Анна поделилась, как запускала свою кофейню в Екатеринбурге. Оказалось, что найти помещение для кафе и открыться — не самое сложное. Гораздо труднее наладить все процессы внутри своего маленького бизнеса. Расскажем, что нужно, чтобы открыть кафе с нуля, что может пойти не так и как этого избежать.
Содержание
Выбираем формат заведения
Анна влюблена в кофе и хорошо разбирается в нем. Поэтому задумала открыть именно маленькое кафе с напитками навынос, парой столиков и барной стойкой с местами для гостей.
Открыть с нуля кафе, стритфуд, ресторан, закусочную… ИП может запустить любое заведение общепита, если не планирует предлагать крепкий алкоголь. Для продаж крепкого нужно открыть юрлицо, приобрести лицензию в региональном отделении Росалкогольрегулирования и вести отчетность в ЕГАИС и ФСРАР.
Анна оформила ИП. В качестве основного вида деятельности выбрала «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», он подходит и для кафе (код по ОКВЭД 56.10).
Платить налоги Анна решила по патенту (ПСН). На патенте можно работать общепиту с площадью помещения 50 м² и меньше.
Узнать о других системах налогообложения и посчитать, что выгоднее
Получаем разрешительные документы для кафе
Работу заведений общепита регулирует Роспотребнадзор. Анна прочитала, что открытие кафе или ресторана с нуля происходит в уведомительном порядке: открываешься, отправляешь уведомление в Роспотребнадзор (скачать бланк) и в региональное отделение МЧС (скачать бланк), затем ждешь проверку. То есть варить кофе и радовать клиентов можно, не дожидаясь ответа от инстанций.
Поначалу так и хотела сделать. Однако подготовка к открытию затянулась из-за ремонта, поиска бариста, закупки расходников и посуды. Поэтому Анна решила запустить сбор документов параллельно и действовала так.
- Изучила основные требования для точек общепита:
- Уточнила у собственника помещения (арендодателя), какие документы уже есть. В наличии были:
- план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции;
- технологический проект привязки оборудования к электричеству, воде, канализации;
- договоры о дезинфекции и вывозе мусора.
- Обратилась в компанию, которая собирает необходимые документы на условиях аутсорсинга. Это сэкономило десятки часов рабочего времени и обошлось в 20 тысяч рублей.
Что делать, если открываетесь в помещении, где уже была точка общепита?
Уточните у арендодателя, какие есть документы для предъявления инспекции при проверке.
Поэтому рекомендуем связаться с Роспотребнадзором вашего региона. Требования отличаются и зависят от типа заведения (закусочная, столовая, кафетерий, бар), от особенностей вашего помещения, от меню и рассадки гостей.
Задайте вопросы не только о документах для кафе, но и как подготовиться к проверкам после открытия.
Что могут проверить представители различных инстанций:
- Договоры на услуги по вывозу мусора, дезинфекции, дератизации, стирки (например, столового текстиля, фартуков, униформы);
- Санитарные книжки сотрудников, которые имеют дело с продуктами питания;
- План производственного контроля и график лабораторных исследований;
- Технологические карты блюд, входящих в меню;
- График уборки;
- Наличие туалета для сотрудников (это обязательно) и для гостей (нужно, если гости принимают пищу в заведении);
- Сроки годности продуктов и условия хранения;
- Уголок потребителя;
- Журнал проверок представителей контролирующих органов;
- Согласование тревожной кнопки с полицией;
- Вентиляцию и другие инженерные системы, в том числе пожарную и план эвакуации.
Если сомневаетесь, что помещение по всем параметрам подходит для вашего заведения, закажите экспертизу в Роспотребнадзоре. Он выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности. Регламент по предоставлению этой услуги описан в Приказе Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (в ред. от 22.07.2016).
- Анна сама оформила уголок потребителя. Этого понятия нет в нормативных актах, уголком потребителя принято называть стенд с информацией о заведении, которая отвечает требованиям ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей.
Что разместить на стенде:
- Режим работы и контакты заведения;
- Прайс на блюда, если у вас нет других способов сообщить гостям о меню и ценах;
- Копию свидетельства о госрегистрации;
- Если продаете алкоголь, копию лицензии;
- Книгу отзывов и предложений (п. 6 ч. 2 Постановления Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020);
- Закон РФ № 2300-I о защите прав потребителей от 07.02.1992;
- Постановление Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020 с правилами оказания услуг общественного питания;
- Список и контакты контролирующих органов, журнал проверок с отметками этих ведомств.
- Анна прошла медосмотр у нескольких специалистов и получила медицинскую книжку в своей поликлинике. Это обязательный документ для работников общепита, подтверждающий, что здоровье соответствует санитарным требованиям (Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 о личной медицинской книжке и санитарном паспорте).
Выбираем программу для технологических карт, учета ингредиентов и блюд
Анна пропустила этот шаг. И напрасно. Поняла она это уже после запуска кофейни.
Видеть выручку помогала касса, взятая напрокат. А для учета закупок, ингредиентов и продаж у Анны были разлинованный журнал и калькулятор. Когда нашелся бариста, Анна перестала работать за стойкой и судить о продажах приходилось по записям, сделанным чужой рукой.
В обоих случаях Анна не видела полно и четко, как у нее дела. Закупала ингредиенты на глазок, считала остатки вручную, верила на слово, сколько продано со скидкой или без.
Анна нашла недорогую программу для технологических карт — решение помогло автоматизировать учет и не тратить силы на рутину. Приобрела учетный сервис сразу с кассой. Так получилось выгоднее и проще, потому что всё в одном: кассовая программа, учет ингредиентов, аналитика, а потом и работа со столиками пригодилась, когда открыла вторую кофейню побольше.
