С 1 июня 2021 года для сыроваров стало обязательным работать в национальной системе маркировки Честный ЗНАК. Совладелица сыроварни в Екатеринбурге поделилась, чего опасались, как перестраивали работу и нужна ли им маркировка. Отдельно расскажем, какие этапы нужно пройти, чтобы участвовать в обороте молочной продукции на законных основаниях.
Содержание
«В день перерабатываем до тонны молока»
«Таватуйская семейная сыроварня» работает с 2016 года. Производит 29 видов ремесленного сыра из коровьего, козьего и овечьего молока. Большая часть продукции — твердые выдержанные в каменном погребе сыры. Среди прочего — это «Таватуйский», «Качокавалло» и «Качокавалло» с лимоном, «Таватуйский» с пажитником и «Таватуйский» винный, «Эмменталь» со специями, чеддер различного срока созревания и другие сорта.
Реже и под заказ для ценителей делают свежую качотту без выдержки с томатом, паприкой, тимьяном и рикотту. Для изготовления сыров использует уникальные европейские технологии, французские закваски и итальянское оборудование. «Таватуйская семейная сыроварня» — это не только производство, но и 9 собственных магазинов.
Полина Воронова
Совладелица сыроварни (г. Екатеринбург)В день мы перерабатываем до тонны молока, два дня в неделю варим коровье молоко и по одному дню — козье и овечье. Сложнее всего работать с овечьим, просто потому что овцы дают меньше молока, чем козы и, тем более, коровы. Но в этом году на ферме, где мы берем овечье молоко, какие-то нереальные объемы. Мы перерабатываем его очень много. В основном на твердые сыры, потому что молодой овечий сыр у нас в регионе продается не очень хорошо. Нет на него столько любителей. Поэтому мы закладываем его на будущее и рассчитываем на каких-то оптовиков.
Сыроварня подключилась к системе Честный ЗНАК в 2021 году, когда маркировка стала обязательной для производителей сыра. Самым сложным было разобраться, как всё работает.
Полина Воронова
Совладелица сыроварни (г. Екатеринбург)Мы всё время обращались в техническую поддержку. Когда внедряешь что-то новое, боишься сделать неправильно, что придут и скажут «ай-яй-яй», да еще и штраф влепят. А мы маленькие, зарабатываем мало, поэтому задавали вопросы. Продавцы наши чаще всего взрослые люди, которые с интернетом и программным обеспечением вообще дела не имеют и ничего не понимают. И пошагово каждому отдельно приходится все это объяснять. Но это не самая большая сложность. Гораздо больше беспокоят финансовые затраты.
Девять шагов работы с Честным ЗНАКом
С маркировкой сыра обязаны работать все компании, которые либо его производят, либо импортируют, либо продают оптом или в розницу.
Чтобы соблюсти все правила, владельцы сыроварен и ферм проходят несколько этапов.
Читайте статью Что такое ФГИС «Меркурий», зачем существует и как работает
- Зарегистрироваться в системе маркировки Честный ЗНАК, чтобы в ней появился Личный кабинет.
- В Личном кабинете заказать коды маркировки продукции, а для этого описать ее по инструкции Честного ЗНАКа.
- Получить эти коды в электронном виде.
- Распечатать коды, например, на клейких этикетках.
- Распечатанные коды наклеить на упаковку.
- Отправить в Честный ЗНАК уведомление о введении продукции в оборот. Подчеркнем: этот этап можно пройти только после того, как создали ветеринарный сопроводительный документ на сыр во ФГИС «Меркурий».
- Отправить физическую партию сыра в магазин, а в электронном виде — УПД на эту партию.
- Магазин должен оприходовать полученную от поставщика продукцию, подтвердив УПД на поставку. Система Честный ЗНАК при этом переводит право собственности на товар с фермы на магазин.
- Магазин продает сыр конечному покупателю: кассир сканером считывает код маркировки на упаковке. Моментально касса отправляет об этом информацию оператору фискальных данных (ОФД), а ОФД отправляет в Честный ЗНАК. Система видит, что товар продали, и выводит его из оборота, то есть снимает с баланса магазина.
Все эти шаги научились делать и в сыроварне. Порадовались, что часть оборудования не пришлось покупать, например, принтер и сканер.
Полина Воронова
Совладелица сыроварни (г. Екатеринбург)Маркировочные коды заказываем через нашу систему для работы с маркировкой и печатаем на мини-принтере. Основные расходы ушли на оплату трудочасов. У нас почасовая оплата для сотрудников, и пока они общались с технической поддержкой, все это заняло много времени и оказалось затратно. Вторая серьезная статья расходов — это обновление касс, до 30 тысяч рублей на каждую, и обновление фискальных накопителей. У нас есть кассы, у которых закончились сроки действия ФН, мы их уже поменяли и работаем с маркировкой. А есть кассы, где такой срок еще не подошел, мы немножко тянем время, ведь нам дали отсрочку, и мы этим пользуемся.
Напомним, что за отсрочка имеется в виду. Для работы с маркировкой розничных продавцов обязали обновить кассы под новый формат фискальных документов 1.2 (ФФД) и приобрести фискальные накопители нового образца ФН-М. Сделать это нужно было к 1 февраля 2022 года, но не всем. Сыроварня оказалась в числе предприятий, которым разрешается работать с прежним форматом, пока не истечет срок действия «старого» ФН.
Смотрите видео ФФД 1.2: как продавцам маркировки обновить формат
Сыроварне нужно было не просто подключиться к системе маркировки, но и систематизировать свою собственную работу, перестроить ее под новые условия и задачи.
Полина Воронова
Совладелица сыроварни (г. Екатеринбург)Мы привыкли работать в свободном режиме, то тут нужен именно системный подход к каждому этапу, это отнимает время. Мы ведь еще работаем с «Меркурием»: молоко приняли, переработали, ветеринар все принял и оформил, маркировку уже надо наносить, а ветеринар где-то задержалась на час. А сыр уже пора отправлять в магазин, теряем время. Но глобальных проблем это не вызывает, нужно привыкнуть к новым условиям и сделать так, чтобы было быстрее и удобнее.
Маркировка как защита от подделок
Честный ЗНАК по мысли разработчиков системы — это в первую очередь защита потребителя от контрафактной продукции. Но, по мнению Полины Вороновой, к семейному сыроварению это не имеет отношения. Потому что ремесленный сыр и сыр массового производства, который чаще всего и подделывают, — это два разных рынка.
Полина Воронова
Совладелица сыроварни (г. Екатеринбург)Между этими рынками и позициями не может быть конкуренции. Мы работаем лично для каждого из наших покупателей. Знаем об их вкусах и предпочтениях. А они знают, что мы можем им предложить, и голосуют рублем. И сейчас, спустя шесть лет после начала работы, я вижу, что наши клиенты нас с масс-маркетом не сравнивают. Они приходят к нам за конкретным ремесленным продуктом, и никакой конкуренции с сырами из торговых сетей, здесь быть не может. В нашей нише даже речи не может быть о подделках, потому что покупатель это сразу почувствует, уйдет от нас и больше не вернется.
Напомним, что защищать потребителя от контрафакта призвана не только маркировка, но и система ветеринарной сертификации. С ее помощью государство контролирует оборот сыра, мяса, яиц и других товаров животного и растительного происхождения. Чтобы работать с сыром, участники оборота должны регистрировать свою продукцию в ВетИС (ветеринарной информационной системе). В эту систему входит несколько модулей, например «Цербер», здесь регистрируются хозяйствующие субъекты. Еще есть ФГИС «Меркурий», из этой системы магазины получают ветеринарные документы на поставку и подтверждают приемку, в том числе сыра.
Памятка о сроках маркировки сыра и другой молочной продукции
20 января 2021 года стартовала добровольная маркировка. Производители, импортеры, оптовики, продавцы розницы, работающие с молочкой и сырами, могли маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие товара при продаже.
1 июня 2021 года маркировка стала обязательной для производителей сыров и мороженого. Они регистрировались в системе Честный ЗНАК и описывали свои товары в каталоге. К этому времени нужно было полностью настроить заказ кодов, их нанесение на продукцию, подачу отчета о нанесении, оплату кодов и ввод в оборот.
1 сентября 2021 года маркировка обязательна для изготовителей молочных продуктов сроком годности более 40 дней.
1 декабря 2021 года маркировка коснулась производителей молочки сроком годности 40 дней и менее.
С 1 сентября 2022 года обязательно подавать сведения о выбытии из оборота всей маркированной молочки при розничной продаже через кассу. Розница с этой даты должна сканировать коды маркировки на кассе, чтобы сообщать в Честный ЗНАК о выводе товара из оборота. К этому времени нужно приобрести 2D-сканеры, при необходимости обновить кассовое программное обеспечение и протестировать процессы продажи.
С этой же даты вводится объемно-артикульный учет для оптовиков и розницы. Всем участникам оборота (за исключением HoReCa и фермеров) нужно выводить молочку из оборота, сообщая об этом в Честный ЗНАК. Для этого понадобится электронный документооборот (ЭДО). Передавать сведения необходимо о партиях (информация о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара), без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками. Еще нужно сообщать системе о выводе из оборота по всем причинам, которые отличаются от продажи на кассе, в виде объемно-сортового учета: указывать штрихкоды и количество выводимого из оборота товара, без добавления кодов маркировки конкретных единиц маркированного товара.
С 1 декабря 2023 года сегмента HoReCa и госучреждения обязаны передавать сведения в Честный ЗНАК об обороте молочки и выводе из оборота.
С 1 декабря 2023 года маркировка обязательна для фермеров, для этого нужно научиться заказывать коды, наносить на товары, подавать в Честный ЗНАК отчет о нанесении, оплачивать коды и вводить в оборот. Еще нужно отчитываться за участие в обороте и вывод из оборота.
С 1 июня 2025 года планируют ввести поэкземплярный учет для молочной продукции, которая хранится более 40 дней. Всем участникам оборота предстоит передавать сведения о выводе из оборота каждой единицы маркированного товара. Понадобится ЭДО. Участникам нужно сообщать, что вывели товар из оборота, не только при продаже на кассе, но и по всем остальным причинам. Отчетность в виде поэкземплярного учета — будут указывать код товара и количество конкретных товарных единиц.
Отвечаем на популярный вопрос «Какие сыры можно и нельзя маркировать?»
Маркировать нужно молочную продукцию, которая имеет определенные коды по классификаторам:
- ОКПД 2. Коды 10.51.40.100, 10.51.40.210, 10.52.10, 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190;
- ТН ВЭД. Коды 0406, 2105 00, 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0.
Под маркировку не подпадает такая молочная продукция:
- Детское питание (для возраста до 3 лет), диетическое, лечебное и профилактическое;
- Сыры и другие продукты, масса нетто которых составляет до 30 граммов включительно;
- Сыр и другая молочка, которую произвели или ввезли в Россию в качестве рекламного или маркетингового образца, не предназначенного для продажи;
- Продукция, помещаемая под процедуру таможенного транзита и другие процедуры, которые подразумевают вывоз сыра и другой молочки за пределы ЕАЭС;
- Молочка при сбыте в магазины беспошлинной торговли;
- Сыры и другое, что находится на хранении у производителей;
- Продукция, приобретенная по сделке, сведения о которой составляют гостайну;
- Сыры, которые магазин закупает с маркировкой, а затем нарезает на фасовки для продажи. Эти фасовки маркировать отдельно не нужно.
Всю молочную продукцию, которая не входит в исключения, маркировать нужно.
Благодарим «Таватуйскую семейную сыроварню» за то, что поделились своим опытом. Он пригодится компаниям, которые только осваивают маркировку. Перестройка бизнес-процессов проходит более комфортно, если максимум задач можно автоматизировать, а не делать вручную.
