделенных по норме. Значит, нужно указать, что по факту на окрашивание ушло 80 мл. Еще пример — клиентка пролила кофе на пеньюар, и его заменили, в результате записали в расход две 2 штуки.
Чтобы указать фактический расход за процедуру, добавим в нашу таблицу новые столбцы.
Материалы | Объем упаковки (мл, шт.) | Расход по норме и фактический (мл, шт.) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Короткие норм | Короткие факт | Средние норм | Средние факт | Длинные норм | Длинные факт | ||
Краска | 250 | 60 | 80 | 70 | 70 | 90 | 90 |
Лосьон | 1 000 | 60 | 80 | 70 | 70 | 90 | 90 |
Шампунь | 1 500 | 10 | 30 | 20 | 20 | 30 | 30 |
Если процедуру провели по нормам, то можно зафиксировать просто факт оказания услуги. А если произошел перерасход, отразите его в своей таблице норма/факт.
Подсчитать общий расход за день — третий шаг. Собираем данные с мастеров и вносим в свой журнал. Его лучше вести по дням. В начале смены нужно указать остаток с прошлого дня, в столбце «Приход» — сколько выдали в зал в начале смены. Далее заполняем расход по норме и расход фактический, а в конце дня — текущий остаток. Например, общая сводка по расходу может выглядеть так.
№ | Материал | Ед. изм. | Остаток на 5.05.2022 | Приход | Расход по норме | Расход по факту | Остаток на 6.05.2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Шампунь | 5 000 мл | 1 500 | 5 000 | 3 000 | 3 500 | 3 000 |
2 | Краситель 12В | 250 мл | 350 | 0 | 0 | 0 | 350 |
3 | Перчатки латекс | шт. | 199 | 0 | 2 | 2 | 197 |
При ежедневном учете и четком заполнении таблицы будет хорошо видно, кто из сотрудников сколько и чего потратил из расходных материалов.
Чтобы учет велся регулярно, и руководитель видел точную и актуальную информацию, рекомендуем назначить ответственных за исполнение нормативов и заполнение отчетов. Вслед за ежедневным учетом расходников нужно внедрить обязательную ежемесячную инвентаризацию.