Как улучшить качество обслуживания на кассе — Контур.Маркет — СКБ Контур

Как улучшить качество обслуживания на кассе

28 декабря 2022 608

Кассир — лицо магазина. Рассказываем, как сделать это лицо привлекательным, что входит в стандарты обслуживания покупателей и какие изменения в работе кассиров приведут к росту продаж.

Мария Кустович Автор Контур.Маркета

Что такое стандарты обслуживания покупателей

Стандарт обслуживания покупателей — свод общих правил для продавцов. Он регулирует взаимоотношения:

  • между продавцом и покупателем — снижает вероятность конфликта, помогает кассиру быстрее провести покупку, проявить заботу и повысить лояльность посетителя;
  • между продавцом и руководителем — уменьшает количество разногласий о методах обслуживания и подсчете зарплаты. 

Магазин составляет документ с правилами обслуживания покупателей. Он содержит исчерпывающую информацию о работе кассира: от формы одежды до конкретных диалогов с посетителями. Стандарт обслуживания обновляется одновременно с другими документами, например со стратегией развития компании. Так у сотрудников будет то же понимание имиджа и целей предприятия, что и видение руководителей.

Стандарт обеспечивает одинаковый уровень обслуживания покупателей во всех магазинах сети, что также повышает лояльность клиентов. Люди знают: в любой торговой точке этого бренда их обслужат одинаково хорошо. 

Когда у продавцов и кассиров на руках точное описание рабочих процессов и требований, им проще избежать ошибок, которые ведут к снижению продаж. Это особенно важно, если зарплата продавцов напрямую зависит от того, насколько выполнен план. Поэтому в стандарте, помимо общих правил, нужно перечислить условия оплаты труда: как рассчитывается зарплата, за что сотрудник получает поощрение или штраф, в каком размере.  

Не стоит путать стандарты работы с должностной инструкцией. Цели у этих документов разные. 

Должностная инструкция — о правах и обязанностях сотрудника, а не о том, как оставить у покупателя наилучшее впечатление о магазине. В инструкции содержится информация о категории сотрудника, предъявляемых к нему квалификационных требованиях, о том, кто может назначать человека на данную должность и снимать с нее. 

Стандарты рассказывают о том, как быть образцовым кассиром и приносить компании максимум пользы. 

Какие аспекты работы кассира влияют на качество обслуживания

Основных аспектов два: скорость обслуживания и доброжелательность. Оба показателя напрямую влияют на прибыль магазина, при этом они взаимозависимы. Хорошее отношение кассира может скрасить ожидание в очереди, и человек уйдет из магазина с приятным «послевкусием», даже если пришлось постоять. Рассмотрим подробнее эти и другие параметры работы кассира. 

Доброжелательность. Покупатели могут забыть о том, что им пришлось постоять в очереди, если кассир пообщался с ними по-человечески: с улыбкой, искренним приветствием, уточняющими вопросами, благодарностью за посещение магазина, пожеланием хорошего дня. Если же кассир действует машинально, не выстраивая диалог, то впечатление от магазина останется плохим — даже если покупатель нашел нужный товар и не стоял в очереди ни минуты. 

Если покупатель не получил свою порцию доброжелательности на кассе, то работа всего остального персонала магазина обесценивается. 

Человек запоминает первое и последнее. Оплата товара на кассе — заключительный этап покупки, поэтому именно он характеризует весь визит в магазин. От того, как кассир общается с посетителем, зависит настроение покупателя, его отношение к конкретному магазину и к бренду в целом.

Скорость. Чтобы не задерживать посетителя, кассиру нужно хорошо знать, как работает оборудование, как провести нужную операцию в кассовой программе и с какой стороны на товаре находится штрихкод. Кассир делает все, чтобы очередь двигалась быстрее, и при необходимости вызывает коллегу, чтобы открыть еще одну кассу.

Отношение к покупателю. Важен и достоин уважения каждый посетитель магазина, независимо от суммы покупки, выбранных товаров, его внешнего вида, стиля общения и настроения. Кассир общается со всеми покупателями одинаково вежливо.

Внимательность. Кассир должен следить за тем, весь ли товар выложил покупатель на ленту. Если он заметил что-то в корзине, тележке, коляске, у ребенка в руках, он спокойно сообщает об этом покупателю, без ноток упрека в голосе. Кроме этого, кассир следит за тем, чтобы посетитель забрал все свои покупки и не забыл в кассовой зоне мелкие товары и чек.

Забота. В большинстве розничных магазинов, особенно продуктовых, кассир — единственный сотрудник, которому покупатель может задать вопрос. Задача кассира — вежливо на него ответить или позвать на помощь коллегу. Не стоит оставлять покупателя наедине с вопросом или проблемой.

Форма. Перед выходом в торговый зал кассир проверяет свой внешний вид, чтобы всегда выглядеть опрятно. Если магазин предоставил фирменную форму, она должна быть чистой и выглаженной. Хорошо, если у кассира всегда есть значок или бейдж с именем. 

Порядок на кассе и в прикассовой зоне. Чистота ленты и места, куда отправляются товары после сканирования штрихкода, тоже относятся к зоне ответственности кассира. Перед началом работы он проверяет, есть ли рядом всё необходимое для поддержания порядка. В течение смены кассир следит за тем, чтобы на кассе не копились пустые корзины, выложенные покупателями товары, забытые вещи.

Работа с кассовым аппаратом. Кассиру нужно довести до автоматизма рутинные действия по обращению с кассой и кассовой программой. Его не должно ставить в тупик желание покупателя вернуть товар или отменить лишнюю покупку. 

market

Узнайте о возможностях кассовой программы

Как повысить качество работы кассиров

Дадим четыре совета, которые помогут повысить уровень обслуживания, лояльность посетителей и продажи в магазине.

Регулярно оценивайте работу сотрудников на кассах

Три надежных способа проверить качество обслуживания покупателей и выявить недоработки и проблемы на ранней стадии:

  • невключенное наблюдение — смотрите, как работают кассиры, фиксируйте недочеты; 
  • тайные покупатели — наймите людей, которые будут проверять работу кассиров под видом обычного клиента;
  • терминал обратной связи — предлагайте покупателям оценить обслуживание, например, по шкале от 1 до 10, и ответить на несколько закрытых вопросов.

Пропишите сценарии общения с покупателями

Изложите в стандарте обслуживания всю последовательность действий кассира при взаимодействии с покупателем. Предложите сотрудникам конкретные фразы, которые помогут предотвратить конфликт и решить вопросы в пользу покупателя. Эти правила и подсказки помогут кассиру избежать неприятных ситуаций и повысить лояльность посетителей.

Что важно сообщить или спросить у покупателя на кассе:

Как пользоваться системой лояльности: 7 шагов к прибыли

  • нужен ли пакет;
  • каким способом будет оплата, по карте или наличными;
  • предложите сопутствующие товары, чтобы увеличить выручку за счет допродаж;
  • уточните, подключен ли клиент к системе лояльности, если нет — предложите внести его контакты в базу.

Добавьте скрытые кнопки вызова 

Даже если кассы всего две и торговый зал небольшой, следует установить на рабочем месте кассира кнопки вызова, чтобы сотруднику не нужно было громко призывать старшего кассира или администратора. Кнопки помогут кассиру:

  • вызвать коллегу, чтобы открыть еще одну кассу и ускорить обслуживание покупателей;
  • вызвать старшего кассира, если нужна помощь, например с отменой или возвратом покупки;
  • вызвать охранника, если посетитель ведет себя агрессивно.

Обновите кассовое оборудование и ПО

Вежливость не поможет кассиру быстрее провести оплату — для этого нужна современная касса с удобной кассовой программой. Например, Контур.Маркет Касса умеет принимать смешанные платежи, когда покупатель может заплатить часть суммы по карте, а часть наличными деньгами. 

Чем быстрее работает касса, чем удобнее и проще интерфейс кассовой программы, тем больше времени и внимания кассир может уделить общению с покупателем — а значит, повышению лояльности и росту продаж в вашем магазине.

Контур.Маркет предлагает готовые комплекты для продуктовой и непродуктовой розницы, общепита и сферы услуг. Если вашему бизнесу менее 3 месяцев, смотрите комплекты по спеццене

market

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Мария Кустович Автор Контур.Маркета
Статьи, кейсы и видео – полезный дайджест два раза в месяц
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи, кейсы и видео – полезный дайджест два раза в месяц
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи