Закон № 54-ФЗ регулирует применение контрольно-кассовой техники (ККТ), которую еще называют онлайн-кассой. В статье разберем, когда бизнес обязан применять кассу, кто может работать без нее и как выбрать подходящую модель.
В чем суть требований 54-ФЗ
В 2016 году в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ внесли изменения. После этого предпринимателей и юрлиц, кроме некоторых исключений, обязали применять кассы с фискальным накопителем (ФН) и передавать данные о расчетах в налоговую онлайн. Подробнее об исключениях расскажем ниже.
Кассы не передают сведения в налоговую напрямую. В этом им помогает посредник — оператор фискальных данных (ОФД). Это организация, которая получила разрешение ФНС на обработку фискальных данных.
Схема работы такая:
- Касса формирует чеки и другие документы, затем передает их ОФД через интернет.
- ОФД формирует подтверждение оператора для каждого документа и отправляет его обратно на кассу.
- Оператор обрабатывает, сохраняет и отправляет полученные данные в налоговую.
Если в чеке есть маркированный товар, например сигареты или молоко, и владелец кассы поручил ОФД отправлять информацию в систему маркировки, ККТ отправит данные еще и в Честный знак.
Если касса установлена в местности, удаленной от сетей связи, или на территории засекреченного военного объекта, к ОФД можно не подключаться. Об этом сказано в пункте 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Когда срок действия ФН истечет, владельцу нужно отнести его в налоговую, чтобы передать инспекторам данные о расчетах.
Как применять кассу
Закон 54-ФЗ обязывает использовать кассу при таких расчетах:
- когда товар или услугу оплачивает физлицо, в том числе онлайн;
- когда расчет происходит между ИП и юрлицом (ИП), а платеж совершается наличными деньгами или с предъявлением банковской карты;
- когда принимаете аванс за товар или услугу, делаете зачет или возврат этого аванса;
- при продаже товаров, работ или услуг в рассрочку или кредит, а также при оплате этого кредита;
- во время предоставления или получения иного встречного предоставления за товары, работы или услуги;
- при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрыша в азартных играх.
Полный перечень операций, которые считаются расчетами, приведен в статье 1.1 54-ФЗ.
При расчете необходимо сформировать чек и передать его покупателю. Это можно сделать в бумажном или в электронном виде, если клиент согласен и предоставил контакты для отправки. В Законе № 54-ФЗ описан порядок применения кассовой техники — статья 4.3 и требования к кассовому чеку — статья 4.7.
Какую кассу выбрать
Выбирать кассу важно с учетом потребностей бизнеса. Например, продавцам маркированных товаров нужна модель, которая поддерживает формат фискальных документов 1.2. А предпринимателям, которые выезжают на дом к заказчикам понадобится мобильная касса, которая умеет работать без подзарядки.
Таких особенностей много, поэтому рекомендуем при выборе кассы воспользоваться телеграм-ботом Контур.Маркета. Он задаст несколько вопросов и в результате предложит оптимальный комплект.
Рассчитайте на калькуляторе стоимость кассы с сервисами или без них
Хиты
Готовые комплекты
Что, если нарушить закон
Если продавец обязан применять кассу, но не делает этого, ФНС может выписать штраф:
Размер штрафов указан в ст. 14.5 КоАП РФ
- Для ИП: 25-50 % от суммы расчета, но не менее 10 000 рублей.
- Для юридических лиц: 75-100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
Правительство планирует увеличить штрафы за нарушения при работе с кассами. Проект поправок в КоАП РФ находится на рассмотрении в Госдуме. Если его примут, бизнесу придется платить больше за неприменение кассы и другие нарушения.
А за невыдачу кассовых чеков могут вынести предупреждение или назначить штраф:
- Для ИП: 2 000 рублей.
- Для юридических лиц: 10 000 рублей.
Если во всех перечисленных случаях нарушитель — субъект МСП, то размер штрафа в два раза меньше (статья 4.1.2 КоАП РФ).
За что еще могу оштрафовать нарушителей 54-ФЗ рассказывали ранее, а как избежать штрафов, читайте в статье «Чек коррекции: исправляем ошибки правильно».
Кто освобожден от онлайн-касс
Есть ряд исключений, которые зависят от системы налогообложения и видов деятельности. Смотрите, нужна ли онлайн-касса для вашего вида деятельности.
ИП на НПД (самозанятые)
Если предприниматель является плательщиком налога на профессиональный доход (или самозанятым), то касса не нужна. От видов деятельности это не зависит. Дело в том, что самозанятые формируют чеки в мобильном приложении «Мой налог».
Читайте об особенностях различных систем налогообложения в статье.
При этом самозанятым придется обзавестись кассой, например, если они превысят лимит по доходам. А еще они могут купить кассу по собственному желанию. Подробности — в статье «Касса для самозанятых: кому и в каких случаях она нужна».
ИП на патенте (ПСН)
Не покупать кассу могут те предприниматели на патенте, чей вид деятельности указан в пункте 2.1 статьи 2 № 54-ФЗ. Собрали все исключения в таблице:
| № в п. 2 ст. 346.4 НК РФ | Вид деятельности |
|---|---|
|
1 |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи. Ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу |
|
2 |
Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви |
|
4 |
Стирка, химчистка и крашение текстильных и меховых изделий |
|
5 |
Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц |
|
7 |
Ремонт мебели и предметов домашнего обихода |
|
8 |
Услуги в области фотографии |
|
12 |
Реконструкция или ремонт жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений |
|
13 |
Монтажные, электромонтажные, санитарно-технические и сварочные работы |
|
14 |
Остекление балконов и лоджий, нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла |
|
15 |
Услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования детей и взрослых |
|
16 |
Присмотр и уход за детьми и больными |
|
19 |
Сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений, включая выставочные залы, складские помещения, земельных участков |
|
20 |
Изготовление изделий народных художественных промыслов |
|
21 |
Переработка продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами |
|
22 |
Производство и реставрация ковров и ковровых изделий |
|
23 |
Ремонт ювелирных изделий, бижутерии |
|
24 |
Чеканка и гравировка ювелирных изделий |
|
25 |
Звукозапись и издания музыкальных произведений |
|
26 |
Уборка квартир и частных домов, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками |
|
27 |
Дизайн, услуги художественного оформления |
|
29 |
Услуги носильщиков на ж/д вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, а также морских и речных портах |
|
30 |
Услуги платных туалетов |
|
31 |
Приготовление и поставка блюд для торжественных мероприятий и иных событий |
|
34 |
Услуги, связанные со сбытом сельхозпродукции: хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка |
|
35 |
Обслуживание сельскохозяйственного производства: механизированные, агрохимические, мелиоративные и транспортные работы |
|
36 |
Благоустройство ландшафта |
|
39 |
Частная детективная деятельность с лицензией |
|
41 |
Экскурсионные туристические услуги |
|
42 |
Организация обрядов, например свадеб и юбилеев, в том числе музыкальное сопровождение |
|
43 |
Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг |
|
44 |
Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров |
|
49 |
Забой, транспортировка, перегонка и выпас скота |
|
50 |
Производство кожи и изделий из кожи |
|
51 |
Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений |
|
52 |
Переработка и консервирование фруктов и овощей |
|
54 |
Растениеводство, услуги в области растениеводства |
|
55 |
Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий |
|
57 |
Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность |
|
58 |
Письменный и устный перевод |
|
59 |
Уход за престарелыми и инвалидами |
|
60 |
Сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья |
|
61 |
Резка, обработка и отделка камня для памятников |
|
62 |
Разработка компьютерного ПО, в том числе системного, приложений ПО, баз данных, web-страниц, включая их адаптацию и модификацию |
|
64 |
Животноводство, услуги в области животноводства |
|
66 |
Помол зерна, производство муки и крупы из зерен пшеницы, ржи, овса, кукурузы или прочих хлебных злаков |
|
67 |
Уход за домашними животными |
|
68 |
Изготовление и ремонт бондарной посуды и гончарных изделий по индивидуальному заказу |
|
69 |
Изготовление валяной обуви |
|
70 |
Изготовление сельхозинвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу |
|
71 |
Граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу |
|
72 |
Изготовление и ремонт деревянных лодок по индивидуальному заказу |
|
73 |
Ремонт игрушек и подобных им изделий |
|
74 |
Ремонт спортивного и туристического оборудования |
|
75 |
Вспашка огородов по индивидуальному заказу |
|
76 |
Распил дров по индивидуальному заказу |
|
77 |
Сборка и ремонт очков |
|
78 |
Изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества |
|
79 |
Переплетные, брошюровочные окантовочные, картонажные работы |
|
80 |
Ремонт сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов |
Некоторые юрлица и ИП
Освобождены от применения касс в следующих случаях:
- Если совершают безналичные расчеты друг с другом. Но освобождение не касается расчетов с предъявлением банковской карты и наличными.
