Виды касс самообслуживания, почему это тренд и стоит ли бояться краж — Контур.Маркет — СКБ Контур

Виды касс самообслуживания, почему это тренд и стоит ли бояться краж

17 ноября 2022

Оснащение торговых точек кассами самообслуживания (КСО) — это один из способов увеличить покупательский трафик и прибыль. Рассказываем, стоит ли владельцам КСО бояться воровства, оттока клиентов и технических сложностей. А еще узнаете, какие эти кассы разные. Оказывается, к новому тренду впору присмотреться даже магазинам «у дома».

Александр Харитонов Александр Харитонов Эксперт, менеджер проектов развития Контур.Маркета

Кассы самообслуживания становятся конкурентным требованием

Технологии КСО (или SCO — self check-out) на западе массово стали внедрять около 30 лет назад. Сегодня их успешно применяют не только в продуктовой и непродуктовой рознице, но и в общепите. Вслед за супермаркетами и другие магазины дают покупателям возможность самостоятельно обслужить себя на кассе. 

Покупатель сам:

  • сканирует товары;
  • оплачивает покупку картой или наличными (да, такой вариант тоже есть, когда касса умеет принимать купюры как банкомат);
  • получает чек в бумажном или электронном виде.

За годы применения касс самообслуживания накопилась приличная статистика. Она говорит о том, что КСО стала трендом, который невозможно игнорировать даже малому и среднему бизнесу. По оценкам экспертов Контур.Маркета, кассы для самостоятельного расчета могут стать привычным и распространенным стандартом рынка во всех магазинах формата самообслуживания.

Современные форматы розничной торговли: виды магазинов и их отличия

Почти 60 % предпочитают сами себя рассчитывать на кассе, если такая техническая возможность есть в магазине (Raydiant.com).

В России тренд на КСО начался примерно в 2018 году. Сейчас через кассы самообслуживания в пиковые дни может проходить до 70 % покупательского трафика (Retail.ru).

Главный плюс для 85 % тех, кто рассчитывается через кассы самообслуживания, — не надо стоять в очереди к обычной кассе (Raydiant). Особенно если покупка столь мала, что ради нее даже не пришлось брать корзину на входе. 

Есть и другие причины, связанные с психологией покупательского поведения. Например далеко не всем нравится, что их покупки кто-то видит — будь то кассир или люди в очереди. 73 % людей пользуются КСО, чтобы не контактировать с персоналом (Global Market Insights, Inc.). Очевидно, эту мотивацию укрепили карантинные ограничения в период пандемии 2020 — 2021 годов. Поставки касс самообслуживания год от года увеличивались на 25 % именно во время пандемии (Wall Street Journal). 

Касса самообслуживания от Контур.Маркета: выгоды и преимущества

Еще проход через КСО дает больше возможностей для контроля за итоговым чеком — это преимущество для тех, кто уверен, что живой кассир может их обсчитать, неважно, по ошибке или сознательно.  

Статистика показала, что и пожилые люди не отстают от прогресса: те, кто попробовал кассу самообслуживания, довольны, что свой чек можно без спешки перепроверить. 

Статистика развенчивает сомнения о том, что КСО не будут пользоваться, потому что это людям непривычно или «не по возрасту». Если в магазине есть КСО, постоянно ими пользуется: 

  • 59 % людей в возрасте от 18 до 34 лет;
  • 46 % в возрасте от 35 до 54 лет;
  • 39 % в возрасте от 55 до 65 лет .

Подчеркнем, что это процент постоянных пользователей. А еще есть те, кто подходит к КСО в зависимости от количества покупок или размера очереди.

В чем польза магазину от внедрения КСО 

Если покупатели ценят удобство касс самообслуживания, то магазины считают выгоду и соотносят ее с возможными рисками. 

Международная статистика показывает, что 49,4 % предпочтет пойти в магазин где есть касса самообслуживания (Raydiant.com). Это значит, трафик магазина без КСО может снизиться почти вдвое, насколько сильно это отразится на выручке, остается только предполагать. 

По словам представителя розничной сети «Магнит», покупатели, которые предпочитают кассы самообслуживания, в среднем в 1,5 раза чаще посещают торговые точки с КСО. При этом производительность персонала увеличилась на 4 %, а очереди снизились на 20 % (New-retail.ru).

По данным сети X5 Retail Group, группа из четырех касс самообслуживания привлекает до 40 % трафика. При этом все четыре КСО занимали площадь одного стандартного места кассира. Среднее время на самостоятельный расчет составляет 44 секунды (New-retail.ru). 

Внедрение касс самообслуживания помогает увеличить проходимость торговой точки, решает проблему с очередями и способствует росту удовлетворенности покупателей.

Неудивительно, что торговые сети продолжают внедрять технологические решения для самообслуживания не только в торговом зале, но и на кассе. Российские ретейлеры не выглядят исключением: на конец 2021 года уже более половины розничных сетей применяют КСО.

Приход касс для самостоятельного расчета раскрыл потенциал даже морально устаревших и тесных торговых помещений. На месте стандартного кассового узла может разместиться три-четыре КСО. Благодаря этому пространство удается использовать более эффективно. 

КСО помогают и оптимизировать работу персонала. Один кассир может присматривать сразу за несколькими кассами. Это значит, магазин экономит не только место в торговом зале, но и примерно 360 тыс. в год на оплату труда дополнительного продавца (при средней зарплате кассира 30 тыс. в месяц). 

Какие риски видят собственники магазинов

Эксперты Контур.Маркета провели исследование среди предпринимателей. Задавали вопросы о том, какие опасения вызывает у них новая технология. Составили список наиболее популярных страхов, связанных с КСО, и описали, насколько они обоснованы.  

Будет больше потерь из-за воровства. Общие потери магазинов в среднем составляют 1-2 % оборота — это уровень списаний давно принят как допустимый. Часть этих потерь действительно происходит по злому умыслу покупателей. Но если покупатель что-то тащит с полки и кладет в карман или съедает прямо в торговом зале — все это случается еще до линии касс. А еще в России от 80 % до 90 % случаев хищений приходятся на сотрудников, а не на покупателей (Retail.ru). Так что обвинять технологии КСО в том, что товары становятся более уязвимы, не стоит. 

Не хочется увольнять сотрудников. Касса самообслуживания не требует избавляться от проверенных и надежных продавцов. Чтобы присматривать за расчетом и помогать покупателю разобраться в кнопках, всё равно нужен живой человек. КСО позволяет им распределить рабочее время так, чтобы решать и другие задачи. Например проверить выкладку или сроки годности товаров в зале. 

Кассиры делают допродажи, а КСО нет. Допродажи на кассах самообслуживания возможны, и для этого есть инструменты. Некоторые кассовые программы умеют автоматически предлагать сопутствующие товары на экране. Если магазин не может себе позволить такой софт, то в прикассовой зоне можно сделать выкладку товаров для спонтанных покупок. 

Нет возможности для расчетов наличными. Есть КСО, которые способны принимать купюры по типу банкомата, но даже крупные ретейлеры предпочитают решать вопрос проще. Если покупатель хочет заплатить наличными, к нему подходит сотрудник и приглашает пройти к традиционной кассе. Иногда рядом с КСО размещают кнопку вызова сотрудника для таких случаев. 

Посетители не будут пользоваться КСО. Это противоречит статистике, которую мы привели выше. Более половины покупателей предпочитают обслужить себя сами, и зрелый возраст этому не помеха. 

Сложно и дорого внедрить. Три-четыре года назад покупка и установка КСО обходилась в сумму от 400 тыс. до миллиона рублей. Технологии стали совершеннее и доступнее. Напольная касса обходится в 150 — 300 тыс. рублей, а настольная в два раза дешевле. О видах касс мы подробно рассказали в следующем разделе. 

Если КСО сломается, ее будет сложно починить. Действительно, раньше на рынке присутствовали только кассы иностранного производства, был риск из-за санкций не получить комплектующие или не обновить программное обеспечение. Однако в России уже есть полностью отечественное кассовое ПО, а сами устройства российские поставщики собирают на базе китайских производств. Обновить или отремонтировать КСО теперь так же доступно, как обычную онлайн-кассу. 

Мой магазин слишком маленький для КСО. Говоря о кассах самообслуживания, мы привыкли представлять крупные аппараты, которые видим в гипермаркетах. Однако для небольшой розницы уже есть технические решения, которые занимают гораздо меньше места. А еще такие кассы можно переводить в режим кассира. Таким образом, одно устройство может работать и как КСО, и как обычная касса с продавцом. 

Самое время поговорить о разнообразии технических решений. 

Какие виды КСО можно установить в магазине 

В торговой точке можно установить готовые решения со стандартной комплектацией, когда поставщики сами выбирают, что будет входить в комплект. Но чтобы грамотно автоматизировать бизнес, советуем выбирать поставщиков, которые подбирают комплект индивидуально — по специфике и требованиям бизнеса. Перед тем как заказать кассу самообслуживания, продумайте, какие возможности вам точно пригодятся, а что будет лишней тратой бюджета. 

