Хочу открыть кафе. С чего начать? — Контур.Маркет — СКБ Контур

Хочу открыть кафе. С чего начать?

Анна поделилась, как запускала свою кофейню в Екатеринбурге. Оказалось, что открыться — не самое сложное. Гораздо труднее наладить все процессы внутри своего маленького бизнеса. Расскажем, как начать, что может пойти не так и как этого избежать.

1. Выбираем формат заведения

Анна влюблена в кофе и хорошо разбирается в нем. Поэтому задумала именно кофейню с напитками навынос, парой столиков и барной стойкой с местами для гостей.

Кофейня, стритфуд, ресторан, закусочная… ИП может открыть любое заведение общепита, если не планирует предлагать крепкий алкоголь. Для продаж крепкого нужно открыть юрлицо, приобрести лицензию в региональном отделении Росалкогольрегулирования и вести отчетность в ЕГАИС и ФСРАР.

Анна оформила ИП. В качестве основного вида деятельности выбрала «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», он подходит и для кафе (код по ОКВЭД 56.10).

Платить налоги Анна решила по патенту (ПСН). На патенте можно работать общепиту с площадью помещения 50 м² и меньше. Узнать о других системах налогообложения и посчитать, что выгоднее.

2. Получаем разрешительные документы

Работу заведений общепита регулирует Роспотребнадзор. Анна прочитала, что открытие происходит в уведомительном порядке: открываешься, отправляешь уведомление в Роспотребнадзор (скачать бланк) и в региональное отделение МЧС (скачать бланк), затем ждешь проверку. То есть варить кофе и радовать клиентов можно, не дожидаясь ответа от инстанций.

Поначалу так и хотела сделать. Однако подготовка к открытию затянулась из-за ремонта, поиска бариста, закупки расходников и посуды. Поэтому Анна решила запустить сбор документов параллельно и действовала так.

1) Изучила основные требования для точек общепита:

2) Уточнила у собственника помещения (арендодателя), какие документы уже есть. 

В наличии были:

  • план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции;
  • технологический проект привязки оборудования к электричеству, воде, канализации; 
  • договоры о дезинфекции и вывозе мусора.

3) Обратилась в компанию, которая собирает необходимые документы на условиях аутсорсинга. Это сэкономило десятки часов рабочего времени и обошлось в 20 тысяч рублей. 

Что делать, если решили собирать весь пакет самостоятельно? Полный перечень документов и процедура их получения не прописаны в едином документе. Отчасти потому, что согласования и разрешения нужно получать в разных службах. 

Поэтому рекомендуем связаться с Роспотребнадзором вашего региона. Требования отличаются и зависят от типа заведения (закусочная, столовая, кафетерий, бар), от особенностей вашего помещения, от меню и рассадки гостей. 

Задайте вопросы не только о документах, но и как подготовиться к проверкам. 

Что могут проверить представители различных инстанций:  

  • Договоры на услуги по вывозу мусора, дезинфекции, дератизации, стирки (например, столового текстиля, фартуков, униформы);
  • Санитарные книжки сотрудников, которые имеют дело с продуктами питания;
  • План производственного контроля и график лабораторных исследований;
  • Технологические карты блюд, входящих в меню;
  • График уборки;
  • Наличие туалета для сотрудников (это обязательно) и для гостей (нужно, если гости принимают пищу в заведении);  
  • Сроки годности продуктов и условия хранения;
  • Уголок потребителя;
  • Журнал проверок представителей контролирующих органов;
  • Согласование тревожной кнопки с полицией;
  • Вентиляцию и другие инженерные системы, в том числе пожарную и план эвакуации.

Что делать, если открываетесь в помещении, где уже была точка общепита? Уточните у арендодателя, какие есть документы для предъявления инспекции при проверке. 

Если сомневаетесь, что помещение по всем параметрам подходит для вашего заведения, закажите экспертизу в Роспотребнадзоре. Он выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности. Регламент по предоставлению этой услуги описан в Приказе Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (в ред. от 22.07.2016).

4) Анна сама оформила уголок потребителя. Этого понятия нет в нормативных актах, уголком потребителя принято называть стенд с информацией о заведении, которая отвечает требованиям ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей. 

Что разместить на стенде:

  • Режим работы и контакты заведения;
  • Прайс на блюда, если у вас нет других способов сообщить гостям о меню и ценах;
  • Копию свидетельства о госрегистрации;
  • Если продаете алкоголь, копию лицензии;
  • Книгу отзывов и предложений (п. 8 ст. 1 Постановления Правительства РФ № 1036 от 15.08.97);
  • Закон РФ № 2300-I о защите прав потребителей от 07.02.1992;
  • Постановление Правительства РФ № 1036 от 15.08.97 с правилами оказания услуг общественного питания;
  • Список и контакты контролирующих органов, журнал проверок с отметками этих ведомств. 

5) Анна прошла медосмотр у нескольких специалистов и получила медицинскую книжку в своей поликлинике. Это обязательный документ для работников общепита, подтверждающий, что здоровье соответствует санитарным требованиям (Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 о личной медицинской книжке и санитарном паспорте). 

3. Выбираем программу для учета ингредиентов и блюд 

Анна пропустила этот шаг. И напрасно. Поняла она это уже после запуска кофейни. 

Видеть выручку помогала касса, взятая напрокат. А для учета закупок, ингредиентов и продаж у Анны были разлинованный журнал и калькулятор. Когда нашелся бариста, Анна перестала работать за стойкой и судить о продажах приходилось по записям, сделанным чужой рукой. 

В обоих случаях Анна не видела полно и четко, как у нее дела. Закупала ингредиенты на глазок, считала остатки вручную, верила на слово, сколько продано со скидкой или без. 

Анна нашла недорогое решение, чтобы автоматизировать учет и не тратить силы на рутину. Приобрела учетный сервис сразу с кассой. Так получилось выгоднее и проще, потому что всё в одном: кассовая программа, учет ингредиентов, аналитика, а потом и работа со столиками пригодилась, когда открыла вторую кофейню побольше.

Автоматический учет ингредиентов, блюд и расходников

Сервис Контур.Маркет помогает эффективно управлять заведением, работать со столами, контролировать сотрудников, развивать лояльность клиентов.

Узнать подробнее

Читайте статьи по теме:

Как выбрать кассу для кофейни, стрит- и фастфуда

Как ресторану или кафе запустить онлайн‑продажи за один день


Заведения общепита отчитываются перед государством за алкоголь, который продает или использует в блюдах. У Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) разные требования к учету крепкого и слабого спиртного. А еще два способа контроля: ежедневный учет в ЕГАИС и ежеквартальный прием деклараций. Расскажем, как работать с алкоголем в общепите, чтобы не лишиться лицензии и не получить штраф.

Если предприятию нужна касса, ее можно купить или взять в аренду. Кажется, это выгоднее сезонному бизнесу, когда касса нужна всего на несколько месяцев в году. Или микрокомпаниям, у которых нет всей суммы для покупки кассового комплекта. Посчитаем затраты на то и другое и расскажем, только ли касса вам нужна.

Единый налог на вмененный доход перестанет существовать с января 2021 года. Правила применения вменёнки прописаны в Главе 26.3 Налогового кодекса РФ. Глава утратит силу с началом 2021 года, и к этому времени предпринимателям нужно сменить ЕНВД на другой режим. Эксперты Контур.Маркета помогут разобраться в разных системах налогообложения и подсчитать, что выгоднее.

Чтобы переждать карантин с пользой для своего ресторана домашней кухни, Ирина узнала условия Яндекс.Еды, Delivery Club и подключилась к агрегатору. Начали приходить онлайн-заказы, доставку агрегатор взял на себя. Бизнес выжил, но Ирина поняла, что пора делать свою доставку. Расскажем о плюсах и минусах обоих способов.

Во время «карантина» спрос на доставку еды и полуфабрикатов вырос на 15-20 %. Заведения общепита создают интернет-витрины, чтобы их бизнес не терял прибыль и продолжал работу в период ограничений. Узнайте, что можно, что нельзя и как организовать торговлю навынос.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.