Как тип упаковки влияет на способ маркировки молочной продукции — Контур.Маркет — СКБ Контур

Как тип упаковки влияет на способ маркировки молочной продукции

19 августа 2022

Производители молока, сыров, творога и другой молочки обязаны наносить на свои изделия маркировку в виде кодов формата Data Matrix. Расскажем, какими способами это можно делать в зависимости от типа упаковки, или форм-фактора, как это называют в отрасли. 

На каких частях упаковки можно размещать коды маркировки

Перечислим виды упаковки в алфавитном порядке и покажем, где ЦРПТ рекомендует указывать маркировку. В большинстве случаев для этого подходит боковая поверхность упаковки или ее верх, например крышка. 

  Верх крышки или пластинки Верхняя грань Бок. поверхность Лиц. или торц. сторона Дно
Вакуумная упаковка        
Ванночка    
Ведро    
Дойпак, флоупак, пауч         
Завернутая упаковка (фольга, пергамент, линкавер)        
Картонная упаковка        
Контейнер    
Коррекс    
Кувшин Ecoline        
Металлическая банка    
Мягкая упаковка flow wrap        
Пластиковая упаковка    
ПЭТ-бутылка      
Стаканчики    
Стаканчики, рожки для мороженого        
Стеклянная банка, бутылка      
Тетрапак, пюрпак    
Упаковка в виде цилиндра (полимерная пленка)        

Как именно наносят код маркировки 

Есть три способа промаркировать молочную продукцию, у каждого свои достоинства и преимущества. Универсального решения нет, при выборе стоит ориентироваться на то, в каких объемах производите продукцию, есть ли уже какое-то оборудование и что готовы докупать. 

Прямое нанесение. Это когда маркировку печатают на упаковке или этикетке прямо на производстве. Для этого нужно дополнить линию принтером, который способен печатать коды на вашем упаковочном материале. Выбирая принтер, учитывают условия хранения готовой продукции, скорость линии и возможность встроить принтер в техпроцесс. 

Метод прямого нанесения подходит компаниям, которые изготавливают большой объем. Тогда затраты на расходники и оборудование становятся выгодными в пересчете на единицу товара. Поскольку на крупных линиях процессы максимально автоматизированы, контролировать качество нанесения стоит с помощью отбраковщика и камеры технического зрения. 

Этикетирование. Это когда на упаковку наклеивают стикер с распечатанным на нем кодом. Плюс в том, что кроме Data Matrix производитель может на этой же этикетке указать название товара и его характеристики: вес, объем, состав, калорийность, срок и условия хранения и другое. 

Метод подходит и мелким предприятиям, и крупным. Разве что последним стоит подумать о том, как автоматизировать контроль с помощью камер техзрения и ускорить нанесение этикеток за счет автоматических аппликаторов. 

Нанесение в типографии. Производитель получает упаковку из типографии с уже нанесенными кодами маркировки. Удобно, что в этом случае предприятию нужно минимальными средствами переоборудовать свою линию: типография, где печатают упаковку, сама добавляет Data Matrix в оригинал-макет. 

Отметим, что в типографии можно заказывать не только упаковку целиком, но и распечатку кодов маркировки на этикетках или стикерах. В этом случае производителю нужно самостоятельно позаботиться о наклейке таких этикеток на свой товар. 

Где описаны требования к упаковке молочки 

  • Технический регламент Таможенного союза от 09.10.2013 № 67 «О безопасности молока и молочной продукции»
  • Техрегламент ТС от 9.12.2011 № 881 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
  • Техрегламент ТС от 16.08.2011 № 769 «О безопасности упаковки».

Какое оборудование может понадобиться и сколько оно стоит

Чтобы выбрать подходящий способ нанесения, нужно знать примерные затраты на дополнительное оборудование. Перечислим некоторые виды. 

Маркиратор. Это аппарат, который печатает Data Matrix на готовой продукции или на упаковке. В зависимости от способа нанесения краски маркираторы разделяют на капле-, термо- и пьезоструйные, а также на термотрансферные и лазерные. Стоимость такой машины начинается примерно от 250 000 рублей и может превышать миллион рублей. 

Камера техзрения. Устройство устанавливают прямо на производственную ленту, оно помогает контролировать, правильно ли нанесен код на товар. У аппарата есть свое программное обеспечение, поэтому при покупке стоит обращать внимание не только на «железо», но и на совместимость его программной начинки с программным обеспечением, которое использует производитель. Еще важно то, как настроить камеру в зависимости от размеров изделий и скорости ленты. Средняя стоимость камеры техрения составляет 90 — 350 000 рублей, но есть модели и дороже миллиона. 

Для одной линии может понадобиться несколько камер, это зависит от форм-фактора, места нанесения и особенностей линии. Например, одной камеры не хватит, когда этикетка наклеена на бок бутылки или стаканчика, которые перекатываются на ленте.

Промышленный 2D-сканер. Бывает ручной и стационарный. В некоторых случаях его можно использовать как альтернативу камере техзрения. Устройство имеет повышенную влаго- и пылезащиту по сравнению с 2D-сканерами, которые мы наблюдаем у продавцов магазинов. Встречаются модели по цене от 40 до 230 000 рублей. 

Отбраковщик, или пушер. Аппарат удаляет с производственной ленты изделие, на котором нет кода или этот код поврежден. Например, отбраковщик срабатывает, когда товар проехал под датчиком, но камера не смогла считать код. В зависимости от вида производства выбирают и вид отбраковщика. Некоторые из них сдвигают «неправильный» товар с ленты с помощью струи сжатого воздуха. А есть такие, которые отводят брак на накопительный стол или линию, параллельную потоку. Стоят пушеры в среднем 50 — 100 000 рублей.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи