Эмоциональный маркетинг — зачем кафе, барам и ресторанам соцсети — Контур.Маркет

Эмоциональный маркетинг — зачем кафе, барам и ресторанам соцсети

22 декабря 2022

Расскажем, что такое социальные сети, как они влияют на популярность заведения и что нужно, чтобы использовать их себе во благо.  

Цели и задачи 

Социальные сети с их притягивающим внимание фото и видеоконтентом — универсальный инструмент, сочетающий в себе возможность продвижения заведения, шанс говорить с клиентами, получать от них обратную связь и принимать заказы. Диалог с подписчиками важен, но нужно вести этот разговор грамотно и осознанно. Каждый комментарий от имени заведения или шеф-повара должен нести полезную информацию и позитивный посыл. С авторами негативных отзывов необходимо переходить на приватное общение в мессенджерах или по электронной почте.  

Маркетологи, специалисты по PR, рекламе и SMM тоскуют по тем возможностям, которыми пользовались в ныне запрещенных соцсетях. Особенно по «нельзяграму», его профессионалы отрасли в один голос называют идеальной площадкой для продвижения заведений в целом и еды в частности. Ведь человек «ест глазами», а красивая яркая картинка возбуждает аппетит и вселяет желание посетить тот или иной ресторан, заказать понравившееся блюдо, сделать фотографию, похвастаться в сети и собрать вожделенные лайки. Хештег #мирдолжензнатьчтояем — один из самых популярных — только в «нельзяграме» более 2,5 млн публикаций.  

Плюсы и плюшки 

От так называемого «потребительского экстремизма» не застрахован никто и все же плюсов в социальных сетях значительно больше, чем минусов. 

Во-первых, это способ повышения спроса на услуги заведения. 

Во-вторых, демократичность и доступность, то есть прямое взаимодействие с каждым человеком, который побывал в кафе, баре или ресторане и сообщил об этом своим друзьям и подписчикам в соцсетях. 

В-третьих, это оперативность — возможность быстро реагировать как на позитивные, так и на негативные события и во внешнем мире, и в жизни ресторана, и в общении с клиентами. 

Ещё это повышение узнаваемости и популярности — чем чаще появляются публикации с названием и фирменным хештегом заведения, тем оно больше выделяется среди конкурентов. И здесь нужно помнить о грамотном общении с гостями, мотивировать их на активность в соцсетях. Организовывать акции и конкурсы. Например на лучшую фотографию или самый красочный отзыв. В екатеринбургском ресторане «Гастроли» так регулярно дарят посетителям завтраки за красивые фото. 

Сети и подписчики 

По данным исследований платформы управления соцсетями Hootsuite средний платежеспособный россиянин в возрасте от 25 до 44 лет проводит в соцсетях почти 2,5 часа в сутки. И мало у кого из них всего одна страница. Чаще имеет место многоканальность, а человек дублирует размещаемую информацию. Ведь в разных соцсетях у него может быть разная аудитория. Рассмотрим, чем конкретно может быть полезна каждая сеть. 

«ВКонтакте» — после введения санкций и ограничений для иностранных соцсетей, это, одна из самых популярных соцсетей в России. Каждый день ее посещают 52% российских интернет-пользователей. «ВКонтакте» называет себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». В апреле 2022 года ежедневная аудитория платформы в России составила 47,2 млн человек. Ежемесячная российская аудитория 73,4 млн. При этом ежемесячный охват рунета достигает 84%. Общая месячная аудитория «ВКонтакте» во всех странах составляет 100 млн пользователей. 

«Одноклассники» — гарантированно работающий способ для общения с возрастной аудиторией. Человек из этой соцсети скорее консерватор, но ведь и консерваторы ходят в рестораны и любят поесть. 

YouTube — за счет видеоконтента дает возможность познакомить пользователей с живой жизнью ресторана. Показать закулисье, обычно скрытое от глаз простого человека. Создает эффект присутствия и погружает в реальную жизнь заведения. Для шеф-повара это возможность поделиться с подписчиками какими-то секретами, показать в деталях, как готовится то или иное блюдо, а при необходимости организовать мастер-классы. Не случайно так популярны кулинарные шоу Джейми Оливера, Гордона Рамзи, Константина Ивлева и Рената Агзамова. Вспомним и телесериалы вроде отечественной «Кухни» или американского «Медведя». 

Instagram* — яркая, гламурная и креативная, одна из самых любимых платформ для ресторанов. Как отмечают профессионалы отрасли, фото и сторис продолжают привлекать даже в режиме ограничений. 

Анна Шашева
Маркетолог 

По опыту, всё еще отлично работает Instagram*. Там есть возможность создавать эстетический и визуально привлекательный контент на регулярной основе, общаться с гостями, создавать вовлеченность, не только сочными картинками новинок из меню, но и конкурсами. Напоминать о себе, в том числе через пользовательский контент — упоминания и репосты. К этому я бы добавила коллаборации и интеграции в каналы и подборки. И это могут быть не только социальные медиа, но и мессенджеры и привычные городские медиа, их сайты и рассылки.

Facebook* — соцсеть входит в пятерку самых посещаемых на планете. В отличие от Instagram* здесь главную роль играют не яркие картинки, а тексты. Пользователи более предрасположены к диалогу, а значит, охотнее дают обратную связь, так необходимую для любого бизнеса. 

Светлана Щавелева
Автор телеграм-канала о еде FoodAndOtherStuff 

После введения запретов органические охваты Instagram* и Facebook* упали примерно на 25 — 35%. Лично меня расстраивает невозможность работать с таргетированной рекламой в этих соцсетях: это было увлекательно, эффективно и оптимально по стоимости. Мы часто за счет таргета продавали билеты на различные ужины в ресторане в два счета. Теперь приходится больше работать с email-рассылками, c пуш-уведомлениями в рамках бонусных программ, напрямую с гостями и так далее. 

Twitter** — сеть ориентирована на обмен короткими сообщениями, не более 280 символов в тексте, а если это аудио или видео — не более 140 секунд. Тем не менее, это тоже способ общения с гостями. Можно рассказывать о новых блюдах в меню, специальных или сезонных предложениях от шеф-повара, акциях и конкурсах. В Twitter пользователи комментируют сообщения едва ли не активнее, чем в Facebook*. 

TikTok*** — сервис для создания и просмотра коротких видео, ставший одним из самых быстрорастущих и скачиваемых приложений в мире. Пользуется наибольшей популярностью у молодежи, в том числе у детской аудитории, которая с удовольствием скачивает и репостит веселые музыкальные видео. А значит — это удобная площадка для продвижения специальных предложений для детей: праздников, конкурсов и кулинарных мастер-классов. 

Telegram — мессенджер, в сложившихся обстоятельствах выполняющий роль социальной сети. После введения запретов и ограничений многие, если не все, «переехали» в Telegram и теперь ведут там свои каналы. Он объединяет в себе достоинства ФБ, «нельзяграма» и старого доброго «Живого Журнала», так что более чем годится для продвижения кафе, баров и ресторанов. Рецепт успеха — яркий контент и интерактивность. Чтобы стать заметным и состояться в Telegram, можно договориться о партнерстве с популярными каналами, в том числе регионального, а не федерального масштаба, например KAK_est_daily, GourmetClubEkb и FoodAndOtherStuff.

Светлана Щавелева
Автор телеграм-канала о еде FoodAndOtherStuff 

Какая соцсеть наиболее эффективна для продвижения ресторанов и кафе? На мой взгляд, нет универсального совета. Очень многое зависит от аудитории проекта. Понятно, что для модного гастробара — это Instagram*, а например, для грузинского заведения, которое успешно работает уже десятый год и с основной целевой аудиторией 45+ это может быть и сообщество «ВКонтакте», и даже в «Одноклассниках», или формальное присутствие во всех соцсетях, чтобы гости просто время от времени видели, что вы есть. 

Фишки и контент  

Что должно быть в аккаунте заведения общепита: 

  • Меню с внятным описанием блюд и хорошими иллюстрациями.  
  • «Кто есть кто» — портреты шеф-повара, су-шефа, команды поваров, официантов и хостес.  
  • Ясная навигация для брони столиков. 
  • Информация об акциях, розыгрышах, конкурсах, мастер-классах и бонусной программе для постоянных клиентов.  
  • Возможность обратной связи с гостями. 

Кафе, бар или ресторан предоставляют своим гостям не только возможность вкусно поесть и отдохнуть, но и получить мощный заряд положительных эмоций. То есть продают и подают хорошее настроение. 

Такой маркетинг называется эмоциональным. А значит здесь необходим и необычайно важен «вау-эффект». Это может быть знаменитый шеф-повар, который регулярно выходит в зал и лично приветствует гостей. А может быть то, что маркетологи называют «инстаграмным» блюдом — когда гость впечатлен настолько, что фотографирует блюдо и выкладывает в сеть. 

Еще привлекает уникальный набор фирменных блюд — в екатеринбургском ресторане «БАРБОРИС», например, представлены домашние рецепты семьи первого президента России: салат «Нежность», голубцы в сметанном соусе, пельмени из щуки и черемуховый торт от Наины Иосифовны Ельциной. 

Лилия Низамова
Создатель телеграм-канала о ресторанах GourmetClubEkb 

В «Большом Грузинском» есть огромный джамбо-чебурек. Если люди его закажут, то обязательно выложат фотографии с ним в сеть, потому что это эффектно. Другой человек увидит его в соцсетях и тоже обязательно закажет. Тоже самое с паста-шоу. В ресторане Carbonara есть паста, которая подается в голове итальянского сыра. В пиццериях в «Синара Центре» и «Ельцин Центре» так делали фетучини со сливками и черным трюфелем. 

Фотографии блюд выкладывают в соцсети чаще всего. Разглядывая галерею, будущий гость сможет выбрать, чем ему полакомиться при посещении ресторана, а постоянный клиент заметит новинки, которые шеф-повар добавил в меню. 

Отзывы и фотографии клиентов — это та самая обратная связь и привлечение гостя к «раскрутке» заведения. Как правило, когда человек делает такую публикацию, он отмечает профиль ресторана или ставит хештег. Благодаря этому в сети по ссылкам можно найти множество упоминаний о заведении. За фото и отзывы рестораны иногда поощряют «комплиментами от шеф-повара». Большая вероятность, что про такой «комплимент» человек снова напишет в соцсетях, повышая интерес к ресторану. 

Информация о заведении тоже не помешает на страничке в соцсетях. Беспроигрышный ход — придумать для ресторана легенду. Это могут быть факты из биографии владельца или шеф-повара: «...готовить любит с детства, а первое блюдо придумал на бабушкиной кухне, когда ему было всего 5 лет...». Или может быть история здания, в котором располагается ресторан: «...здесь в XIX веке была первая кондитерская в нашем городе, где делали печатные пряники и мармелад, а теперь здесь мы делаем для вас имбирное печенье и торты...». Люди любят сказки, и это замечательная возможность подарить им еще одну. 

Сообщения о розыгрышах и акциях — еще один способ привлечения и удержания гостей. Когда человек раз за разом возвращается в заведение, он становится постоянным клиентом. И здесь начинается новая история взаимоотношений с ним. Ресторан может предложить ему клубную карту, чтобы получать дополнительные бонусы. Например, скидку на капсульную коллекцию вина или кофе на завтрак в подарок. 

По мнению Лилии Низамовой, в наше время обычная картинка с красивым блюдом уже не привлечет внимания, нужен креатив. Для этого и трудятся специалисты по SMM. Светлана Щавелева предостерегает от того, чтобы постить скриншоты переписок с гостями, которые остались чем-то недовольны. Нужно следить за тональностью, которой придерживается бренд в коммуникации.  

Светлана Щавелева
Автор телеграм-канала о еде FoodAndOtherStuff 

Социальные сети не работают отдельно от ресторана. Ты можешь заманивать хоть чем, от бесплатной еды до двойных баллов на карту. Но если в ресторане невкусно и плохой сервис, то труды специалиста по продвижению напрасны. Если в заведении все отлично и ему просто нужно выстраивать правильный диалог со своей аудиторией, то здесь все средства хороши: и новости, и акции, и розыгрыши, и смешные рилзы, и классные фотографии, и интересные, уникальные или смешные тексты. Но главное — это любить проект, с которым работаешь, погружаться в его жизнь, рассказывать с интересом. Формальное выкладывание картинок и заметок всегда видно и никому неинтересно. 

Анна Шашева искренне убеждена, что продвижение получается в том случае, когда работа, в том числе с соцсетями и аудиторией, ведется от души и в удовольствие.

Анна Шашева
Маркетолог 

Не одними соцсетями ограничиваются каналы привлечения. Есть Яндекс Директ, Яндекс Бизнес и ВК, если говорить о платном трафике. И «сарафанное радио» с отзывами — отличный инструмент. В сетях делиться можно и внутренней кухней, когда соцсети открывают для гостей не двери заведения, но ваш подход к работе, отношение к клиентам и бизнесу. Круто, если вы находите свой стиль, который максимально созвучен аудитории. Все остальное «для трендов, для галочки» быстро считывается. Пусть это будут не идеальные картинки, но они покажут ваш путь, команду, заведение и теплое отношение к своему делу. 

*Instagram и Facebook принадлежат корпорации Meta, организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

**По данным Роскомнадзора, соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ с марта 2022 года.

***TikTok 6 марта 2022 года запретил российским пользователям загружать видео, проводить прямые эфиры, а также просматривать рекламу в приложении, видео и аккаунты пользователей из других стран. 

Ваше заведение может автоматизировать работу с системой лояльности гостей, а еще учет ингредиентов и блюд. Попробуйте Контур.Маркет для общепита. 

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи