Как улучшить качество обслуживания на кассе — Контур.Маркет

Как улучшить качество обслуживания на кассе

28 декабря 2022 1

Кассир — лицо магазина. Рассказываем, как сделать это лицо привлекательным, что входит в стандарты обслуживания покупателей и какие изменения в работе кассиров приведут к росту продаж.

Мария Кустович Автор Контур.Маркета

Что такое стандарты обслуживания покупателей

Стандарт обслуживания покупателей — свод общих правил для продавцов. Он регулирует взаимоотношения:

  • между продавцом и покупателем — снижает вероятность конфликта, помогает кассиру быстрее провести покупку, проявить заботу и повысить лояльность посетителя;
  • между продавцом и руководителем — уменьшает количество разногласий о методах обслуживания и подсчете зарплаты. 

Магазин составляет документ с правилами обслуживания покупателей. Он содержит исчерпывающую информацию о работе кассира: от формы одежды до конкретных диалогов с посетителями. Стандарт обслуживания обновляется одновременно с другими документами, например со стратегией развития компании. Так у сотрудников будет то же понимание имиджа и целей предприятия, что и видение руководителей.

Стандарт обеспечивает одинаковый уровень обслуживания покупателей во всех магазинах сети, что также повышает лояльность клиентов. Люди знают: в любой торговой точке этого бренда их обслужат одинаково хорошо. 

Когда у продавцов и кассиров на руках точное описание рабочих процессов и требований, им проще избежать ошибок, которые ведут к снижению продаж. Это особенно важно, если зарплата продавцов напрямую зависит от того, насколько выполнен план. Поэтому в стандарте, помимо общих правил, нужно перечислить условия оплаты труда: как рассчитывается зарплата, за что сотрудник получает поощрение или штраф, в каком размере.  

Не стоит путать стандарты работы с должностной инструкцией. Цели у этих документов разные. 

Должностная инструкция — о правах и обязанностях сотрудника, а не о том, как оставить у покупателя наилучшее впечатление о магазине. В инструкции содержится информация о категории сотрудника, предъявляемых к нему квалификационных требованиях, о том, кто может назначать человека на данную должность и снимать с нее. 

Стандарты рассказывают о том, как быть образцовым кассиром и приносить компании максимум пользы.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Какие аспекты работы кассира влияют на качество обслуживания

Основных аспектов два: скорость обслуживания и доброжелательность. Оба показателя напрямую влияют на прибыль магазина, при этом они взаимозависимы. Хорошее отношение кассира может скрасить ожидание в очереди, и человек уйдет из магазина с приятным «послевкусием», даже если пришлось постоять. Рассмотрим подробнее эти и другие параметры работы кассира. 

Доброжелательность. Покупатели могут забыть о том, что им пришлось постоять в очереди, если кассир пообщался с ними по-человечески: с улыбкой, искренним приветствием, уточняющими вопросами, благодарностью за посещение магазина, пожеланием хорошего дня. Если же кассир действует машинально, не выстраивая диалог, то впечатление от магазина останется плохим — даже если покупатель нашел нужный товар и не стоял в очереди ни минуты. 

Если покупатель не получил свою порцию доброжелательности на кассе, то работа всего остального персонала магазина обесценивается. 

Человек запоминает первое и последнее. Оплата товара на кассе — заключительный этап покупки, поэтому именно он характеризует весь визит в магазин. От того, как кассир общается с посетителем, зависит настроение покупателя, его отношение к конкретному магазину и к бренду в целом.

Скорость. Чтобы не задерживать посетителя, кассиру нужно хорошо знать, как работает оборудование, как провести нужную операцию в кассовой программе и с какой стороны на товаре находится штрихкод. Кассир делает все, чтобы очередь двигалась быстрее, и при необходимости вызывает коллегу, чтобы открыть еще одну кассу.

Отношение к покупателю. Важен и достоин уважения каждый посетитель магазина, независимо от суммы покупки, выбранных товаров, его внешнего вида, стиля общения и настроения. Кассир общается со всеми покупателями одинаково вежливо.

Внимательность. Кассир должен следить за тем, весь ли товар выложил покупатель на ленту. Если он заметил что-то в корзине, тележке, коляске, у ребенка в руках, он спокойно сообщает об этом покупателю, без ноток упрека в голосе. Кроме этого, кассир следит за тем, чтобы посетитель забрал все свои покупки и не забыл в кассовой зоне мелкие товары и чек.

Забота. В большинстве розничных магазинов, особенно продуктовых, кассир — единственный сотрудник, которому покупатель может задать вопрос. Задача кассира — вежливо на него ответить или позвать на помощь коллегу. Не стоит оставлять покупателя наедине с вопросом или проблемой.

Форма. Перед выходом в торговый зал кассир проверяет свой внешний вид, чтобы всегда выглядеть опрятно. Если магазин предоставил фирменную форму, она должна быть чистой и выглаженной. Хорошо, если у кассира всегда есть значок или бейдж с именем. 

Порядок на кассе и в прикассовой зоне. Чистота ленты и места, куда отправляются товары после сканирования штрихкода, тоже относятся к зоне ответственности кассира. Перед началом работы он проверяет, есть ли рядом всё необходимое для поддержания порядка. В течение смены кассир следит за тем, чтобы на кассе не копились пустые корзины, выложенные покупателями товары, забытые вещи.

Работа с кассовым аппаратом. Кассиру нужно довести до автоматизма рутинные действия по обращению с кассой и кассовой программой. Его не должно ставить в тупик желание покупателя вернуть товар или отменить лишнюю покупку. 

Выгодная рассрочка на кассу, Контур.Маркет, ОФД и ФН

Как повысить качество работы кассиров

Дадим четыре совета, которые помогут повысить уровень обслуживания, лояльность посетителей и продажи в магазине.

Регулярно оценивайте работу сотрудников на кассах

Три надежных способа проверить качество обслуживания покупателей и выявить недоработки и проблемы на ранней стадии:

  • невключенное наблюдение — смотрите, как работают кассиры, фиксируйте недочеты; 
  • тайные покупатели — наймите людей, которые будут проверять работу кассиров под видом обычного клиента;
  • терминал обратной связи — предлагайте покупателям оценить обслуживание, например, по шкале от 1 до 10, и ответить на несколько закрытых вопросов.

Пропишите сценарии общения с покупателями

Изложите в стандарте обслуживания всю последовательность действий кассира при взаимодействии с покупателем. Предложите сотрудникам конкретные фразы, которые помогут предотвратить конфликт и решить вопросы в пользу покупателя. Эти правила и подсказки помогут кассиру избежать неприятных ситуаций и повысить лояльность посетителей.

Что важно сообщить или спросить у покупателя на кассе:

Как пользоваться системой лояльности: 7 шагов к прибыли

  • нужен ли пакет;
  • каким способом будет оплата, по карте или наличными;
  • предложите сопутствующие товары, чтобы увеличить выручку за счет допродаж;
  • уточните, подключен ли клиент к системе лояльности, если нет — предложите внести его контакты в базу.

Добавьте скрытые кнопки вызова 

Даже если кассы всего две и торговый зал небольшой, следует установить на рабочем месте кассира кнопки вызова, чтобы сотруднику не нужно было громко призывать старшего кассира или администратора. Кнопки помогут кассиру:

  • вызвать коллегу, чтобы открыть еще одну кассу и ускорить обслуживание покупателей;
  • вызвать старшего кассира, если нужна помощь, например с отменой или возвратом покупки;
  • вызвать охранника, если посетитель ведет себя агрессивно.

Обновите кассовое оборудование и ПО

Вежливость не поможет кассиру быстрее провести оплату — для этого нужна современная касса с удобной кассовой программой. Например, Контур.Маркет Касса умеет принимать смешанные платежи, когда покупатель может заплатить часть суммы по карте, а часть наличными деньгами. 

Чем быстрее работает касса, чем удобнее и проще интерфейс кассовой программы, тем больше времени и внимания кассир может уделить общению с покупателем — а значит, повышению лояльности и росту продаж в вашем магазине.

Контур.Маркет предлагает готовые комплекты для продуктовой и непродуктовой розницы, общепита и сферы услуг. Если вашему бизнесу менее 3 месяцев, смотрите комплекты по спеццене

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Мария Кустович Автор Контур.Маркета
Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи