Хочу открыть кафе. С чего начать? — Контур.Маркет — СКБ Контур

Хочу открыть кафе. С чего начать?

Анна поделилась, как запускала свою кофейню в Екатеринбурге. Оказалось, что открыться — не самое сложное. Гораздо труднее наладить все процессы внутри своего маленького бизнеса. Расскажем, что нужно, чтобы открыть кафе, что может пойти не так и как этого избежать.

1. Выбираем формат заведения

Анна влюблена в кофе и хорошо разбирается в нем. Поэтому задумала именно кофейню с напитками навынос, парой столиков и барной стойкой с местами для гостей.

Открыть с нуля кафе, стритфуд, ресторан, закусочную… ИП может запустить любое заведение общепита, если не планирует предлагать крепкий алкоголь. Для продаж крепкого нужно открыть юрлицо, приобрести лицензию в региональном отделении Росалкогольрегулирования и вести отчетность в ЕГАИС и ФСРАР.

Анна оформила ИП. В качестве основного вида деятельности выбрала «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», он подходит и для кафе (код по ОКВЭД 56.10).

Платить налоги Анна решила по патенту (ПСН). На патенте можно работать общепиту с площадью помещения 50 м² и меньше. Узнать о других системах налогообложения и посчитать, что выгоднее.

2. Получаем разрешительные документы

Работу заведений общепита регулирует Роспотребнадзор. Анна прочитала, что открытие кафе или ресторана с нуля происходит в уведомительном порядке: открываешься, отправляешь уведомление в Роспотребнадзор (скачать бланк) и в региональное отделение МЧС (скачать бланк), затем ждешь проверку. То есть варить кофе и радовать клиентов можно, не дожидаясь ответа от инстанций.

Поначалу так и хотела сделать. Однако подготовка к открытию затянулась из-за ремонта, поиска бариста, закупки расходников и посуды. Поэтому Анна решила запустить сбор документов параллельно и действовала так.

1. Изучила основные требования для точек общепита:

2. Уточнила у собственника помещения (арендодателя), какие документы уже есть. 

В наличии были:

  • план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции;
  • технологический проект привязки оборудования к электричеству, воде, канализации; 
  • договоры о дезинфекции и вывозе мусора.

3. Обратилась в компанию, которая собирает необходимые документы на условиях аутсорсинга. Это сэкономило десятки часов рабочего времени и обошлось в 20 тысяч рублей. 

Что делать, если открываетесь в помещении, где уже была точка общепита?

Уточните у арендодателя, какие есть документы для предъявления инспекции при проверке.

Поэтому рекомендуем связаться с Роспотребнадзором вашего региона. Требования отличаются и зависят от типа заведения (закусочная, столовая, кафетерий, бар), от особенностей вашего помещения, от меню и рассадки гостей. 

Задайте вопросы не только о документах, но и как подготовиться к проверкам после открытия кафе или ресторанного бизнеса. 

Что могут проверить представители различных инстанций:  

  • Договоры на услуги по вывозу мусора, дезинфекции, дератизации, стирки (например, столового текстиля, фартуков, униформы);
  • Санитарные книжки сотрудников, которые имеют дело с продуктами питания;
  • План производственного контроля и график лабораторных исследований;
  • Технологические карты блюд, входящих в меню;
  • График уборки;
  • Наличие туалета для сотрудников (это обязательно) и для гостей (нужно, если гости принимают пищу в заведении);  
  • Сроки годности продуктов и условия хранения;
  • Уголок потребителя;
  • Журнал проверок представителей контролирующих органов;
  • Согласование тревожной кнопки с полицией;
  • Вентиляцию и другие инженерные системы, в том числе пожарную и план эвакуации.

Если сомневаетесь, что помещение по всем параметрам подходит для вашего заведения, закажите экспертизу в Роспотребнадзоре. Он выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности. Регламент по предоставлению этой услуги описан в Приказе Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (в ред. от 22.07.2016).

4. Анна сама оформила уголок потребителя. Этого понятия нет в нормативных актах, уголком потребителя принято называть стенд с информацией о заведении, которая отвечает требованиям ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей. 

Что разместить на стенде:

  • Режим работы и контакты заведения;
  • Прайс на блюда, если у вас нет других способов сообщить гостям о меню и ценах;
  • Копию свидетельства о госрегистрации;
  • Если продаете алкоголь, копию лицензии;
  • Книгу отзывов и предложений (п. 6 ч. 2 Постановления Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020);
  • Закон РФ № 2300-I о защите прав потребителей от 07.02.1992;
  • Постановление Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020 с правилами оказания услуг общественного питания;
  • Список и контакты контролирующих органов, журнал проверок с отметками этих ведомств. 

5. Анна прошла медосмотр у нескольких специалистов и получила медицинскую книжку в своей поликлинике. Это обязательный документ для работников общепита, подтверждающий, что здоровье соответствует санитарным требованиям (Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 о личной медицинской книжке и санитарном паспорте). 

3. Выбираем программу для учета ингредиентов и блюд 

Анна пропустила этот шаг. И напрасно. Поняла она это уже после запуска кофейни. 

Видеть выручку помогала касса, взятая напрокат. А для учета закупок, ингредиентов и продаж у Анны были разлинованный журнал и калькулятор. Когда нашелся бариста, Анна перестала работать за стойкой и судить о продажах приходилось по записям, сделанным чужой рукой. 

В обоих случаях Анна не видела полно и четко, как у нее дела. Закупала ингредиенты на глазок, считала остатки вручную, верила на слово, сколько продано со скидкой или без. 

Анна нашла недорогое решение, чтобы автоматизировать учет и не тратить силы на рутину. Приобрела учетный сервис сразу с кассой. Так получилось выгоднее и проще, потому что всё в одном: кассовая программа, учет ингредиентов, аналитика, а потом и работа со столиками пригодилась, когда открыла вторую кофейню побольше.

Автоматический учет ингредиентов, блюд и расходников

Сервис Контур.Маркет помогает эффективно управлять заведением, работать со столами, контролировать сотрудников, развивать лояльность клиентов.

Узнать подробнее

Читайте также


Расскажем, как повысить сумму среднего чека, и дадим несколько советов по улучшению меню. А еще покажем, как Маркет помогает следить за средним чеком и сравнивать данные с другими периодами, чтобы понять, надо ли бить тревогу, что доход падает.

По данным Центрального банка РФ доля безналичных платежей составила 75% за III квартал 2021 года. Чем меньше наличных, тем меньше получают «на чай» официанты и горничные и тем больше гости заведений чувствуют вину, что не могут поблагодарить за хорошее обслуживание. Эксперты Контур.Маркета рассказали, как получать чаевые безналом. Можно ли? Законно ли? Какие есть способы?

Налоговая запустила спецпроект, чтобы выявлять и наказывать заведения, которые не соблюдают 54-ФЗ. Владельцам кафе, баров и ресторанов стоит задуматься о приобретении оборудования и программного обеспечения. Расскажем, почему работа с онлайн-кассами выгодна бизнесу и что учесть при выборе техники.

Помимо блюд и напитков заведения общепита предоставляют подарочные карты и принимают депозит за стол. Рассказываем, как верно провести такие продажи в Контур.Маркете.

Гость ресторана заказывает солянку, но на кухне уже нет бекона и маслин, и официанту приходится предлагать замену. Чтобы сохранить клиентов и выручку, заведению нужно всегда знать, сколько продуктов ушло на готовку, сколько осталось, и какие закончатся быстрее. Контур.Маркет помогает следить за остатками онлайн и в автоматическом режиме.

Есть вопросы? Оставьте заявку на консультацию