- Если работают в труднодоступных или отдаленных местностях. Освобождение не относится к продаже подакцизных товаров, маркированной продукции и расчетов через торговые автоматы без помощи человека.
- Если занимаются видами деятельности из пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
Торговля:
- Продажа бумажных газет и журналов.
- Некоторые продавцы на рынках.
- Разносная торговля, кроме маркированных и технически сложных товаров, продуктов со строгими условиями хранения.
- Неалкогольные напитки в розлив, молоко и питьевая вода.
- Продажа мороженого в киосках.
- Продажа из автоцистерны молока, кваса, живой рыбы, растительного масла, керосина.
- Продажа бахчевых, фруктов, овощей и картофеля вразвал.
- Реализация изделий и поделок народно-художественных промыслов своего производства.
- Продажа бахил.
- Предметы религиозного культа в религиозных организациях.
- Аптеки в фельдшерских пунктах сельской местности, где нет других аптек.
- Продажа с рук абонементов в муниципальные театры (только для ИП).
Услуги:
- Питание учащихся и сотрудников образовательных организаций.
- Прием стеклянной посуды и утильсырья от населения, кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней.
- Починка и окрашивание обуви.
- Производство и починка металлической галантереи и ключей.
- Присмотр и уход за инвалидами, больными, престарелыми и детьми.
- Вспашка огородов и распилка дров.
- Услуги носильщика вокзала или порта.
- Сдача ИП собственного жилья с машино-местами в многоквартирных домах.
- Проведение религиозных обрядов и ритуалов.
- Муниципальные парковки.
- Услуги страховых агентов-физлиц.
- Услуги библиотек, связанные с библиотечным делом.
- Сельские культучреждения с услугами из Распоряжения Правительства от 12.11.2020 № 2949-Р.
- Оплата приходит на расчетный счет (не наличными и не банковской картой при ее предъявлении). Этот пункт касается ТСЖ, ЖСК, СНТ и иных кооперативов за коммунальные услуги и содержание жилья; юрлиц и ИП, которые ведут бизнес в сфере образования, физкультуры и спорта с лицензией; культурно-досуговых учреждений за услуги в области культуры.
Как работать без кассы
Если ИП на патенте разрешена деятельность без кассы, то ИП обязан формировать документ, подтверждающий факт расчета. Требования к такому документу описаны в пункте 2.1 статьи 2 Закона 54-ФЗ.
Компании в труднодоступных или отдаленных местностях, которые могут работать без кассы. По требованию покупателя должны выдавать документ, который подтверждает факт расчета.
В обоих случаях реквизиты документа одинаковые. Документ может быть рукописным, но в нем должны быть такие сведения:
- наименование и порядковый номер документа;
- дата, время и адрес осуществления расчета;
- название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- применяемая при расчете система налогообложения;
- признак расчета: приход, расход или возврат прихода;
- наименование товара, работы или услуги;
- сумма расчета;
- форма расчета: наличные деньги или оплата по банковской карте;
- должность и ФИО лица, осуществившего расчет;
- подпись лица, выдавшего документ, подтверждающий факт расчета.
Проверьте, есть ли ваш вид деятельности в списке освобожденных. Если нет — купите кассу, ФН и сервисы необходимые для работы по 54-ФЗ и научитесь корректно формировать чеки. Это поможет избежать штрафов и поможет контролировать продажи.
После самопроверки полистайте другие страницы журнала:
- Что такое ФН в кассовом аппарате
- Онлайн‐касса в аренду: плюсы и минусы для владельца небольшого бизнеса
- Регистрация кассы в ФНС. Как понять, что касса зарегистрирована успешно