Какой способ нанесения кода маркировки выбрать — Контур.Маркировка — СКБ Контур

Какой способ нанесения кода маркировки выбрать

Производители маркируемой продукции обязаны наносить код маркировки на товар независимо от того, какой вид учета применяют: поэкземплярный или объемно-сортовой. Существует несколько видов нанесения Data Matrix: прямой, типографский и метод этикетирования. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберем, в чем между ними разница, рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и выясним, на что ориентироваться при выборе.

У кодов Data Matrix выделяют пять классов качества: от A(4.0) до F(0.0). Минимальный класс качества для работы с системой маркировки — С(2.0). Классы D(1.0) и F(0.0) зачастую не считываются сканерами, что может привести к отказу в приемке товара.

Прямое нанесение

При прямом нанесении код маркировки наносится на упаковку товара или товарную этикетку. Например, производители упакованной воды наносят код маркировки на крышку бутылки. При больших объемах этот способ дешевле, чем этикетирование или типографское нанесение, но для работы понадобится специальное оборудование: принтер, отбраковщик, сканер или камера тех. зрения. 

Существуют разные технологии прямого нанесения: термотрансферная печать, каплеструйная, пьезоструйная, лазерная и другие. Для того, чтобы выбрать оптимальный способ, нужно учесть: 

  1. Тип упаковки: форм-фактор, материал и место для кода маркировки. Прямое нанесение доступно для любого форм-фактора, но стоит сравнить затраты от разных способов. Например, для производства творожных сырков используют мягкую упаковку Flow wrap, поэтому выгоднее наносить код маркировки при ее печати в типографии. 
  2. Возможности линии: товар должен поступать равномерно, чтобы код наносился на заготовленное место, а поверхность упаковки или самого товара должна позволять наносить Data Matrix классом качества не ниже C(2.0). Разные технологии нанесения имеют разную «требовательность» к условиям на линии и максимальную скорость работы. 

Прямое нанесение минимизирует операционные издержки, но понадобится разовая покупка оборудования, которая может быть невыгодна для малых производителей. Также важно обратить внимание на уровень автоматизации производства.

Этикетирование 

При использовании этого метода на упаковку наносят стикер с уже напечатанным кодом маркировки. Помимо самого кода, на этикетке можно указать дополнительную информацию, которая зависит от товарной группы. Например, для молочной продукции — срок годности или вес, чего нет на этикетке для обуви. Для легкой промышленности можно использовать этикетки в соответствии с ГОСТ, добавив в них еще и код маркировки. 

Существуют два основных способа нанесения этикеток: ручной или автоматический. В первом случае этикетку клеят на каждый товар руками или ручным аппликатором. Такой способ подойдет, когда фасовка и укладка товара происходит вручную, и нет конвейерной линии. Во втором — с помощью автоматического аппликатора на линии, что позволяет маркировать товар гораздо быстрее.

Сами этикетки с кодами можно печатать на производстве с помощью термотрансферного принтера, а можно заказывать у сервис-провайдеров — специальных типографий, оказывающих такие услуги. Также существуют принтеры-аппликаторы, которые совмещают в себе две функции и наносят код сразу после печати.

При маркировке на линию стоит установить камеру для проверки кода, а также отбраковщик. При ручном нанесении нужно проверять считываемость кодов 2D-сканером или ТСД.

Как и предыдущий метод, этикетирование подходит для большинства упаковок. Преимуществом данного метода является то, что с ним можно работать компаниям любого масштаба благодаря относительно недорогому внедрению оборудования и возможности ручного нанесения этикетки. Но такой способ дороже из-за затрат на расходники, а также есть риск повреждения этикеток при хранении и транспортировке товара. Чтобы минимизировать этот риск, нужно правильно выбрать материал этикетки, место нанесения, которое меньше подвергается трению, а также следить за условиями хранения этикеток до их нанесения.

markirovka

Создайте собственный шаблон этикетки

Если пользуетесь модулем Контур.Маркировки для 1С, то сделайте это самостоятельно в разделе «Справочники» → «Шаблон», а для работы с шаблонами в веб-версии подайте заявку в «Работу с этикетками».

Типографское нанесение

В этом случае производитель передает коды маркировки в типографию и упаковку печатают уже с Data Matrix. Способ хорош тем, что не нужно покупать оборудование для нанесения и добавлять этот этап в производственный процесс.

За печать, обслуживание оборудования и читаемость кода отвечает типография. Это существенно снижает затраты на производстве и минимизирует изменение текущих процессов. Важно, чтобы она прошла аккредитацию в Честном ЗНАКе и получила статус сервис-провайдера, иначе ответственность за качество средства идентификации останется на производителе. 

Но у такого метода также есть нюансы: как правило, у типографии устанавливают минимальные объемы заказа, которые иногда превышают объемы производства продукции. На случай непредвиденных обстоятельств, рекомендуем приобрести термотрансферный принтер и запас этикеток, даже если используете типографский метод.

Какой способ выбрать

Выбор способа зависит от разных факторов, поэтому универсального ответа нет. Крупным компаниям, которые стремятся минимизировать операционные издержки и могут позволить разовую покупку оборудования, стоит присмотреться к методу прямого нанесения. Малому бизнесу подойдет этикетирование или типографский метод. Особенно, если компания заказывала этикетку в типографии еще до введения маркировки. 

Максим Карелин
Эксперт сервиса Контур.Маркировка

При выборе способа нанесения нельзя ориентироваться только на стоимость решения. Очень важно выбрать тот вариант, который обеспечит необходимое качество, устойчивость от повреждений при транспортировке и хранении. Сейчас особенно актуален вопрос доступности и стоимости расходников с комплектующими. Проконсультировать и помочь сделать правильный выбор могут системные интеграторы. Также большой опыт и база знаний накоплены у Честного ЗНАКа. 


Как импортеру сэкономить на маркировке товара

До недавних пор импортер был обязан маркировать товар до пересечения границ за рубежом или на таможенных складах на территории РФ под процедурой таможенного склада. После вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 114 появилась возможность маркировать товар на складах уполномоченных экономических операторов второго и третьего типа без разрешения таможенного органа. Это не только упрощает процедуру импорта, но и позволяет сэкономить на маркировке и госпошлинах. Рассказываем, кто такие уполномоченные экономические операторы, как получить статус УЭО и как теперь можно маркировать товар.

Объемно сортовой учет: что такое, как работает и чем грозит уклонение

С 1 сентября 2022 вводится объемно-сортовой учет для участников оборота молочной продукции. Это промежуточный этап, который позволит производителям, импортерам и оптовикам плавно перейти на поэкземплярный учет. Вместе с экспертами Контур.Маркировки разберемся, когда и для кого вводится ОСУ, как он работает, а еще проверим, достаточно ли оптовику использовать электронный документооборот для соблюдения всех требований.

Как предпринимателю продавать подконтрольные товары на маркетплейсах?

Предприниматели все чаще выходят на маркетплейсы: площадка берет на себя логистику, дает удобные инструменты продвижения и снимает часть законодательных обязанностей. Однако обязательства по маркировке товаров остаются. На примере двух героев эксперты Контур.Маркировки рассказали, что нужно предпринимателям для продажи подконтрольных товаров на маркетплейсе и что будет, если они совершат ошибку.

Как неучастники оборота помогают импортерам маркировать товар

С 2011 года в России постепенно внедряется система маркировки, которая обязывает импортеров маркировать каждую единицу товара до ввода в оборот. После легализации в 2022 году параллельного импорта, который не освобождает участников оборота от обязанности маркировать товар, возникает вопрос: как маркировать товар до пересечения границ? В статье рассказываем, как работает система маркировки, как маркируют импортный товар и чем импортеру могут помочь организации, которые не являются участниками оборота.