Чтобы сформулировать требования, какие устройства нужны вам на кассе самообслуживания, составьте портрет вашего покупателя.

  • В какие часы КСО будет особенно полезна? Есть ли в магазине пиковые часы и много ли их? Понадобится ли вам больше одной кассы?
  • Как чаще всего расплачиваются клиенты — наличными или картой? Понадобится ли на КСО приемник купюр?
  • Много ли товаров пробивает в среднем покупатель?

Примерный сценарий работы КСО поможет определиться, какой вид кассы установить в торговой точке. Кассы самообслуживания бывают напольные и настольные. Посмотрим, в чем разница.

Напольная касса самообслуживания

Это единый комплекс. Все устройства собраны в одну конструкцию, нельзя что-то убрать или добавить, чтобы кастомизировать кассу под нужды магазина. У напольных касс большой сенсорный экран — обычно от 15 до 19 дюймов, с помощью него клиенты контролируют процесс покупки. В кассу встроен сканер штрих-кодов, POS-терминал для приема платежей, фискальный принтер для печати чеков. Касса может быть с весами или без, зависит от того, установлены ли весы в торговом зале и есть ли весовой товар. В зоне самообслуживания могут ставить мебель для сумок и корзин.

Напольные кассы — классический вариант для крупных торговых сетей. В них собран полный набор возможностей для самообслуживания, включая видеонаблюдение и прием наличных. Это увеличивает стоимость кассы (выше называли стоимость около 300 тыс. руб.), которую вряд ли сможет позволить себе малый и средний бизнес. Еще такие кассы довольно громоздкие, для них в магазине нужно выделять отдельную зону.

Вот так выглядит зона самообслуживания в торговой сети. 

Напольная касса самообслуживания

Настольная касса самообслуживания

Это набор оборудования, который устанавливают на мебели или закрепляют на стене. Главное отличие от напольной кассы — устройства не собраны в единый корпус, комплектующие можно выбирать самостоятельно и подстраивать под бюджет и нужды магазина. У настольной кассы есть сенсорный монитор, POS-терминал и принтер для чеков. Сканер может быть встроенным или отдельным (настольным или ручным), наличие весов тоже опциональное. 

В зоне самообслуживания ставят стол или тумбу для сумок и товаров. Для экономии места от мебели можно отказаться, если объемы покупок в магазине невелики. 

Вот как выглядит настольная касса самообслуживания — это один из вариантов комплектов, которые предлагает Маркет. Набор устройств вариативный — компания может выбрать комплектующие в зависимости от функций, которые нужны в торговой точке.

Настольная касса самообслуживания

Кассу самообслуживания от Маркета можно использовать как рабочее место кассира. Например, если в определенные часы клиенты ей не пользуются. И наоборот — рабочее место кассира быстро становится кассой самообслуживания, если работнику нужно поработать в торговом зале или разложить товар на полках.

На фото выше показан комплект за 103 тыс. рублей, потому что большой монитор, хороший объем оперативной памяти и фискальный принтер с высокой скоростью печати чеков. Есть и более бюджетный вариант, который включает в себя POS-терминал, эквайринг, ручной сканер и фискальный принтер, обойдется в 65 тыс. рублей. Это цена за оборудование без кассовой программы.

market

Подключите кассу самообслуживания от Контур.Маркета

Настольная касса самообслуживания не занимает много места и гармонично вписывается в интерьер магазина. Вот пара вариантов, как можно установить кассу, не выделяя большую зону для самообслуживания. 

Касса самообслуживания

Касса самообслуживания

Кассы самообслуживания — это глобальный тренд, который ни в коем случае не стоит игнорировать. Технологии КСО охотно осваивают российские магазины, и не только крупные. Установить кассу самообслуживания даже в небольшом магазине «у дома» вполне реально. И более того — такое решение способствует выходу бизнеса на новый уровень. Технологии КСО помогают оптимизировать занятость персонала в течение дня, победить очереди в часы-пик, привлечь новых покупателей и повысить продажи. Все опасения по поводу воровства и других проблем разбиваются об успешный опыт тех, кто уже пошел по этому пути.

market

Закажите компактную кассу‑трансформер в Контур.Маркете

Используйте как кассу самообслуживания или рабочее место кассира

Александр Харитонов Александр Харитонов Эксперт, менеджер проектов развития Контур.Маркета
Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи